Откровения Кравчука: СССР не удалось бы развалить без Ельцина и Компартии

На модерации Отложенный

СССР не удалось бы развалить без Бориса Ельцина, Компартии и украинского референдума. Об этом на пресс-конференции в Киеве заявили подписанты Беловежского соглашения Леонид Кравчук и Геннадий Бурбулис, передает корреспондент «ПолитНавигатора».

Леонид Кравчук напомнил, что референдуму предшествовал «Акт о независимости», принятый Верховной Радой Украины. Без голосов коммунистов его не удалось бы проголосовать, подчеркнул он.

«(Там было) 380 членов КПСС. 380. а для решения нужно было 226. У нас не было 226, у нас было 45. А нужно было проголосовать. Нам удалось и их убедить, что нужно проголосовать. Мы проголосовали за независимость и за проведение всеукраинского референдума. Но на этом все не закончилось. Тот, кто думает, что Украина стала независимой (после решения Рады) — ошибается», — сказал Кравчук.

Одного акта о провозглашении независимости было недостаточно, поскольку механизма выхода из СССР не было. Нужно было развалить СССР, что и было сделано в Беловежской пуще.

«Мы собрались в Беловежье, предложив очень интересную формулу о существовании СССР как геополитической системы, что он перестает существовать. Но как быть, нет механизма? Ну, если нет механизма чего-то, то что надо сделать с этим? Развалить его. Тогда все станет на свои места. Что мы и сделали в Беловежской Пуще – подписали документ, что СССР как геополитическая система, как субъект  международного права перестает существовать.

Эти две вещи связаны.

Те, кто думает, что, приняв в Верховной Раде акт о независимости, мы сразу получили независимость….. Не было бы Беловежской Пущи, не было бы позиции Бориса Ельцина относительно СССР, не было бы его воли объединенной в практические решения, если бы СССР остался, нас бы из объятий не выпустили», — сказал Леонид Кравчук

Геннадий Бурбулис сообщил что его и Ельцина при подготовке Беловежского соглашения «окрылял» украинский референдум, а избрание Ельцина президентом (т.е. предоставление ему больших полномочий, границы которых плохо определены) стало такой же предпосылкой подписания Беловежского соглашения, как и украинский референдум.

«Мы были полны определенной тревоги – а как мы справимся с этим историческим вызовом, который был нами тогда совершен? Нас с Борисом Николаевичем в высшей степени окрылял всеукраинский консенсус 1 декабря, референдум. По большому счету, вот это сочетание всенародного референдума и впервые избрание главой государства президента – это один и тот же выбор. Только с одной стороны — выбор фундамента, основания, и в это же время – выбор головы», — сказал Бурбулис.