Время и память: как мы понимаем, что произошло раньше, а что позже?

На модерации Отложенный

Для физиков (настоящих физиков) нет отдельно пространства и отдельно времени, есть пространство-время. Любой объект в нём рассматривается не просто как отдельное тело, а как процесс в пространстве-времени. Одни процессы имеют большую продолжительность существования, другие – меньшую. При этом малые процессы являются частью более крупных.

Люди, которые представляют пространство и время по отдельности, не понимают и не чувствуют эволюционных изменений и взаимосвязей в природе. Для них пространство – это статичная сцена, на которой происходит взаимодействие разных (непонятно откуда возникших) объектов, не связанных между собой, а время и вовсе – понятие выдуманное. Как сказал один из читателей в комментарии к моей статье «Как представить четырехмерное пространство?»: «Никакого времени не существует, время – ньютоновская масонская выдумка».

Если он прав, и никакого времени в природе нет, то как существует ПАМЯТЬ?

Существование памяти мы не можем отрицать. Мы помним, что было вчера, месяц, год назад. Да, не всегда мы помним все детали, но в том, что биографическая память есть, нет никаких сомнений. Иначе мы никогда не смогли бы согласовать друг с другом свои действия, запланировать и осуществить что-либо, договориться о чем-либо на будущее – на завтра, на месяц или год вперед. Таким образом, память есть объективно. Это не моя или чья-то субъективная блажь.

А если память есть, то как мы понимаем, что одно событие произошло раньше, а другое позже? Этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.

Если рассуждать как мой оппонент, который считает, что нет единого времени, а есть лишь изменения, то как можно проследить ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ этих изменений? Ведь изменений происходит очень много, а память последовательности этих изменений – одна на всех. Именно её мы изображаем на графике как шкалу времени. Значит, есть некий единый процесс, внутри которого происходят все другие процессы, и относительно которого мы можем ощущать время.

Если все процессы происходят хаотично, не связаны между собой, то мы имеем что-то наподобие броуновского движения, в котором нет никакой временнОй закономерности. Но если процессы имеют НАПРАВЛЕННЫЙ характер, то возникает это самое ощущение времени. И находясь в этом направленном потоке, мы не можем не подчиняться его влиянию. Более того, этот направленный поток и составляет основу нашего сознания, структуру нашей памяти. Отрицая единую основу нашего сознания и бытия, отрицая целенаправленность эволюции, мы утрачиваем и память, и осознанность, и разумность.

Если человек не осознает, что его жизнь – это часть глобального, вселенского процесса самоорганизации материи, если он живет одним днем, не чувствуя взаимосвязи происходящих с ним событий с событиями во окружающем мире, с прошлым и будущим, то он неосознан.

И если он даже не стремится стать более осознанным, то жизнь ему кажется чередой случайных событий, лишенных смысла. Сам факт удивительной упорядоченности этих событий не вызывает у него изумления. И даже само наличие сознания воспринимается им как должное, как нечто обыденное, и не представляющее особой ценности.

Такой человек всё время ищет в жизни каких-то дополнительных стимулов, чего-то сверхъестественного, чудес, мистики. Его привлекает всё новое, интересное, необычное, потому что в простых, постоянных вещах он не чувствует глубину жизни, обладая поверхностным взглядом на вещи. Такой человек и себя считает явлением случайным и временным в этой жизни.

Само по себе внимание к необычному – это неплохо. Это может быть признаком любознательности, желанием лучше понять этот мир. Но плохо, когда отклонения от нормы используют как аргумент против нормы. Когда, например, на редкие случаи ненормального социально-психологического поведения обращают гораздо больше внимания, чем на нормальное (закономерное) поведение подавляющего большинства. Когда вместо того, чтобы изучать глобальный тренд развития, изучают единичные случаи исключений из него. И именно на их основе пытаются делать обобщающие выводы о природе явлений и прогнозировать будущее.

Мы можем в этой жизни плыть по течению, куда волна вынесет, или «бороться с системой» - плыть против течения, или пытаться лавировать, выбирая для себя лучший путь, но если мы не используем отпущенное нам время на то, чтобы совершенствовать сознание и жизнь, используя данные нам возможности, то любая стратегия окажется проигрышной.

Развитие – это всеобщий «тренд» самоорганизации материи, целью которой является энергетически устойчивое состояние системы с минимумом энтропии. Достигнув личной осознанности, мы делаем максимум, что можем сделать для мира и для собственной эволюции. Никакие иные социальные, материальные или интеллектуальные достижения не могут сравниться с этим.

Те подсистемы, которые достигли такого минимума энтропии, становятся центрами самоорганизации – теми «столпами эволюции», вокруг которых продолжается формирование новых, дополнительных структур, происходит совершенствование сознания. Относительно их происходит дальнейшее движение и развитие, т.е. отсчет времени. Они навсегда остаются в эволюционной структуре памяти этого мира.