“Министерство обороны РФ. Правоприменительная практика командирами в/частей”. Служебное время

На модерации Отложенный

      2) Командир в/части 40919  в 1998 и 1999 годах не учитывал мое служебное время в полном объеме не выполняя требования :

      - Ст.11 п.1,п.3  ФЗ РФ “О статусе военнослужащих ”;

     - п/п“в” и п/п“е” п.1 ст.37 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”;

      - ст.225, ст.228, ст.229, ст.230, ст.269, ст.291 УВС ВС РФ;

      - п.1 приказа МО РФ № 64 от 2 марта 1994г.,

и мне не компенсировано до настоящего времени 192 часа служебного времени.

Как ранее было сказано, в соответствии со ст.10 ФЗ  “О статусе военнослужащих”  право на труд военнослужащий реализуют посредством прохождения им военной службы. Труд характеризуется временем труда - рабочим временем: время исполнения трудовых обязанностей в организации.

Для военнослужащего время труда характеризуется служебным временем - время исполнения обязанностей военной службы на месте военной службы военнослужащего.

П.1 ст.11 ФЗ “О статусе военнослужащих” определил, что общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п.3 ст.11 ФЗ “О статусе военнослужащих”, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную законодательством : максимальная продолжительность рабочего времени регулируется при помощи недельной нормы рабочего времени и не может превышать 40 часов в неделю  - ст. 42 КЗоТ РФ.

В соответствии с п.3 ст.11 ФЗ  “О статусе военнослужащих” мероприятия согласно перечня, определённого приказом МО РФ, проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Однако, здесь же Законодатель предусмотрел и необходимость компенсировать военнослужащим участие в указанных мероприятиях: “Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, определяются  Положением о порядке прохождения военной службы”.

Последний абзац ст. 225  УВС ВС РФ  также гарантирует военнослужащим, что “в случае привлечения военнослужащих , проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и невозможности компенсировать его отдыхом в другие дни недели такое время суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных дней отдыха”.

Ст.2 КЗоТ РФ гарантирует, что работник(военнослужащий) имеет равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации, как того и требует п.3 ст.37 Конституции РФ, что “Каждый имеет право … на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации”.

Приказ МО РФ № 64 от 2 марта 1994г. “О введение в действие Перечня мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих” гарантирует, что “при привлечении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и невозможности компенсировать это  отдыхом в другие дни недели такое время суммировать и предоставлять военнослужащим в виде дополнительных дней отдыха ”.

Предоставление дополнительных дней отдыха - это дополнительное вознаграждение военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, за  исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (ст. 85 КЗоТ РФ “Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда” : при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при работе в сверхурочное время, ночное и др.) обязательны соответствующие доплаты). Можно сделать вывод, что законодательно вознаграждение военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, за исполнению обязанностей военной службы производится в смешанной форме:

   1) за служебное время, соответствующее определённой на месяц нормы служебного времени и равное продолжительности месячной нормы рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде, вознаграждение выплачивается в виде ежемесячного денежного довольствия;

   2) за служебное время сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени вознаграждение осуществляется путём предоставления дней отдыха  за счёт других рабочих дней недели.

Учёт служебного времени ведётся ежемесячно и по окончании его известно то количество служебного времени, которое превышает ежемесячную норму служебного времени, установленную законодательством  РФ  о  труде.  Это  превышение  должно  суммироваться за текущий  месяца, чтобы  не  нарушалось положение ст. 225 УВС ВС РФ “не менее 6 суток отдыха в месяц”. Не предоставление дополнительных дней отдыха военнослужащему, проходящему военную службу по контракту,  при привлечении его к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени является дискриминацией в оплате труда военнослужащему.

Главное - правильно вести учёт всего служебного времени.  Поэтому, командир части, как единоначальник,   должен сам принимать решение : как, каким образом он компенсирует военнослужащему служебное время сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени до привлечения его к этим мероприятиям, чтобы не было нарушения законодательства.

 

Регламент служебного времени в в/части 40919 для военнослужащих:

Понедельник- пятница : Время исполнения военнослужащим обязанностей военной службы в течение дня(рабочий день - служебное время) – 8 часов

Суббота - парково-хозяйственный день(ПХД), когда к исполнения обязанностей военной службы привлекается минимальное число военнослужащих и им компенсируется это исполнение обязанностей военной службы из расчёта: за участие в двух  ПХД предоставляется один день отдыха , что противоречит ст.

229 УВС ВС РФ

Воскресенье - выходной день.

Всё время исполнения обязанностей военной службы в составе суточного  наряда  (круглосуточное дежурство) составляет 24 час.  К  исполнению  обязанностей военной службы в составе суточного наряда военнослужащий приступает на основании приказа командира войсковой части 40919.

На дежурство в понедельник – субботу заступают в 17 часов, в воскресенье – в 10 часов. Таким образом, суточный наряд с воскресенья на понедельник  длится 31 час: заступают на дежурство в 10 часов в воскресенье, а сменяются в дежурства в понедельник в 17часов.

Поднятый мной перед командиром в/части 40919 вопрос с предоставлением дополнительных  дней отдыха, компенсирующих суммарное время, превышающее общую продолжительность еженедельного служебного времени за месяц , касался всех военнослужащих  в войсковой части 40919. Это объясняется тем, что у командира в/части 40919 Похно был другой подход к учету служебного времени военнослужащих: служебное время в суточном наряде составляет 8 часов, а 16 часов не учитываются, хотя он не по своей инициативе исполняет обязанности военной службы в суточном наряде, а  в  соответствии с  приказом  командира  части.

. 

Служебное время ноябре 1998 г. у меня было распределено  следующим образом :

1)   5 дежурств в составе суточного наряда : 5 , 11 , 17 , 23 и 29

2)   9  суток отдыха : 1 , 7 , 8 , 9 , 14 , 15 , 21 , 22 , 28

      3) 15 дней с нормальной продолжительностью служебного времени.

Поэтому  в ноябре 1998 г. у меня было  246 часов служебного времени

     -  14дн х 8 час/день + 1день х 7 час/день = 119 часов за дни с нормальной продолжительностью служебного времени

     -  5 дн х 8 час/день = 40 часов за 5 нарядов в составе суточных  нарядов ( в действительности  служебное время в составе суточного наряда : 4дн х 24 час/день + 1дн х 31 час/день = 127 час ).

     - ИТОГО : 159 часов служебного времени, что является нормой для ноября месяца 1998 года , а фактическое служебное временя составило около 246 часов.

 

 Мой рапорт от 2 декабря 1998г. на предоставление мне дополнительных дней отдыха, компенсирующих суммарное время, превышающее общую продолжительность еженедельного служебного времени за октябрь 1998г. командир в/части 40919 отказался реализовать. 17 декабря 1998г. я подал рапорт на имя командира в/части 07378 о защите чести и достоинства в связи с неадекватной реакцией командира в/части 40919 на мой рапорт от 2 декабря 1998г.

Решение командира в/части 07378 полковника Н. Клевчикова : “В Вашем рапорте не указано, сколько дней отдыха Вы имели в ноябре, поэтому принять решение о правомерности действий командира части не предоставляется возможным. По докладу полковника Василенко В.В. точно такое разъяснение Вы получили от него 9 декабря 1998года(?!) ”.

В связи с подачей 21 мая 1999г. рапорта на досрочное увольнение с военной службы, 12 июля 1999г. мной был подан рапорт на предоставление мне дополнительных дней отдыха, компенсирующих суммарное время, превышающее общую продолжительность еженедельного служебного времени, в октябре и декабре 1998г., марте и апреле 1999г. Командир в/части 40919 наложил 2 резолюции - “НШ, ЗКЧ, ЗКВР : Разобраться,  Ваши предложения. 12.07.99г.” и далее “НШ Ст.225 и порядок определен в части по распределению времени регламента служебного времени. Подготовьте ответ тов. Емелину в соответствие с графиком распределения его служебного времени в указанное время, выполнение им служебных обязанностей и предоставл??? ему отдыха. 13.07.99г.”

1) 12.07.99г. НШ, ЗКЧ, ЗКВР -  Согласно ст. 225 УВС РФ абзац 7 необходимо определить порядок компенсации времени отдыха.

2)  15.07.99г. НШПереработка согласно 40 часовой рабочей недели составила: 1)октябрь 1998г. – 16ч, 2) декабрь 1998г. – 32ч, 3)март 1999г. – 24ч, 4)апрель1999г. – нет Порядок компенсации времени переработки в суточном наряде в рабочие дни в в/ч 40919 не определен.

3) 15.07.99г. ЗКВР  - Превышение служебного времени при 40 часовой рабочей недели составило 1. 7.10.98г. – 4часа 2. 22.10.98г. – 5 часов. Порядок компенсации времени переработки в части  не определен.

Таким образом, НШ и ЗКВР признали существование в в/части 40919 отсутствие компенсации за превышение общей продолжительность еженедельного служебного времени; до моего рапорта вопрос компенсации служебного времени в в/части 40919 не поднимался и военнослужащим не компенсировалось служебное время. Тем самым они признали игнорирование командиром в/части 40919 право военнослужащих на компенсацию времени переработки. Тем самым они признали нарушение командиром в/части 40919 приказа министра обороны РФ, законодательства РФ. Фактически, признали совершение командиром в/части 40919 воинского преступления.

Тем не менее, данный мой рапорт от 12 июля 1999г. на предоставление дополнительных дней отдыха командиром в/части 40919 не был реализован. Командир в/части 40919 30 июля 1999г. принял решение исключить меня из списков личного состава части без компенсации служебного времени. И до настоящего времени это служебное время мне не компенсировано! Этот долг остался за министерством обороны РФ!