Ад, или Досье на самого себя

На модерации Отложенный

 

 

год 1989

страна СССР

режиссер Геннадий Беглов

сценарий Геннадий Беглов

директор фильма Владимир Голышков, Петр Орлов

оператор Константин Рыжов

композитор Борис Грабовский

художник Юрий Пашигорев

жанр драма

время 143 мин. / 02:23

 

Автобиографическая лента об ужасах сталинского ГУЛАГа. В конце сороковых годов молодого режиссера Виктора Кострова арестовывают по доносу отца его возлюбленной. Бериевская инквизиция, ужасы лагерной жизни, месть блатных и уголовников — таков фон, на котором действуют герои: садистка-надсмотрщица, лагерный «пахан», запуганная невеста Виктора и ее отец — офицер НКВД…

За свою карьеру Геннадий Беглов успел поработать в качестве второго режиссёра с признанными мастерами отечественного кино Глебом Панфиловым и Виктором Трегубовичем. Он даже сыграл в панфиловском «Начале» маленькую, но заметную роль Виталия Алексеевича Одинокова. Однако снять собственный дебютный полный метр режиссер смог лишь разменяв пятый десяток.

В 1988 году автобиографическую повесть Беглова «Досье на самого себя» опубликовали в популярнейшем литературном журнале «Нева». Произведение рассказывало о тяжелой жизни заключенного в сталинском исправительно-трудовом лагере. Очень мрачная и жесткая работа Беглова, в годы перестройки, вызвала противоречивые мнения у литературных критиков, но была хорошо встречена рядовыми читателями. Осознавая большой потенциал произведения, автор решился сам экранизировать собственное детище. Вопрос упирался в деньги. Ленфильм отказался финансировать своего работника.

Тогда, упрямый режиссер, при помощи одной популярной советской телепередачи, обратился к телезрителям с просьбой поддержать финансами его проект. Через некоторое время некая сумма была собрана. Это были явно не большие деньги, но с их помощь Беглов смог создать свою первую картину.

Сделанный кровью и потом фильм провалился в прокате. Скандальную ленту практически нигде не показывали. Два сеанса в двух кинотеатрах, а также участие в программе небольших кинофестивалей — такая судьба была уготована многим фильмам того времени. Между тем, «Ад, или досье на самого себя» это крайне любопытная работа.

Автор создал захватывающий фильм минимальными средствами. Мрачная, чернушная атмосфера кино конца восьмидесятых и незамедлительное развитие событий ленты сильно шокируют зрителя. Напряжение, созданное экспрессивной манерой повествования и продуманным сюжетом, заставляет закрыть глаза на очевидные минусы ленты — слабую операторскую работу и дешевизну декораций. Беглов, видимо из экономии, не работал со звездными актерами, есть, конечно, в фильме Юрий Беляев в роли политрука, но по сути это было единственное знакомое зрителю лицо. А вот для Александра Лыкова и Дмитрия Комова лента «Ад, или досье на самого себя» была первой работой на большом экране.

Геннадий Беглов не прогадал, выбрав для своего фильма неопытных молодых артистов, так как они смогли хорошо вжиться в образ своих персонажей. Богатый опыт второго режиссёра, помог автору снять фильм в сжатые сроки и с минимальной потерей пленки (а значит и минимальной потерей денег). Благодаря хорошему сценарию и отлично проведенному кастингу лента, не смотря на её продолжительность, смотрится на одном дыхании. Данный фильм доказывает своим существованием, что неплохое кино можно снять и за копейки. Осмелюсь предположить, что экранизируй

Беглов свою повесть за большие деньги и со звёздным составом, лента вполне могла потерять свое очарование и получиться в разы хуже. Хотя, в таких обстоятельствах, ее наверно точно бы показали на всех экранах страны. https://www.kinopoisk.ru/film/43405/

https://youtu.be/SHGAAUWNZy4