Дневник Московского международного кинофестиваля — день 4

На модерации Отложенный Фото: архивы пресс-служб Дмитрий Евстратов

46-й Московский международный кинофестиваль перевалил за экватор, и редактор рубрики «Кино» Дмитрий Евстратов продолжает делиться впечатлениями о просмотренных новинках.

Основной конкурс

Просмотрено:

«21 рубин»

В попытках отыскать в основном конкурсе что-то стоящее невольно приходится обращать внимание на страны, выпустившие фильм. Все-таки некоторые из них — определенный знак качества. Вот, например, Румыния — национальный кинематограф взлетел в нулевые вместе с выходом «Смерти господина Лазареску» Кристи Пую. После этого румынское кино всякий раз привлекает внимание фестивальной публики. 

В 2024-м в конкурсе участвует лента «21 рубин» Киприана Меги, уже представлявшего пару лет назад на ММКФ драму «Глас вопиющего в пустыне». Тогда Мега обращался к Румынии коммунистической — с Чаушеску, преследованиями и напряженной обстановкой, сейчас же — к Румынии свободной, только что вставшей на путь демократии. Правда, путь этот, по мнению режиссера, оказывается не более чем колониальной фикцией. В фильме есть персонаж-американец в исполнении Микки Рурка, который указывает властям, какие решения и когда нужно принимать. 

Под удар Меги попадают не только коррупционные властные структуры, ничуть не изменившие себе за годы перемен, но и церковь. Священники, епископы и сама система предстают лишь частью одного большого целого — Румынии, которая поколение за поколением падает все ниже. 

Правда, рассуждение об истории, судьбе и месте страны на политической карте современного мира предстало мегаломанским — в фильме слишком много линий, скачков из настоящего в прошлое и обратно, героев, пропадающих и внезапно появляющихся. Кино — все-таки не суп: если поместить в него все, что лежит под рукой, получится несбалансированное варево.

Конкурс «Русские премьеры»

Просмотрено:

«Семь черных бумаг»

На четвертый день фестиваля «Русские премьеры», похоже, обзавелись фаворитом конкурса — военной драмой режиссера Анатолия Колиева, которая выйдет в российский прокат 9 мая.

Киноязык картины похож на работы выпускников нальчикской мастерской Александра Сокурова, да и действие происходит в высокогорном селе на Северном Кавказе, в Осетии. Двое парней во время Великой Отечественной войны уговаривают почтальона не носить похоронки женщинам, чтобы подарить им надежду. 

Потрясающие пейзажи Кавказских гор аккуратно помещаются на экране 4:3, а вместе с ними — старые народные легенды, истории взросления и принятия непростых решений. Кажется, в майском прокате нас ожидает хорошее военное кино — впервые со времен «Войны Анны» Алексея Федорченко.

Внеконкурсные программы

Просмотрено:

«Ибо ночь придет» (программа «Дикие ночи»)

В прошлых заметках я жаловался, что фестивалю отчаянно не хватает фильмов из программ крупных смотров — Канн, Венеции или Берлина. «Ибо ночь придет» — ответ на эту просьбу. Это экзистенциальный слоубернер из венецианских «Горизонтов» о парне-вампире, для которого полученные способности оказываются большой проблемой. В детстве вместо материнского молока он попробовал кровь, и теперь ему вместе с семьей приходится переезжать с места на место и придумывать новые способы жить дальше. Кровью его по-прежнему снабжает мама, устроившаяся в донорский центр и ежедневно утаскивающая один-другой пакетик с живительной для сына жидкостью. 

Но взросление дает о себе знать — парню хочется проводить время с девушкой. Его животный инстинкт просыпается, и вместо того, чтобы закачивать кровь через специальное приспособление, он начинает пить ее прямо из пакетов. Дальше — больше: страдают собаки, люди, все вокруг. Местное сообщество, конечно, не готово принимать в свои ряды чужого, поэтому социальное напряжение растет, и парень все чаще срывается. 

Программа «Дикие ночи» вновь радует оригинальным и очень крепким кино. «Ибо ночь придет» относится к постхоррорам в духе «Париж. Город зомби», «Целиком и полностью» и других реалистических проектов. Пожалуй, пока это второй лучший фильм 46-го ММКФ после «Сотни бобров».