Оппозиция в России: взгляд изнутри и со стороны

На модерации Отложенный Что происходит в лагере оппозиции? И есть ли шанс, что после многочисленных неудач ее лидеры разберутся в своих союзниках и врагах, сумев предложить избирателям программу действий? "Избранное" и его авторы не раз пытались найти ответ на этот вопрос.

Около месяца назад мы опубликовали отрывок из книги французского журналиста Оливье Раванелло "Око Москвы". Это взгляд на российскую оппозицию со стороны. Тем и интересен. Он, в частности, пишет:
 
"Если в 90-е годы (в России - «И») был возможен политический плюрализм и существовал достаточно широкий спектр политических предложений, то сегодня ни одно  из оппозиционных движений не способно предложить внушающую доверие альтернативу программе пропрезидентской партии. Только «Другая Россия», кажется, старается отмежеваться от существующего режима. Но, если содрать позолоту, можно заметить, что движение, известное на Западе как «оппозиция Владимиру Путину, подавляемая властями»,  прежде всего, больно само.

«Другая Россия» - весьма странная коалиция. Три ее составных части имеют между собой мало общего.

Касьянов и его партия «Народно-демократический союз». Бывший премьер-министр еще во время работы в министерстве финансов получил обидное прозвище «Миша 2 процента»…Говорят, что он, по-видимому, заведует кассой движения «Другая Россия». Касьянов  его финансирует и на этом основании требует себе главную роль.

Писатель, бывший диссидент, противостоящий советскому режиму, Эдуард Лимонов заслуживает того, чтобы остановиться на нем подробнее.  Лимонов был любимчиком парижских литературных салонов начала 80-х годов. У этого человека есть талант, характер  и твердое намерение вести жизнь авантюриста. В его произведениях чувствуется творческая энергия, которой была пропитана Россия начала 90-х годов. Но Лимонову недостаточно было писать. Он мог бы стать бизнесменом, главарем банды или наемником, как его друг Боб Денар. Но он выбрал политику.

Когда Лимонов пишет о том, что думает об обществе, когда пытается нарисовать образ будущего, он становится куда менее симпатичным персонажем. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать статьи, опубликованные на его сайте в середине 90-х годов, в которых виден неприкрытый антисемитизм. Либо познакомиться с произведением «Как мы построили будущее России», где он пишет: «Нам нужно вдохновляться историческими примерами: историей большевистской партии, историей итальянской фашистской партии и германской НСДАП. Они могли изменить мир. Мы тоже можем это сделать. Нам нужна ярость Че и его красных бригад, обостренная мудрость Ленина, легкое безумие Муссолини, мужество СС, трубка и сапоги Сталина».

Лимонов развивает так называемую «красно-коричневую» национал-большевистскую идеологию. Борьба против крупного капитала, предпочтение   национализму, культ государства: здесь просматриваются параллели с итальянским фашизмом 30-х годов. Кстати, именно франкоговорящий Лимонов представил ксенофоба Жириновского Жан-Мари Ле Пену. Лимонов же попросил сфотографировать его на фоне сербских генералов, стреляющих в направлении осаждаемого Сараево.


Его молодые сторонники представляют собой российскую разновидность хулиганства. Их красные флаги напоминают нацистские, только вместо свастики - скрещенный серп и молот. Больше всего они любят стычки с милицией. А Лимонов — гуру, который их защищает. Это экстремистская партия, о чем часто забывают, выказывая ей поддержку.

К этим двум персонажам – Касьянову и Лимонову -  присоединился более молодой, привлекательный и часто цитируемый СМИ  Каспаров.  Став чемпионом мира по шахматам в 20 лет, сегодня он занимается стратегическим консалтингом крупных американских промышленных групп. Что эти трое делают вместе? Мы не перестаем спрашивать себя об этом – как и о том, можно ли вообще считать эту тройку без головы и хвоста «российской оппозицией».

На самом деле, единственное, что объединяет эту коалицию - давление, оказываемое на нее властью. Но это притворная война, без которой «Другая Россия» давно бы уже взорвалась изнутри. Три ее лидера служат Кремлю, который нашел в них таких полезных «внутренних врагов».

Касьянова в России знают все. С ним ассоциируются годы ельцинского правления, разнузданный либерализм, аферы, финансовый кризис, исчезнувшие сбережения. Для российского народа это персонаж, на лице  которого написано: «Голосуйте за Касьянова, и Россия откатится на 10 лет назад». Не имея шансов играть серьезную роль в будущем, Касьянов получил право на несколько упоминаний по телевизору.

Молодые хулиганы, сторонники Лимонова, идеально подходят для телесюжетов, повествующих о том, как важно быть начеку перед угрозой распространяющегося фашизма. Это просто  образцовый случай,  позволяющий утверждать, что не все демократические идеалы так хороши, как это представляет Запад, и что Путин не допустит, чтобы уроки демократии ему давал какой-нибудь «национал-большевик».

Возможно, только Каспаров, с его более современными и умеренными взглядами, мог бы найти отклик у части населения. Но этого недостаточно, чтобы возлагать на него надежды как на альтернативу существующей власти.

Каспаров много лет жил в США, он сотрудничает с крупными американскими компаниями и постоянно говорит о свободе слова и конституции.  Каспаров не идет в ногу с Россией. Он (в представлении народа- "И") воплощает собой «западный колониализм», о котором говорит Путин. Поэтому «американец» и «шакал» Каспаров  -  враг России, которому запрещено появляться на телевидении.

Такова сегодняшняя «реальная оппозиция»: бывший премьер-министр с нелучшей репутацией; писатель, окунувшийся в политику; бывший чемпион по шахматам, вернувшийся из США, чтобы спасти Родину. А мы еще удивляемся, что оппозиция не находит поддержки у народа…"  

Редакция "Избранного" предположила, что сторонникам того же Гарри Каспарова есть что ответить французскому журналисту. Сегодня на сайте "И" – дискуссия между членом "Другой России" Александром Рыклиным и Оливье Раванелло.