ВЕНЕСУЭЛА И УКРАИНА

На модерации Отложенный

ВЕНЕСУЭЛА – СЛАБОЕ ПОЛЕ

Недавно в Венесуэле начались события, весьма схожие с теми, что происходили в Киеве в январе-марте. Те же североамериканские схемы, та же информационная война. До проамериканской революции далеко, то акций протеста – море. Как могут быть два отдаленных региона связаны между собой, и главное – почему?

До прихода Чавеса Венесуэла входила в число развитых стран по среднедушевому доходу. В то же время занимала одно из первых мест по нищете в Латинской Америке.

Скажем, до избрания Лулы близ Рио-де-Жанейро был городок, где люди – карлики, т.к. в отсутствие пищи были вынуждены есть крыс. Можно себе представить, что творилось в Венесуэле с еще большей нищетой.

Чавесу удалось убрать из нефтяных госкорпораций проамериканских менеджеров, в определенном смысле – национализировать нефть. И, хотя Венесуэла (не входящая в ОПЕК) продолжала гнать углеводороды Штатам по льготным ценам, Чавес стал латиноамериканским лидером – в противостоянии со США.

Всё началось с распада СССР. После него резко обострилась экономическая конкуренция с Евросоюзом, поскольку исчез политический консолидирующий материал - образ врага. Введение наличного евро, возникновение зоны евро поставило под угрозу доллар, уже серьезно девальвированный по факту, но не по курсу. Как только евро удавалось достигать планки в 1,5 доллара, на планете вспыхивали войны. Шведского министра убили за то, что агитировала население вступить в зону евро.

В такой ситуации Латинской Америке удалось выскользнуть из жарких объятий Вашингтона. После чилийского и бразильского «чуда» по схемам МВФ, обрушившего экономику этих стран. Аргентина стала препятствовать созданию долларовой зоны ALKA, Штаты поспешили устроить в Аргентине дефолт (долг мизерный в сравнении с долгом США на душу населения). Однако третья аргентинская революция (антиамериканская) убрала пятерых президентов одного за другим. Рухнула привязка песо к доллару. Правда, хустисиалистской партии (партии справедливости, изначально перонистской, но уже проамериканской) удалось оставить место президента за своим представителем, Кришнером, но курс нового правительства уже был в отношении США умеренным.

Резко полевели Перу (Фухимори бежал), Боливия, Никарагуа, Эквадор. В целом Латинская Америка – это население, в полтора раза большее, чем в ЕС, и экспорт-импорт больший, чем в ЕС. Причем структура экспорта в странах быстро меняется от аграрной к промышленной. Напр., Аргентина некогда выиграла у РФ и Франции конкурс на строительство АЭС в Австралии, почти что запустила спутник («Кондор-2), но воспрепятствовал Вашингтон (в стране замкнутый урановый цикл, да если еще спутник – значит, будет ядерное оружие).

На континенте начались процессы экономического объединения (сверх МЕРКОСУР и др.).

В виду такого безобразия Штаты решили пожертвовать Украиной, чтобы зацепить Россию и воссоздать хотя бы на короткое время образ врага, осуществить распад СССР « на бис». Это удалось сделать.

Путин никак не желает понять, что политика – это не дзюдо, где дерущийся использует силу противника. И даже не самбо, первый завет которого – «хоть раз в жизни смудить». Это немного сложнее, чем шахматы. Смерть Чавеса образовала слабое поле в позиции антиамериканской Латинской Америки. Вот в это слабое поле и ворвались фигуры противника. В том числе чилийские СМИ (у Чили, Мексики – особые отношения со США). Цель – выиграть партию со всей Латинской Америкой.

Однако боливарианская революция уже произвела серьезные изменения в левом политическом спектре. В т.ч. в Аргентине, где даже троцкисты МСТ (UIT-CI) постепенно ушли от стандартов, навязанных Вашингтоном, в отношении Милошевича, Чечни, Лулы (не без участия автора этих строк). Большинство МСТ, поэтапно избавившись от провашингтонских фракций, стало поддерживать Чавеса.

В Венесуэле, казалось бы, образовалась оппозиция Чавесу в лице Чирино, главы крупнейшего профсоюза, однако эта оппозиция заметно себя не проявила.

Таким образом, Украина и Венесуэла, где сегодня разворачивается оранжевая «демократическая», а реально проамериканская революция – действительно, звенья одной цепи. Но есть сомнение, что в Латинской Америке цветные технологии будут иметь успех. Во-первых, в Латинской Америке ко всему привыкли. Во-вторых, окружение Венесуэлы существенное иное, нежели когда Чавес приходил к власти. В-третьих, США распыляются еще и на Эквадор, Уругвай и другие страны. Да еще основательно завязли на Украине, не желая отдавать фигуру, которой пожертвовали. К тому же им приходится играть на многих досках: на Ближнем Востоке, в Африке, один Китай – целая доска.

Однако есть одна опасность – скажем, население Аргентины, насколько я видел, трогательно доверяет газетной информации. При этом у левых совершенно не отработана дешевая листовочная «техника». Не умеют писать листовки. И население на листовки мало обращает внимания, рабочие на пикетах, едва взглянув на текст, тут же выбрасывают листовки прямо на тротуар.

Борис Ихлов, 10.4.2014, Пермь