кандидаты

На модерации Отложенный

samlib.ru/t/timofeew_n_w/

КРЕСЛО ПРЕТЕНДЕНТА

Как впервые в российской истории эксперты изучали кандидатов в правительство

15 июня 1990 года председатель Совета ещё не назначенных министров России И.С.Силаев обратился в Академию наук СССР (Центр наук о человеке, Институт социологии) с просьбой оказать профессиональную помощь при формировании правительства (подобного рода обращение мы получили впервые!). Была собрана экспертно-консультативная группа из психологов и социологов для составления психологических характеристик претендентов на посты министров.

Постепенно, после того как И.С.Силаев присмотрелся к этой группе, появилась формула: "Сначала претендент идёт в 130-ю комнату, а потом к премьеру". 130-я комната находилась на пятом этаже Белого дома, рядом с кабинетом И.Силаева, и здесь за овальным столом сидели восемь членов комиссии. В непринуждённой обстановке собравшиеся вели беседы в течение четырёх месяцев. В результате каждой встречи И.Силаеву представлялась письменная характеристика - "психологический портрет личности человека". В характеристике квалифицировались жизненные ценности, широта или узость сознания, тип и характер мышления, ведущая мотивация, эмоциональность и темперамент, стиль руководства и поведения в конфликтных ситуациях, принимаемая система отношений в структурах руководства-подчинения, особенности мировоззрения и некоторые специфические черты человека, которые обращали на себя наше внимание. Мы старались не вмешиваться в область профессиональной квалификации и специально подчёркивали это в начале каждой беседы.

Подчеркну: комиссия давала не объективную, а субъективную характеристику, за которую каждый из нас нёс личную профессиональную ответственность.

Намерения претендента занять пост министра или тем паче заместителя премьера ни для кого не составляли секрета. И всё-таки на простой и коварный вопрос, который задавали наши женщины: "Вы хотите быть министром?" - мы слышали ответы, способные составить толстый сборник анекдотов, образчиков человеческой хитрости и прямоты, нечистоплотности и честности, мелочности и широты души, глупости и ума.

Работа комиссии была бы более эффективной, ведись она более открыто, с ознакомлением о мнении экспертов и членов Верховного Совета. Ведь в кадровых вопросах парламент проявил себя некомпетентным (достаточно вспомнить, как утверждался на пост министра культуры несомненно замечательный артист Ю.М.Соломин,- смотреть на это профессионалу-управленцу было просто больно).

Признаюсь: в гражданском стремлении получить высокопрофессиональное правительство мы иногда нарушали закон невмешательства и давали советы некоторым претендентам, как вести себя на заседаниях комитетов Верховного Совета и самого ВС РСФСР. Обладая большим жизненным опытом и психологической интуицией, чаще других это делал профессор В.П.Зинченко. Простыми житейским советами он помогал претендентам преодолеть невообразимую разноголосицу парламентских политических амбиций, пристрастий, ревность, скрытую и явную борьбу групп и группировок - весь колоссальный напор митинговой охлократии наших депутатов.

Приведу, на мой взгляд, показательный пример. Одним из претендентов был коренной северянин из формации молодых предпринимателей. В своей программе он подчёркивал: если людям на Севере дать экономическую свободу, то они легко откажутся от "северных надбавок". Даже не экономисту очевидность этой выгоды для государственного бюджета не вызывает сомнения. Однако мы сразу же обратили внимание собеседника на опасность такой декларации перед парламентариями: "Неправильно поймут: как будто вы хотите отнять северные льготы". В сознании массы "отказаться" и "отказать" - одно и то же. Считая, по-видимому, эту меру важной в своей программе, претендент всё-таки обнародовал планы перед членами комитета ВС, и... случилось то, что мы и предполагали.

У меня нет желания высказывать претензии к И.С.Силаеву. По тем временам его поступок был суперноваторским. Но претензии возникают к президенту. Почему этот опыт не был использован при формировании правительства, пришедшего на смену? Я задаю чисто риторический вопрос. Очевидно, механизм подбора людей у Б.Н.Ельцина совершенно другой. А может быть, подбирает не президент? Тогда кто? Кто оценивает людей? Кто пристально смотрит на претендентов? Кто осуществляет кадровую политику в условиях, когда цивилизованных форм борьбы за посты высшей государственной власти пока нет? Вопросы из риторических превращаются в прямые. Надеюсь, меня не обвинят в покушении на право президента формировать свою "команду". Хотя как психолог могу напомнить, что "команда"- это одна из примитивных форм человеческих объединений, и если "командир" не обсуждает назначения "членов команды" с кем-нибудь другим, независимым, то "команда" постепенно превращается в "корпорацию" (в "клику", "банду"- это термины, а не ругательные слова) и обязательно изолируется от общества.

Предложенный нами механизм оценки претендентов на посты министров не решает всех проблем, и прежде всего проблем искусов власти и "предельного уровня некомпетентности". Наблюдения за деятельностью некоторых министров, прошедших нашу комиссию и получивших высокие оценки, подтверждают такое заключение. Но эти проблемы решаются уже с помощью пристального внимания к работе правительства со стороны "четвёртой власти" - газет, радио и телевидения. Комиссия, подобная нашей, лишь поможет отобрать людей честных, умных, культурных, энергичных, спокойных, психически здоровых, профессионально грамотных, стремящихся помочь Отечеству.

Читатель может воскликнуть: но и вашу комиссию можно обмануть! Обманывают даже детектор лжи - сами в кино видели. Легко обмануть депутатов, труднее, но всё равно легко - начальника отдела кадров администрации президента... Относительно легко обмануть президента. Но очень трудно обмануть комиссию, состоящую из профессионалов, вся жизнь которых посвящена изучению людей.

Интеллект - это то, чего всем хватает с избытком. Ведь на его отсутствие не жалуется никто. Все жалуются на плохую память, но никто не жалуется на плохой ум.

А если всерьёз - что сказать об интеллекте синклита, двинувшего в мирное время танки в соседние Чехословакию, Афганистан, в города своей страны, на улицы собственной столицы? Об интеллекте правителей, бьющих вокруг себя прямые зеркала и оставляющих только кривые? Об интеллекте соседей, с тупым упорством взявшихся бомбить и поджигать общее своё жилище? Из всего живущего интеллект дан природой и эволюцией только человеку. Но вот взят ли он им? И каких гарантий ждать от самих себя в дальнейшем? С недоверием слышишь, как в иных странах ни один член конгресса и ни один государственнй руководитель не вправе избежать тестирования на умственные способности и психодиагностику.

Притом из этого не делается государственной тайны. Отечественным специалистам не известен ни один наш депутат, парламентарий, министр, прошедший подобные тесты. Если только он когда-то не проходил в космонавты. А рыба-то, говорят, умнеет с головы.

Давайте вообще посмотрим на все жизненные задачи как на интеллектуальные тесты. В сущности, так оно и есть: ведь мышление представляет собой постоянный изобретательский процесс. Хотя часто в обыденной жизни мы путаем ум с работоспособностю, хорошей памятью, изворотливостью и другими проявлениями мозговой деятельности человека. Кроме того, есть множество стереотипных суждений, которые "заменяют" собственный ум и способствуют его дремоте. Например, "против лома нет приёма", "закон что дышло...", "если враг не сдаётся, его уничтожают" и т.д. - разной степени пассивности или агрессивности.

Примеры стереотипного поведения можно увидеть и на уровне социальной жизни общества. Лозунги приоритета общественных или национальных интересов над интересами личности; призывы идти к цели любой ценой; вера в "сильную руку" или в гений вождя; вопли "наших бьют!" - разве это не соблазн готовых решений, облегчающих немедленное и восторженное действие?

Есть сферы жизни, где профессиональное тестирование неизбежно и необходимо. От выявления одарённых детей до конструкторов и операторов сложных машинных систем. Особая статья - депутатский корпус, привительственные лица, где тон должны задавать способные, интеллектуально развитые люди. После просмотра некоторых телепередач, однако, начинаешь сильно сомневаться даже в средних интеллектуальных возможностях некоторых из них.

Насколько страну захлестнула, например, реклама секса, настолько незаметна реклама её интеллектуального состояния, первостепенного для здоровья нации. В среде студентов и старшеклассников сейчас интеллект не рассматривается как одна из основных ценностей, достоинство человека.

Хотя кто-то и сознаёт важность интеллекта, лишь немногие понимают сколь необходим он для успеха в жизни. Существует очень тесная взаимосвязь между средними интеллектуальными способностями работников одной профессии и общественной оценкой этой профессии. Также существует взаимосвязь между доходами и интеллектом. Всё это относится не только к индивидам одной нации, но справедливо и для всех наций. В то время как средний интеллектуальный уровень европейцев примерно равен 1OO единицам, африканцев - только 85 или около того, и различия в достижении доходов и общей культуре между европейскими и африканскими странами отражают эти показатели. Глупо игнорировать результаты научного анализа и делать вид, что все обстоит не так, как на самом деле. Правительства преуспевают в той степени, в какой освобождают разум. Политика, по словам Бисмарка, - "искусство возможного", а правительства часто забывают, что биологические ограничения могут ставить границы тому, чего можно достичь.

Конечно интеллект - это не единственная характеристика, имеющая отношение к упеху. Высокий интеллект может потерять свою действенность из-за нервных расстройств, жертвой которого оказывается один человек из пяти, алкоголизм, болезни или просто невезения. Это необходимое, но недостаточное условие успеха, и, конечно же, многие добиваются успеха и хорошо зарабатывают, не имея высокого интеллекта. Цирковые артисты, проститутки, спортсмены, члены королевских семей и музыканты могут быть хорошим примером. Но они занимаются развлечением, а не вносят вклад в экономику страны. Успех в этой области зависит в основном от приложения высокого интеллекта в исследованиях, в промышленности и в коммерции; правительства преуспевают в той степени, в какой они освобождают человеческий интеллект и позволяют ему расцветать.

В развитых странах Запада уже вовсю функционирует мощная психодиагностическая индустрия.

В конце 20-х и начале 30-х годов наши психологи бодро использовали свои тесты. Однако после 1936 года эта работа по решению ЦК КПСС была запрещена. Можно понять, почему. Какие ещё тесты нужны для проверки умственных способностей "народных избранников", вождей партии и назначаемых ими командиров промышленности? Проверять - значить, сомневаться, а за сомнения, хоть это и главный девиз Маркса, такая система наказывала беспощадно.

Кандидат должен соответствовать профессионально-психологическим требованиям, морально-нравственным и мотивационным установкам, а также эмоционально-волевым, интеллектуальным, коммуникативным и познавательным особенностям личности, которые оцениваются в ходе профессионального психологического отбора.

По результатам профессионального психологического отбора следует определить уровень развития различных составляющих интеллекта, оцениваются уровень интеллектуального развития и уровень развития эффективного интеллекта, быстрота мышления, коммуникабельность, нервно-психическая устойчивость, оценки устойчивости представлений, гибкость и беглость мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического), высокий уровень развития произвольного внимания, большой объём оперативной памяти, хорошо организованное восприятие, развитые аналитико-комбинаторные способности. 

Исследуемые факторы: беглость, гибкость, оригинальность, точность.

Изучение креативности, творческого мышления.

Определить уровень рациональности человека.

Уровня беглости абстрактно-логического мышления.

Рефлексивно-перцептивные способности.

Определить вариативность подходов.

Определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления.

Активность мышления и Ригидность мышления.

Произвольность внимания.

Сила и лабильность нервных процессов, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, устойчивость к фрустрациям.

Насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей, уровень процессов обобщения и отвлечения.

Оценивается объем внимания, для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных, исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении.

Оценки переключения и распределения внимания.