Что на Руси только белорусам разрешали

На модерации Отложенный

Россияне и белорусы - самые близкие друг другу народы. Это вам любой школьник скажет. Общие история и культура, тесные связи в экономике. Говоря об одной стране, сложно не вспомнить о другой. Было ли так всегда, а также чем занимались первые гости из Синеокой в Москве и как им удалось создать первый на Руси театр, корреспонденты «СВ» расспросили председателя Региональной национально-культурной автономии «Белорусы Москвы» Оксану Солопову

Что на Руси только белорусам разрешали

В воссозданной резиденции царя Алексея Михайловича в Коломенском бывали многие, но мало кто знает, что великолепная резьба оригинала - дело рук соседей. Фото: Марина Волосевич/ kpmedia.ru


КАК ЖАР ГОРЯ

- Кажется, наши народы всегда были рядом. Но ведь у всего есть точка отсчета. Когда началось наше родство?

- Еще в XIV веке. C белорусских земель, входивших тогда в состав Великого княжества Литовского, стали наведываться в Москву купцы. Везли ткани, гончарные изделия, зерно. За ними понемногу потянулись крестьяне, горожане, служивые люди, ремесленники, духовенство. Большинство их селилось в Мещанской слободе.

- Той, что одна из древнейших в Москве?

- Ее основали специально для выходцев из Беларуси. Откуда такая забота? Российское государство было заинтересовано в высококлассных гончарах, резчиках, портных, оружейниках, золотых дел мастерах, печатниках... Своих не хватало. Именно поэтому в 1671 году специальным царским указом переселенцам отдали территорию за Земляным валом между нынешним проспектом Мира и Самотечной улицей, над рекой Неглинной. Да и само название Мещанской слободы происходит от белорусского слова, означающего «город».

- Что такого чудесного могли сделать эти ремесленники, чего не было на Руси?

- В первую очередь они славились великолепной резьбой по дереву. Белорусские умельцы принесли новую технику - флемскую резьбу. Благодаря ей вырезанные деревянные желобки и перекаты были похожи на полыхающий огонь, их покрывали сусальным золотом. Потому-то резьба и стала называться флемской, от немецкого слова flamme - «пламя».

Вся резьба дворца Алексея Михайловича, не так давно воссозданного в Коломенском, - дело рук белорусов. Кстати, царю настолько понравилась работа, что, кроме обычного жалования, он одарил каждого мастера дорогим сукном.

- Работы белорусских умельцев можно увидеть и сегодня?

- Легко! Резчики работали, например, над иконостасом Смоленского собора Новодевичьего монастыря, над резными дверями холодного храма в Иверском монастыре, над Воскресенским собором Новоиерусалимского монастыря на Истре, Покровским храмом с пряничными куполами в Измайлове. Кстати, изменилась с приходом белорусов и традиционная технология изготовления изразцов. Раньше они были красные, одноцветные. Но с приходом новых мастеров сменяются поливными многоцветными. Это так называемая майолика.

НАСТАВНИК ДЛЯ ЦАРЕВИЧА

- Какие еще профессии выходцев из Синеокой уважали в то время?

- Интересен факт, что белорусская прислуга ценилась на уровне европейской. Ведь они, как правило, знали быт и культуру западных стран, владели языками. Их часто брали на работу в Немецкой слободе. Тем более, что правила запрещали иноверцам нанимать в услужение православных, а вот белорусов - было можно.



- Они не были православными?

- Переселенцев из тех земель вроде бы и считали православными, но православность их ставилась под сомнение. Им приходилось проходить особый обряд, церемонию вхождения в веру, когда они приезжали в Москву.

А еще многие белорусы прекрасно знали грамоту. Поставить подпись в документе тогда было не так просто. Существовали четкие сложные формулировки. Следовало писать: «К сему документу руку приложил...» и так далее. Это вам не крестик поставить. А мы фиксируем многочисленные подписи, сделанные жителями слободы. Там и школа своя была, с 1684 года ее содержал некий Яков Яковлев.

НА ГЛАВНЫХ РОЛЯХ

- «Звездные» имена белорусов тех времен мы знаем?

- Безусловно, это Симеон Полоцкий. Один из первых белорусских и русских поэтов. Драматург, богослов, переводчик. Родился в 1628 году. Он не просто приехал, его пригласили в Москву. Царь Полоцкого чрезвычайно привечал. Даже сделал наставником для наследников престола. Симеон был учителем у Федора Алексеевича, благодаря чему тот прекрасно владел языками - знал латынь и польский, да и стихи писал. Полоцкий познакомил Москву и с драматическим искусством, сочинив в духе средневековых мистерий три пьесы.

- В допетровской Руси был театр?

- И играли там именно белорусы. Театр, вещь по дедовским понятиям невиданная и даже еретическая, вдруг становится возможным. Появляется он в 1672 году при царском дворе Алексея Михайловича. Православным играть в театре запрещалось. Церковь считала его «игрой бесовской». А вот белорусам - опять зеленый свет. 26 «робят» - дети жителей Мещанской слободы и подьячих - составили костяк первой в России придворной труппы. Ставили в основном религиозные драмы. К сожалению, жили актеры крайне тяжело. Многие писали челобитные, мол, с голоду помираем. Но именно благодаря этим документам сегодня мы знаем их имена.
 

КСТАТИ


На родной мове и говорим, и поем

- Сколько сейчас в Москве живет белорусов?

- По результатам последней переписи, в стране их больше полумиллиона. Только в одной столице России - около сорока тысяч. То есть они занимают в Первопрестольной седьмое место по численности.

- Влияет ли белорусская диаспора на отношения между нашими странами?

- Конечно, в общину входят серьезные, насчитывающие пятнадцати-двадцатилетнюю историю общественные структуры. Сегодня у нас около ста таких организаций по всем регионам. Они помогают сотрудничеству России и Беларуси в гуманитарной, экономической сферах. Сильные общественные объединения сложились на северо-западе, в центральной зоне, на юге, на Урале, в Сибири.

- Как развивается белорусский язык в диаспоре?

- Активно используется. Разговаривают, читают стихи, ходят смотреть спектакли, на демонстрации белорусских фильмов, даже занимаются переводами на мову. В диаспоре есть свои самодеятельные творческие коллективы, которые поют на белорусском. А вот изучение языка - это уже личная инициатива каждого.

Не стоит забывать, что Республика Беларусь - единственная страна на постсоветском пространстве, где два государственных языка, русский и белорусский. Родную мову белорусы России знают, помнят, понимают, но нет жесткой привязки к ней. Русский равно близок и дорог им.