29 апреля 1923 года при поддержке ГПУ в храме Христа Спасителя был открыт съезд обновленцев
На модерации
Отложенный
29 апреля 1923 года при поддержке ГПУ в храме Христа Спасителя был открыт съезд обновленцев, который они назвали «Второй Поместный Всероссийский Собор». Советское правительство не оставляло попыток дискредитировать русское православие в глазах населения России и развалить православную церковь изнутри.
Обновле́нчество — раскольническое движение в русском христианстве, возникшее официально после Февральской революции 1917 года. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступало против руководства Церковью Патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований.
В этот день в Москве, в храме Христа Спасителя после Божественной Литургии и торжественного молебна, совершённых Митрополитом Московским и всея России Антонином в сослужении 8 епископов и 18 протоиереев — делегатов Собора, чтением грамоты Высшего Церковного Управления об открытии Собора, приветствием Правительству Республики и личным приветствием Председателя Высшего Церковного Управления митрополита Антонина.
3 мая Собор вынес резолюцию о поддержке советской власти и объявил о извержении из сана и лишении монашества «бывшего патриарха» Тихона. Патриаршество было упразднено как «монархический и контрреволюционный способ руководства Церковью».
5 мая, по докладу митрополита Антонина, Собор постановил перейти на григорианский календарь с «12 июня текущего года»; 7 мая отлучил всех участников Собора 1921 года. Собор также ввёл институт белого (женатого) епископата. ВЦУ было преобразовано в Высший Церковный Совет (ВЦС).
Не признавший решений обновленческого собора патриарх Тихон анафематствовал обновленцев как «незаконное сборище» и «учреждение антихристово».
За первый год своего существования “Живая церковь” обросла множеством женатых архиереев, принявших участие в этом соборе.
Его участники открыто вознесли хвалы революции, которую они величали “христианским творением”, и советскому правительству, бывшему, по их словам, первым правительством в мире, пытающимся осуществить “идеалы Царства Божия”, а также Ленину:
“Прежде всего, мы должны обратиться со словами глубокой благодарности к правительству нашего государства, которое, вопреки клевете заграничных шептунов, не гонит Церковь… Слово благодарности и привета должно быть высказано нами единственной в мире власти, которая творит, не веруя, то дело любви, которое мы, веруя, не исполняем, а также вождю Советской России В.И.Ленину, который должен быть дорог и для церковных людей…”
Затем патриарх Тихон (все еще находившийся под домашним арестом) был заочно осужден и лишен не только сана, но даже и монашества.
Отныне он назывался “мирянином Василием Белавиным”. После этого было отменено и само патриаршество, а его восстановление названо контрреволюционным деянием.
Введение женатого епископата, активная раздача наград и титулов вызывали у многих негативную реакцию.
Закончился съезд 9 мая 1923 г.
27 июня 1923 года Патриарх Тихон был освобождён властями из заключения и вернулся к управлению Церковью, после чего многие отпавшие в обновленчество иерархи, клирики и миряне принесли покаяние в грехе раскола.
На 1 фото:
Александр Введенский - идеолог и организатор раскола
Комментарии
"при поддержке ГПУ" -- не понял, в чем эта поддержка выразилась?
"Его участники открыто вознесли хвалы революции, которую они величали “христианским творением”, и советскому правительству" -- "Церковь решительно отмежевалась от всякой контрреволюции. Произошла социальная революция... Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога. Церковь возносит молитвы о стране Российской и о Советской власти." (С) Воззвание Святейшего Патриарха Тихона и группы иерархов Православной Русской Церкви (август 1923 г.)
И в чем разница?
Обычная конкурентная борьба, кто ловчее власть поцелует.
Александр Втюрин, В ГПУ их "очень попросили" вознести эту хвалу в открытую. Отправиться на Бутовский полигон или в ГУЛАГ добровольно способен не каждый священник. Но отправлялись многие ничего не боясь. Отсюда и без малого 2000 Новомучеников и продолжающаяся канонизация. А "если не от Бога, то и не власть".
Олег Модестов, "В ГПУ их "очень попросили" " -- и есть доказательства существования такой "просьбы"? Вообще-то, как в тексте написано, обновленцы с самого начала этого движения заявляли "о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований", задолго до того, как ГПУ или ГУЛАГ организовали. То есть просить их об этом не требовалось. И Тихон свое Воззвание тоже вполне открыто публиковал.
Александр Втюрин, Есть. Судьба Ивана Кочурова
Олег Модестов, а это-то тут каким боком "привязано"? Его в 1917 году расстреляли, задолго до обсуждаемых событий.
Опять с темы "съехать" пытаетесь?
Александр Втюрин, А его расстреляли?
Олег Модестов, "...священники стали возбуждать народ против Советов, произнося соответствующие речи на могиле Распутина, находящейся за императорским дворцом. Один из этих священников, отец Иоанн Кочуров, был арестован и расстрелян..." (С) Джон Рид, «Десять дней, которые потрясли весь мир», приложение.
Собственно, чего следовало ожидать за подобную агитацию во время вооруженного конфликта?
Так и осталось непонятным, какое отношение все это к обновленцам имеет?
Александр Втюрин, Видимо за этот фейк его в Кремлевскую стену и положили. Кстати, он был троцкистом. А православный священник на могиле Распутина это оксюморон.
Александр Втюрин, «Вчера (31 октября), когда большевики вступили вкупе с красногвардейцами в Царское, начинался обход квартир и аресты офицеров, а отца Иоанна (Александровича Кочурова) свели на окраину города, к Федоровскому собору, и там убили за то, что священники, организуя крестный ход, молились будто бы только о победе казаков, что, конечно, на самом деле не было и быть не могло.
Олег Модестов, кем он был -- неважно, хоть маоистом или буддистом. Важно, что свидетель. Для него (и для тех, кто его хоронил) это всего лишь один малозначительный эпизод, случайно попавший на глаза и на бумагу.
Олег Модестов, "православный священник на могиле Распутина" -- "Григорий Ефимович Распутин пострадал и принял мученический венец за верность Царской Семье, за любовь к Ней, за помощь в спасении жизни Цесаревича Алексея, за борьбу с врагами Царя и России. 17-го декабря по старому стилю (30 дек. по нов.) 2022 года исполняется 106 лет со дня зверского убийства мученика Григория Распутина — ревнителя о Самодержавии в России, всеми силами защищавшего Царский Трон и его благополучие. Истинное почитание Царственных мучеников неизменно связано с почитанием Григория Распутина как мученика." (С) Протоиерей Владимир. 6/19 ноября 2022 г.
Олег Модестов, "Вчера (31 октября), когда большевики..." -- неизвестно, откуда цитата. Опять же "свели на окраину города, к Федоровскому собору, и там убили" -- так все же расстреляли? В чем тут противоречие со свидетельством Рида?
И как обычно -- при чем тут обновленцы? Опять съехать пытаетесь?
Александр Втюрин,
Святейший Патриарх Алексий отвергает возможность канонизации Григория Распутина.
В ходе традиционной встречи с представителями ряда российских радиостанций в канун празднования Нового года и Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы журналистов.
В частности, комментируя всплеск общественного интереса к вопросу о возможности церковной канонизации... Григория Распутина, Святейший Патриарх Алексий ответил: «Также нет никаких оснований ставить вопрос о канонизации Григория Распутина, сомнительная нравственность и неразборчивость которого бросали тень на Августейшую фамилию будущих царственных страстотерпцев царя Николая II и его семейство».
Александр Втюрин, Отношение церкви к Распутину имеет отрицательный окрас. Многие священнослужители называют его слугой сатаны, который вызвал своей деятельностью крушение Российской Империи и спровоцировал смерть людей, доверяющих ему. Сибирский странник Григорий предстает в качестве аллегорической персонификации человеческих страданий: через этого человека в мир проникли зловещие демоны и погубили множество душ.
Церковь предполагает, что с Г. Распутина начались революционные безумства, разрушения церквей, поругание святынь и уничтожение несогласных с властью.