Итоги первой недели Тур де Франс

На модерации Отложенный То, что величайшая велогонка на планете больше всего печется о своей репутации, ни для кого не секрет. А потому первая ее неделя и дни, ее предваряющие, в этом году были ни на что не похожи. Тур де Франс, числящийся в исторических анналах за номером 95, отправился в путь без лишней помпы. Виной тому допинговые скандалы последних двух лет.

Издание 2008 года сопровождалось на редкость скупой рекламой, на его фоне эпоха Ленса Армстронга выглядела оргией самодовольства.

Так или иначе, но с приходом на пост директора Тур де Франс Кристьяна Прудомма гонка совершенно изменилась в лице. Главная идея - сохранить это самое лицо чистым, и бог с ними, со звездами. Уж как намучились в прошлом году с Винокуровым и Рассмуссеном! Какой урон нанесли эти корифеи современного велоспорта репутации Большой петли! Год спустя, когда можно анализировать не сеча по живому, руководству гонки можно напутствовать следующее: поменьше истерик, господа!

Биологический паспорт велосипедиста так и остался в области благих намерений. А это главная и пока единственная более или менее серьезная страховка того, что на старт выходят действительно чистые райдеры и что в случае каких-либо двусмысленностей на чистую воду выведут действительно виноватых. А пока этого нет, прошлогодние злоключения казаха и датчанина выглядят не более чем досадными инцидентами с людьми, которые были призваны собирать телерейтинги.

Итак, лучше меньше, да лучше. С таким лозунгом пелотон двинулся в трехнедельное путешествие из Бреста. Приснопамятная желтая майка отсутствовала. Организаторы Тур де Франс остались верными своему обещанию не пускать на старт команду Астана, в составе которой значился Альберто Контадор. Сценарий Большой петли призваны были оживлять чемпион итальянской Джиро Домиано Кунего, призер прошлогоднего тура австралиец Кейдал Эванс, братья Шлек из Люксембурга, двукратный победитель Вуэльты Денис Меньшов и, конечно, Алехандро Вальверде, в гран-турах пока не побеждавший, но соперник крайне опасный.

Именно ему досталась честь первому облачиться в желтое. Испанец выиграл мощным спуртом первый же этап, полномасштабную гонку в 167 км, впервые за многие десятилетия заменившую традиционный бутафорский пролог.

Легкость, с которой это было сделано, вызвала домыслы диаметрально противоположного смысла. Одни салютовали великолепной форме испанца. Другие видели в этом триумфе бессмысленную преждевременность. Все дело в том, что в конце июня Вальверде выиграл другую престижную многодневку - Дофине Либере, всегда считавшуюся генеральной репетицией тура. Но период от ее начала до окончания Большой петли укладывается в увесистые шесть недель. Удержать форму на пике в этот период физиологи считают почти невозможным. Кроме того, заполучив желтую майку, команда вынуждена тратить дополнительные силы на ее защиту. И как ни бравировал испанец своим успехом, стало понятно, что бойцы из Caisse d´Epargne на первой неделе даром работать не будут и поберегут силы для горных этапов.

Казуистика дебюта сменилась привычной сценарной фабулой. Пелотон отработал гонки в высшей степени нервные, наполненные дерзкими отрывами и завалами. За редким исключением (победа француза Самуэля Дюмолена, добытая на третьем этапе за счет удачного бегства), все сводилось к спринтерскому рывку. В таковом блистали норвежец Хушовт, Британский экспресс Марк Кавендиш, победивший дважды, на пятом и восьмом этапах, и несколько нетипичный финишер Риккардо Рикко. Впрочем, этап за номером 6 равнинным и не назовешь. Гонка добралась до центрального массива Франции, а это означало, что пришло время тяжелых горных участков. Для Алехандро Вальверде второе место в Супер-Бессе стало первым тревожным звоночком. Он проиграл худосочной Кобре всего секунду, но именно это мгновение, беззубый финишный рывок, лишний раз доказало, что разговоры о трудностях в удержании формы не были зряшными. Зато зряшной оказалась критика руководства команды Rabobank Дениса Меньшова. Еще до начала тура было понятно, что менеджмент голландской конюшни многим в российском гонщике недоволен. Продление контракта на два года сопровождалось скорее унизительными ремарками о "важной роли ветерана в формировании молодого состава". И первая же осечка Дениса на третьем этапе, когда он, оказавшись позади завала, потерял 40 секунд, вызвала шторм недовольства администрации команды. Отменное выступление на разделке и следующих горных этапах, где Меньшов не атаковал, но и от соперников не отставал, дало понять, что он все держит под контролем.

Вальверде же видится в совсем ином, куда более мутном свете. Об этом говорят косвенные признаки. Загибаем пальцы. Руководство Caisse d´Epargne позволило выиграть на седьмом этапе Самуэлю Санчесу, верному оруженосцу Вальверде. Сам же маэстро явно не тянул, отстал на 6 секунд. На воскресном этапе, самом сложном в рельефном отношении, позволили атаковать засидевшемуся Оскару Перейро.

Гонка из Сан-Сюльписа в Баньерес оказалась, пожалуй, самой захватывающей. Достаточно назвать параметры: 224 км длиной и две вершины первой категории на маршруте. Вплоть до вершины последней - знаменитой Коль д´Аспен - лидировал немец Себастьян Ланг. Но на подходе к вершине его начал активно добирать Риккардо Рикко. За полтора десятка километров итальянец компенсировал почти четырехминутный отрыв. Обогнав Ланга на невероятной скорости, он бросился к финишу, и пелотон был бессилен. За спиной Кобры борьба разворачивалась лишь за второе место. И здесь нужно отдать должное Владимиру Ефимкину. Россиянин быстро скалькулировал шансы, без оглядки на лидеров рванул вдогонку. К финишу он прибыл минуту спустя, в то время как группа главных фаворитов подкатила еще через 15 секунд. В генеральной классификации этот бросок Рикко, правда, многого не изменил.