Ортодоксальные евреи сочетают браком лесбиянок и геев

На модерации Отложенный

Невеста в белом платье улыбается из-под фаты, жених готовится разбить традиционный стакан в память о разрушении Иерусалимского храма, седовласый раввин читает благословения молодой паре, вступающей в брак.

Эта картина израильской свадьбы была бы вполне обыденной, если бы не один существенный нюанс: жених - гей, а невеста - лесбиянка, и единственная цель их брака - это рождение детей.

Заключив брак, они смогут сохранить лицо в ортодоксальной еврейской общине, возможно, даже сохранить свою тайну, произвести на свет потомство и выполнить заповедь "плодитесь и размножайтесь", которую религиозные евреи считают основополагающей.

Отношения между сексуальными меньшинствами и религиозным истеблишментом - один из самых острых вопросов практически для всех монотеистических религий. И в христианстве, и в исламе, и в иудаизме гомосексуализм считался грехом и нередко карался смертной казнью.

На сегодняшний день, хотя светские либеральные круги во многих странах настаивают на узаконивании однополых браков, священнослужители в церквях, мечетях и синагогах по-прежнему критически относятся к этому явлению. Однако постепенно даже самые ортодоксальные общины начинают искать альтернативные решения этого противоречивого вопроса.

Сексуальная революция стучится в дверь раввината

Несколько влиятельных израильских раввинов - Хаим Друкман, Эльяким Леванон и Яаков Ариэль - сенсационно заявили о своей поддержке ассоциации "Анахну", цель которой - знакомство и оказание дальнейшей помощи геям и лесбиянкам с твердыми религиозными убеждениями, желающим создать семью друг с другом.

Основатель этого проекта, раввин Арэле Харэль считает, что это самое подходящее решение для тех, кто хочет остаться частью религиозной общины, соблюдать заповеди Торы и растить детей.

К настоящему моменту Харэль познакомил 11 таких пар. Он создал ассоциацию "Анахну", чтобы помочь одиноким людям найти взаимопонимание, поддержку, и, возможно, свою вторую половинку.

Важно подчеркнуть, что речь идет о религиозном браке, признаваемом израильским раввинатом, что крайне важно для правоверных иудеев.

Соломоново решение под огнем критики

Еще лет 15-20 назад публичная дискуссия на тему сексуальных меньшинств была бы невозможной внутри этого крыла иудаизма.

Гомосексуализм как явление отвергается и осуждается ортодоксальными евреями, и поэтому геи и лесбиянки стояли перед тяжелым выбором: либо молча страдать, вечно скрывая свою тайну, либо покинуть общину и уйти в светское общество.

Такие крайности приводили людей к отчаянию, иногда к депрессии, либо даже к самоубийству, рассказывает Анна Талисман, социальный работник в тель-авивском гей-центре "Мерказ а-Геэ".

"Так же как невозможно заставить кого-то верить во что-либо насильно, нельзя заставить человека отказаться от своей веры. Так же разрыв с общиной - с семьей, с друзьями, с родственниками - проходит очень тяжело", - рассказывает Талисман.

В последние годы, во многом благодаря информационной и медийной революции, национально-религиозный лагерь, так называемые "вязаные кипы", стал более открытым и готовым к обсуждению многих животрепещущих вопросов, в том числе и о семейных перспективах ортодоксальных геев и лесбиянок.

В СМИ начали появляться интервью с религиозными девушками и юношами, которые откровенно беседовали о своей дилемме и непростом жизненном выборе.

Когда герой популярного израильского телевизионного сериала "Сругим", религиозный юноша, признался своей возлюбленной в том, что он гей и поэтому никогда не сможет на ней жениться, немало зрителей - и светских, и религиозных - смахнули непрошеную слезу, а после бурно обсуждали "горячую" сцену.

Компромисс с законом

И все же необычный проект раввина Арэле Харэля, который предлагает компромиссный вариант "для тех, кто на 100% уверен в своей нетрадиционной ориентации", сразу оказался в центре острой дискуссии о его целесообразности и соответствии еврейским законам.

Противников и критиков нашлось немало: ультраортодоксальный лагерь изначально отказывался обсуждать какие-либо варианты, кроме психотерапии и попытки "изменить" людей гомосексуальной ориентации.

Правда, и на веб-страничке ассоциации "Анахну" написано, что проект предназначен только для тех, кто уже попытался "измениться". Это условие вызывает недоумение у многих представителей ЛГБТ-общины, многие из которых убеждены, что теории о возможности изменения сексуальной ориентации и так называемая "исправительная психотерапия" основаны на религиозных догмах, а не на научных положениях, и поэтому несостоятельны.

"Я знакома с многими верующими геями и лесбиянками. Они считают, что решение, предложенное равом Харэлем, не решает их проблему, поскольку вынуждает их продолжать прятаться от общества и от самих себя. Однако, хорошо, что эта тема уже обсуждается на таком уровне. Община начинает осознавать, что эти люди нуждаются в решении, хоть пока настоящего решения на горизонте и не видно", - говорит Анна Талисман.

Рав Арэле Харэль осознает, какую бурю эмоций вызывает его детище, но отказываться от него не собирается.

"Я знаю, что многие меня называют раввином геев, но я всего лишь пытаюсь помочь своим братьям. В религиозном обществе брак и создание семьи, рождение детей являются основными вехами человеческой жизни, и наша ассоциация дает надежду тем, кому и так приходится нелегко", - утверждает Харэль.

Не только геи и лесбиянки

В соответствии с законами государства Израиль, вопросы бракосочетания и развода евреев находятся в монопольном ведении ортодоксального раввината.

Израильский закон гласит: "Брак и развод евреев в Израиле производятся по закону Торы и находятся в ведении специального судопроизводства раввинатских судов".

Монополия, данная раввинату в вопросах браков и разводов, приводит к положению, когда граждане, желающие заключить гражданский или религиозный, но не ортодоксальный брак (реформистский или консервативный), не могут этого сделать, так как это не разрешено законом.

Это приводит к тому, что множество категорий людей в Израиле не могут заключить брак по месту жительства. Среди них - смешанные пары, которые принадлежат к разным религиозным конфессиям, и те, чье еврейство не было признано раввинатом, и, разумеется, однополые пары.

"Отказники" могут зарегистрировать свой брак в иностранном консульстве или в другой стране и затем подтвердить его в МВД.

В 2006 году Верховный суд Израиля постановил, что заключенные за рубежом однополые браки и гражданские партнерства имеют силу и на территории Израиля.


Ксения СВЕТЛОВА
22 сентября 2011 г.