Государство выходит на суд

На модерации Отложенный

Госдума одобрила в первом чтении Кодекс административного судопроизводства.

Госдума одобрила вчера в первом чтении законопроекты о создании в стране системы административного судопроизводства. Четыре документа были поддержаны всеми фракциями, кроме КПРФ. Коммунисты посчитали, что нынешним судам общей юрисдикции, которые не вызывают у общества доверия и уважения, новые большие полномочия, как раз и связанные с правами граждан, давать никак нельзя.

В административных судах люди и общественные организации, в том числе партии и движения, смогут судиться с государством, каким-то его отдельным органом или должностным лицом, оспаривая закон или какой-то иной нормативный акт, решение того или иного министерства и ведомства, конкретные действия какого-либо чиновника или же его бездействие. Как заявил вчера официальный представитель президента в Госдуме Гарри Минх, административные суды создаются "для защиты прав граждан в их отношениях с государством". Более того, как неоднократно объяснил он депутатам, именно в административных процессах суд будет не арбитром, обеспечивающим равенство сторон, а полновесным игроком на стороне человека, который заранее слабее госоргана, должностного лица и тем более всей государственной машины.

Административное судопроизводство прописано в Конституции, но хотя с ее принятия прошло почти 20 лет, эта норма так и оставалась "спящей". Напоминал о ней время от времени только Верховный суд РФ, который в начале нулевых годов направлял в Госдуму соответствующие законопроекты. Однако там они оставались без движения, и не столько из-за нерасторопности депутатов, сколько из-за категорического нежелания власти брать на себя дополнительную нагрузку. Причиной отказа от создания административных судов было понимание того, что права и свободы человека игнорируются настолько повсеместно, что их обсуждение в судах будет занимать у государственных мужей значительную часть их служебного времени. Однако Владимир Путин, когда он в 2012 году стал кандидатом в президенты, пообещал, что власть все-таки создаст суд над собой. Позже данное обещание было закреплено в одном из майских указов.

Выполнить его было поручено правительству – до сентября 2012 года. Это задание кабинет Дмитрия Медведева провалил. Максимум, что он смог сделать, – это разработать ряд поправок по отдельным аспектам деятельности админсудов, касающихся, например, права граждан и общественных организаций на подачу коллективных исков. Так что глава государства вынужден был лично вмешаться в эту вялотекущую процедуру. В конце марта он внес в Госдуму и проект Кодекса административного судопроизводства (КАС), и все необходимые изменения в действующее законодательство, без которых новая судебная процедура не сможет работать. Стоит отметить, что Путин пошел по компромиссному пути: отдельная система судов в стране не создается, споры граждан с государством станут рассматривать действующие суды общей юрисдикции, но по особым правилам.

Главным из них является то, что обязанность доказывать свою правоту возлагается не на гражданина и любого другого истца, подавшего в суд на власть, а именно на последнюю. В статье 64 проекта КАС так прямо и указано: "Обязанность доказывания законности оспариваемых по административным делам и нарушающих права (в том числе избирательные права и право на участие в референдуме), свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо". Причем, госорганы "обязаны также подтверждать фактические данные, на которые они ссылаются как на основание своих возражений". Однако и истцам нельзя будет основывать свои претензии на неких умозрительных заключениях. Им предлагается точно указывать, против каких нормативных документов подается иск, на какие действия или бездействие направлена жалоба, в чем состоит нарушение их прав или прав неограниченного круга лиц и, наконец, откуда взялись все те фактические данные, на которые они ссылаются в исках.

Конечно, реальная судебная практика наверняка жестко откорректирует многие заложенные в КАС идеи.

Однако все равно для власти с 1 января 2014 года настанут непростые времена. Взять хотя бы судебные процессы по избирательным нарушениям. Сегодня они проходят по сути дела в виде игры в одни ворота. Суд почти всегда стоит на стороне избиркомов, которые обычно и являются ответчиками по искам. При этом нередко пустые заявления последних в судах принимаются на веру, и на их основании гражданам и партиям отказывают в удовлетворении иска. Но теперь избиркомам придется доказывать свою правоту, причем, некими фактическими данными. В спорах по результатам выборов это должен быть пересчет бюллетеней. Любопытно посмотреть, действительно ли суды заставят избиркомы вскрывать запечатанные пакеты с ними, или же, как сейчас, им достаточно будет протоколов, подлинность которых истцы обыкновенно и подвергают сомнениям.

Кстати, в отношении избирательных споров в проекте КАС заметен явный пробел. Дело в том, что по всем остальным видам административных дел прописана такая процедура, как меры предварительной защиты. Они принимаются судом по просьбе истца, когда есть опасение, что во время судебного разбирательства права, свободы и законные интересы граждан и организаций могут нарушаться властью и дальше. По некоторым видам дел, уточняется в КАС, такие меры приняты быть не могут. Например, когда спор идет о каком-то федеральном или региональном законе. Приостановить его действие для всех суд не имеет права, но может для одного только истца. И меры защиты по разбирательствам о выборах, если таковые еще идут, принимать тоже нельзя. Ни арестовывать избирательную документацию, ни приостанавливать деятельность избиркомов, ни запрещать им принимать какие-либо законные решения. А вот о том, можно ли все это требовать уже после окончания выборов, в законе почему-то не говорится. Случайный ли это пропуск, или сознательное упущение, еще предстоит выяснить в ходе дискуссии ко второму чтению в профильных комитетах Госдумы.

Вчера же Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении дополнительного транспортного налога на супердорогие автомобили. Напомним, что это тоже поручение Владимира Путина, по которому правительство уже не раз отчитывалось о его выполнении. Тем не менее, первое чтение документа прошло только вчера. Замминистра Сергей Шаталов пояснил, что роскошью будут считаться машины дороже 5 миллионов рублей. Для них вводится двойной налог. С 10 миллионов стоимости авто он утраивается. Учитываться будет и возраст машины. Самые "дешевые" из дорогих двойным налогом станут облагаться в течение 5 лет. "Средние" –

от 10 до 15 миллионов – тройным налогом на протяжении 10 лет. А самые дорогие – те, которые дороже 15 миллионов, – тоже тройным, но уже в течение 20 лет. Впрочем, заявил Шаталов депутатам, "предложение имеет не столько фискальный, сколько социальный характер". Судя по всему, то же самое будет и с обещанным налогом на дорогую недвижимость и большие земельные участки. А разбираться с яхтами Минфин вообще не хочет, ссылаясь на то, что с их владельцев и так берут много, да и яхт в России зарегистрировано ничтожно мало.

В свою очередь, депутат-"эсер" Олег Нилов напомнил, что кроме авто, яхт и недвижимости есть еще многомиллионные и даже многомиллиардные предметы искусства, о которых правительство почему-то забыло. А зампред фракции "СР" Оксана Дмитриева подчеркнула, что вместо демотивирующего демонстративное потребление налога, который надо брать от стоимости вещи, вводится допналог на транспортное средство, как будто для владельца автомобиля в 10 и более миллионов рублей лишние 100 тысяч имеют какое-то значение.

Тем не менее, "эсеры" поддержали законопроект. Еще перед началом пленарного заседания их лидер Серей Миронов пояснил, что этот документ по сути представляет собой неудачную попытку реализовать давнюю идею "СР" о введении налога на роскошь. "Но исходя из логики, идеологии данного законопроекта, который действительно устанавливает повышающую ставку для более дорогих транспортных средств, конечно, наша фракция данный законопроект поддержит", – добавил он.