"Важные истории": новые министры срочно избавились от домов и бизнесов

На модерации Отложенный

Депутаты ГД впервые справилась с новой функцией — одобрили изменения в кабмине. По новой Конституции, кандидатуры министров и их заместителей (за исключением МИД и силовиков) предлагает председатель правительства, их утверждает Госдума.

 

Людмила Бутузова

 

Представление новых фигурантов Ирека Файзуллина, Николая Шульгинова и Александра Козлова на ключевые позиции в правительстве – строительство, энергетику и природные ресурсы – прошло строго в официальных рамках: краткая биография, занимаемые должности, заслуги перед государством, предстоящие задачи. Ажиотажного интереса к новым министрам депутаты не проявили – их давно знают по работе в госструктурах. Ирек Файзуллин, до 2020 года был министром строительства Татарстана и главным архитектором республики. Глава «РусГидро» Николай Шульгинов работает в энергетике с 1975 года, ранее он занимал руководящие посты в «Ставропольэнерго», «ЕЭС России». Александр Козлов - бывший глава Минвостокразвития, занимал эту должность с мая 2018 года.

Депутаты одобрили, президент Владимир Путин 10 ноября подписал указ о назначении и новые министры разошлись по кабинетам, укрывшись от взглядов публики.

А вот расследовательский ресурс «Важные истории» взял и проверил биографии назначенцев. Выяснилось, что у них много общего – все трое незадолго до назначения спешно избавились от дорогостоящей недвижимости и пришли в правительство буквально нищими. Все бизнес-тяготы взяли на себя их друзья и родственники.

Новый министр природных ресурсов и экологии 39-летний Александр Козлов стал самым молодым в российском правительстве. Впрочем, «самым молодым» он становится не в первый раз. В 30 лет Козлов возглавил министерство ЖКХ Амурской области. В 33 стал мэром Благовещенска. В 34 — главой Амурской области и самым юным российским губернатором. В 37 — министром по развитию Дальнего Востока и Арктики. Параллельно с карьерным ростом Козлова добивались успехов в бизнесе и на госслужбе его друзья и родственники. Причем нередко случалось, что они приходили к успеху именно в тех сферах, которые курировал Козлов. В частности, как утверждается в расследовании «Важных историй», спустя месяц после победы Козлова на выборах мэра Благовещенска директором крупного муниципального предприятия «Дорожно-эксплуатационное управление», отвечавшего за ремонт городских дорог, был назначен Денис Чайка — ровесник Козлова и, согласно соцсетям министра, его «лучший друг». Через несколько месяцев предприятие прекратило деятельность, но компании, зарегистрированные на родственников Чайки, и сейчас получают миллиарды рублей от государственных компаний Амурской области за дорожные работы.

 

Родственники Александра Козлова оказались не менее удачливы, чем друзья. Официально Козлов женился в 2015 году, однако со своей будущей женой Анной Логиновой познакомился задолго до свадьбы, в середине 2000-х. Осенью 2014 года, вскоре после избрания Козлова мэром Благовещенска, 24-летний брат его невесты Алексей Логинов учредил компанию «БУК», занимавшуюся управлением жилым фондом города. Прошло еще несколько месяцев — и Логинов, на тот момент уже шурин мэра, стал гендиректором подведомственного мэрии информагентства «Город». В 2019-м, когда Козлов перешел на должность министра по развитию Дальнего Востока и Арктики, Логинов возглавил крупную управляющую компанию «Амурская». Она заведует тремя территориями опережающего социально-экономического развития в Амурской области — специальными зонами с льготным налоговым режимом. «Амурская» — дочерняя компания «Корпорации развития Дальнего Востока», которая напрямую подчинялась Козлову. В 2019 году государство вложило в «Амурскую» полмиллиарда рублей.

Мать и сестра Козлова тоже не обижены. В октябре 2016 года СМИ сообщили о строительстве двухэтажного особняка для амурского губернатора в элитном районе села Белогорье на берегу реки Зея. Александр Козлов тогда связал «информационный вброс» с предстоящими выборами и сказал, что не имеет отношения к этой стройке. Как выяснили «Важные истории», она все же оказалась не чужой для Козлова. Согласно выписке из Росреестра, часть участка, на котором строился особняк, принадлежала Александру Козлову с 2014 по 2016 год. Он продал ее всего за восемь дней до того, как о доме написали журналисты. Причем продал компании, которая принадлежала его родственницам. В ответе «Важным историям» Козлов подтвердил эту информацию. Сейчас участком и особняком владеет компания «Спецпромстрой». Ее главный акционер — компания «Спрут». Владелицы «Спрута» — Ирина Козлова, мать Александра Козлова, и Евгения Филатова, его младшая сестра. На «Спецпромстрой» записаны участки и строения в Благовещенске и Райчихинске, где Козлов учился и работал. Некоторые участки компания купила у самого Козлова за год до того, как он стал мэром и был вынужден начать декларировать имущество. Благодаря этому в декларации мэра за 2014 год отображен только один участок. Впрочем, он через три года тоже перешел к «Спецпромстрою». Есть и квартира в Москве — в Звонарском переулке, купленная как раз перед переходом Козлова на должность федерального министра и его переездом в столицу. Квартира площадью 76 квадратных метров расположена в самом центре города, в шаговой доступности от Красной площади. Отвечая на вопросы «Важных историй», министр заявил, что не живет в Звонарском переулке, но не сказал, действительно ли эта квартира принадлежит фирме его родственниц.

Кадастровая стоимость всей недвижимости «Спецпромстроя» на 1 ноября 2020 года — 54 миллиона рублей. Рыночная цена гораздо выше: одна лишь московская квартира могла обойтись компании примерно в 39 миллионов (если считать по цене квадратного метра в этом доме в 2020 году).

Кроме того, на «Спецпромстрой» зарегистрирована значительная часть автотранспорта Козловых. Всего с конца 2013 года на компанию было записано 16 легковых машин, среди которых были и раритеты: ГАЗ-21, как у Владимира Путина, и ЗИЛ 41047, как у Михаила Горбачева. В настоящее время «Спецпромстрою» принадлежит пять люксовых автомобилей. Судя по фотографиям в сети, как минимум один из них, Mercedes AMG G63, теперь обитает в Москве — как и министр Козлов.

Последние два года компания «Спецпромстрой» убыточная. Прибыли от продаж, которая была у фирмы до этого, явно не хватало для покрытия расходов на дорогостоящую недвижимость и автомобили. Сестра министра работает преподавателем в детской художественной школе. Бизнес его матери, судя по отчетности, не приносит достаточно прибыли. Сам Козлов с супругой, согласно официальным декларациям, с 2014 по 2019 год заработали всего 27,5 миллиона рублей. Таким образом, происхождение денег, потраченных на все перечисленные выше покупки (если они делались по рыночной цене), остается неизвестным.

Новый министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин приехал из Казани, где последние десять лет возглавлял министерство строительства Татарстана. Его назначение совпало с повышением по госслужбе его земляка Марата Хуснуллина, который в 2020 году стал заместителем председателя Правительства и теперь курирует строительную отрасль России. Чиновники уже работали вместе: с 2005-го по 2010 год Ирек Файзуллин был заместителем Марата Хуснуллина, на тот момент министра строительства Татарстана.

Ирек Файзуллин близок и к главе Татарстана Рустаму Минниханову, члену Госсовета при президенте России, возглавляющему рабочую группу по вопросам строительства. Так трое земляков — Ирек Файзуллин, Марат Хуснуллин и Рустам Минниханов — стали главными лицами в строительной отрасли страны.

Министра строительства Ирека Файзуллина и президента Татарстана Рустама Минниханова связывают не только деловые отношения и интерес к строительству, пишут «Важные истории». Они соседи — причем свое имение в деревне Ильино недалеко от Казани Ирек Файзуллин купил в 2009 гоу у Минниханова.

По сравнению с резиденцией президента Татарстана у Файзуллиных довольно скромный участок — площадью около четырех тысяч квадратных метров. На тот момент Файзуллин был заместителем министра строительства, а Рустам Минниханов — премьер-министром Татарстана. Когда в 2010 году Минниханов стал президентом республики, он повысил Файзуллина до министра строительства.

 

Как выяснили «Важные истории», помимо имения в Ильине, Файзуллин и Минниханов до недавнего времени соседствовали и в поселке Боровое Матюшино в Лаишевском районе Татарстана. У Рустама Минниханова там дачный дворец, о котором рассказывал ФБК, а у Ирека Файзуллина — два дома площадью 144 и 71,5 кв. м в дачном некоммерческом товариществе «Лес». Их купила жена министра Гузалия Файзуллина в 2009 году. На сайтах объявлений в этом районе дома с такой площадью стоят от трех до 10 миллионов рублей.

В целом в 2009 году семья Файзуллиных, по оценкам «Важных историй», могла потратить на недвижимость от 20 до 30 миллионов рублей, если ориентироваться на цены 2020 года. Декларации Ирека Файзуллина доступны только за 2014–2015 годы. Судя по ним, тогда он зарабатывал до четырех миллионов рублей в год, а его жена Гузалия — до 300 тысяч.

В октябре 2020 года, буквально за месяц до официального вступления в должность, министр Файзуллин продал дом и землю в Ильине фирме «Евростройхолдинг+». Эта компания в последние годы стала одним из главных застройщиков Татарстана. У «Евростройхолдинга+» больше ста госконтрактов на общую сумму 19 миллиардов рублей. Основной заказчик — «Главинвестстрой» Татарстана, подконтрольный министерству строительства республики.

В сентябре 2020 года жена министра Гузалия Файзуллина (по закону ее недвижимость будет отражена в декларации мужа) подарила два дачных дома в поселке Боровом Матюшино дочери Лилии Ажимовой (в девичестве Файзуллиной). Так перед вступлением Ирека Файзуллина в должность министра строительства супруги избавились от всей своей недвижимости.

Помимо домов и участков, «Важным историям» удалось найти родственников Ирека Файзуллина, которые построили успешную карьеру в строительной отрасли не только Татарстана, но и Москвы.

Муж дочери министра Лилии Ажимовой (Файзуллиной) — Тимур Ажимов — работает первым заместителем гендиректора «Татинвестгражданпроекта», госпредприятия, которое разрабатывает проектную документацию и генпланы для большинства государственных строек Татарстана. В 2010 году, когда Ирек Файзуллин был гендиректором «Татинвестгражданпроекта», Тимур Ажимов работал его помощником. Когда Файзуллин стал министром строительства республики, Ажимов стал помощником министра. На тот момент ему было всего 26 лет. Он работал с Файзуллиным до 2014 года, а затем перешел в министерство транспорта, где сразу занял должность заместителя министра, после чего продолжил карьеру в «Татинвестгражданпроекте».

Брат Тимура Марат Ажимов — заместитель гендиректора «Управления экспериментальной застройки микрорайонов» в Москве и владелец недвижимости на Рублево-Успенском шоссе, где расположены одни из самых дорогих жилых участков в стране. Компания распределяет госконтракты на строительство социальных объектов, жилья по реновации и других заказов от московской мэрии.

Сын Ирека Файзуллина Алик успел поработать в федеральном Министерстве строительства раньше отца. С 2014 года он упоминался в документах ведомства как заместитель директора Департамента жилищной политики Минстроя России. Тогда ему было 25 лет. На следующий год Алик Файзуллин возглавил «Научно-исследовательский аналитический центр», учрежденный Комитетом Москвы по ценовой политике в строительстве. Алик Файзуллин успел побывать членом совета директоров проектного института ГипроВТИ в Казани и руководителем фирм, связанных с производством мяса.

У министра энергетики Николая Шульгинова тоже успешный сын. Хотя дела отца, возглавлявшего «Русгидро» — энергетическую компанию с 60-процентным государственным участием, не всегда шли в гору.В августе 2020 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что возбудила антимонопольное дело против «Русгидро». По версии ФАС, при строительных работах на крупнейшей в России ГЭС — Саяно-Шушенской в Хакасии — «Русгидро» создавала преимущества для фирмы «Стройлайн» и тем самым ограничивала для других подрядчиков возможность побороться за контракты энергетической компании. Речь о событиях 2015–2018 годов.

Также Счетная палата не раз критиковала «Русгидро» за то, что она срывает сроки строительства электростанций и повышает стоимость работ по сравнению с изначальной. Министерство энергетики в начале 2020 года грозилось оштрафовать компанию за срывы сроков.

О доходах бывшего главы «Русгидро» известно немногое. Большинство руководителей компаний с государственным участием публично отчитывались о доходах только за 2013 год. У Шульгинова декларация доступна тоже только за 2013 год. Тогда он был первым заместителем председателя правления «Системного оператора Единой Энергетической системы» и за год заработал 42 миллиона рублей. Его жена — пять миллионов. Супруги владели недвижимостью в Испании и России.

«Важные истории» обнаружили у Шульгиновых в деревне Власово Одинцовского района Московской области, в 80 километрах от столицы, земельные участки общей площадью пять тысяч квадратных метров и два трехэтажных дома (860 и 260 кв. метров). Такая недвижимость, судя по объявлениям о продаже похожих объектов, может стоить от 50 миллионов рублей. Эти дома и участки супруги Шульгиновы в 2019 году подарили своему сыну Роману Шульгинову и некой Ирине Задорожней (предположительно, их дочери).

«Важным историям» удалось выяснить, что сын Шульгинова Роман пошел по стопам отца и успешно строит карьеру в госкомпаниях. Сразу после армии, в 1997 году, он начал работать экономистом в компании «Ставропольэнерго» в Пятигорске, где его отец тогда был начальником Центральной диспетчерской службы. В 2012 году отец и сын вместе работали в «Системном операторе Единой энергетической системы». Николай Шульгинов — заместителем председателя правления, Роман — советником гендиректора сибирского филиала. В 2017 году он перешел в «Ростелеком». Но связи с энергетикой сын министра не порвал. Романа Шульгинова называют председателем Совета директоров фирмы «Электра», которая ведет совместные проекты с компанией «Россети». Таким образом, заключают «Важные истории», новый министр энергетики Николай Шульгинов и его сын вновь работают на одном поле.

В принципе, ничего исключительного: семейные династии – распространенное явление в структурах всех ветвей российской власти, и генетика в семьях на уровне – дети достойны своих отцов, а иногда даже превосходят их талантами. Другой вопрос, почему это надо скрывать от российских налогоплательщиков? И зачем прятать по углам нажитое непосильным трудом и административным усердием?. Из страха, что российское общество заподозрит коррупцию, а вышестоящее начальство усомнится в правильности своего выбора? Это вряд ли! Просто сейчас такая волна, что в правительство, которое возглавляет бывший главный налоговик России, надо приходить скромным и с пустыми карманами. Что надо – всем попозже насчитают.

В последний раз значительные перестановки в правительстве произошли в январе. Тогда сменился премьер-министр: вместо Дмитрия Медведева кабмин возглавил Михаил Мишустин. В новое правительство не попали пять зампредов и 10 министров. Среди тех, кто покинул тогда Белый дом, бывшие вице-премьеры Дмитрий Козак, Виталий Мутко, Максим Акимов и Ольга Голодец, а также экс-министры Максим Орешкин, Владимир Мединский, Вероника Скворцова, Павел Колобков и Константин Носков.

Подробности расследование о новичках в правительстве можно прочитать тут.