Откуда взялся Кощей Бессмертный: история главного злодея русских сказок
На модерации
Отложенный
Фото: Кадр из фильма
Кощей – главный злодей русских сказок. Хотя бы поэтому мы должны опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.
Тайна имени
<hr/>
<hr/>
Самая распространенная версия происхождения имени «Кощей» — от слова «кость» и означающая худосочного человека — сегодня не в моде среди лингвистов.
Современные исследователи русского фольклора находят однокоренные слова в нижнелужицком «ko?tlar» (заклинатель) и в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее).
Кто такой Кощей?
<hr/>
<hr/>
Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – несколько отмороженного волхва с прокачанными магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что никакой он не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.
Преступления Кощея
<hr/>
<hr/>
В русских сказках Кощей предстает мощным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» легко расправляется с целым царством, превратив его в камень. Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном.
Неуспешный дамский угодник
<hr/>
<hr/>
Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.
Кощей Галантный
<hr/>
<hr/>
Правда, был единственный случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле.
Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер.
Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела меняет траекторию и убивает самого Кощея.
Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.
Как убить Кощея
<hr/>
<hr/>
В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб – «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.
Христианская трактовка Кощея
<hr/>
<hr/>
Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка - человеческую душу, а Иван Царевич – дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.
Комментарии
дзЭбилы!!!
что наши вывихи ума
порой бывают ближе к истине,
чем эта истина сама.
(с)
Иной-то Чахлик Невпердючий (или как его там..) уже бы, глядишь, охерачил бы красавицу по маковке жезлом своим, да и вся недолга. А то, понимаешь, кобениться тут будет перед серьёзным человеком, характер показывать..., сука.... Другая-то за счастье бы, когда олигарх такой сватается, а у этой, понимаешь, гордость взыграла. У-у, тварина....
Но не таков наш красавец, отечественный, т.сть... Он и так подъедет, и эдак, одно предложение, другое, сплошная галантность, а руки распускать, ни-ни..! Ну, а когда она, значит, совсем его несговорчивостью своей доканает, дура эта, тут, конечно, можно и по плохому спросить. Заколдовать там или ещё что невинное учудить. И всё, заметьте, без унижений гадких, а галантно так... силь ву пле, тебе, бонжур и всё такое...
Кощей так казать Бессмертный просто олицетворение бесконечного злодейства.ибо в муках рождается чилавек и в муках памерает..
18 +
https://www.youtube.com/watch?v=vFo6LzmaaHA
И см. мой коммент ниже.
И каждый сказитель изменял его, и добавлял к нему что-нибудь своё.
А посему и герой фильмов А.Роу, и персонажи с иллюстраций Васнецова к русским сказкам, и даже наши с вами детские ужастики, это всё тот же самый Кощей Бессмертный.
Спасибо за интересный материал.
Красивая идея!
мацква мацква
гы-гы-гы)))
Первое большое произведение Пушкина, поэма "Руслан и Людмила". Одним из главных его героев является старец Финн, волшебник и чародей. Имя, что называется, говорящее. Филолог Татьяна Тихменева, составитель книги "Финский альбом" также отмечала, что связь финнов с колдовстом и ясновидением признавалась всеми народами. Самими финнами способность к магии признавалась выше силы и мужества и почиталась как мудрость. Неслучайно поэтому главный герой «Калевалы» Вяйнемейнен не воин, а пророк и поэт. Наина, еще один персонаж поэмы, также несет в себе следы финно-угорского влияния. По-фински женщина - "nainen". Ещё один небезынтересный факт. Пушкин в письме Дельвигу в 1828 году п...
Отсюда же происходят и упоминаемые в былинах священные дубравы - страна мёртвых, через которую обязательно должен проехать герой сказки или предания. И Соловей-разбойник обязательно сидит в кроне дуба, вокруг которого валяются человеческие кости и черепа.
«Чтобы закончить о Пушкине, скажу, что фамилия-то у Александра Сергеевича - финно-угорская! Все уцепились в его негритянского прадедушку. А «пушка» по-мордовски, а если еще более точно, то по-эрзянс...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором