Истинные причины газового конфликта с РБ

На модерации Отложенный

Нынешняя газовая война с Белоруссией имеет явный политический контекст и может не прекратиться даже после всех взаимных выплат, пишет сегодня газета \"КоммерсантЪ\". Своими действиями Россия пытается добиться уступок не в экономической плоскости, а в ключевых политических вопросах - наподобие Таможенного союза, считают эксперты.

На политическую, а не экономическую причину указывает, в первую очередь, весьма небольшая сумма долга (менее 200 млн долл.), из-за которой разгорелся весь сыр-бор.

Когда в начале года Москва конфликтовала с Минском по поводу пошлин на нефть, цена вопроса составляла около 2 млрд долл.; газовая же задолженность сейчас явно используется Кремлем как предлог для закручивания вентиля, говорит большинство экспертов.

Политическую подоплеку нынешней \"газовой войны\" подтверждают и источники \"Коммерсанта\" в правительстве и МИД РФ. \"Сумма долга небольшая. Но в кризис и 200 млн долл. - деньги. А главное - надо заставить наших партнеров исполнять взятые на себя обязательства. Это касается не только газа\", - говорит собеседник \"Коммерсанта\" в правительстве.

В качестве основной причины эксперты в первую очередь указывают на последнее манкирование Минском развитием Таможенного союза. Так, Белоруссия демонстративно отказалась посылать своего премьера Сергея Сидорского в Санкт-Петербург на подписание документов о создании единой таможенной территории. Демарш Минска поставил под сомнение планы Москвы завершить создание трехстороннего союза к 1 июля.



Кроме того, в Кремле не могут забыть обещания Александра Лукашенко признать Абхазию и Южную Осетию. Белорусский парламент не начал обсуждать этот вопрос до сих пор, и в Москве возникают вопросы, почему весьма отдаленная Никарагуа может признать независимость новоиспеченных республик, а ближайший союзник - нет.

Есть в конфликте и личностный момент, отмечает издание - с начала года белорусский президент отметился жесткими заявлениями в адрес российского премьера Владимира Путина и министра финансов, вице-премьера Алексея Кудрина.

Таким образом, путем перекрытия газа Москва пытается сделать Минск чуть более сговорчивым в вопросах, имеющих для нее принципиальное значение. При этом, отмечают эксперты, время для \"газовой атаки\" было выбрано неслучайно - научившись на ошибках с Украиной, Газпром перекрыл трубу летом, чтобы минимально побеспокоить европейских потребителей.

В итоге основной удар понесет, скорее всего, белорусская экономика - без российского газа многие предприятия могут встать. Эксперты не исключают, что именно этого эффекта и добивалась Москва.

Учитывая глубинные причины конфликта, эксперты убеждены, что война между Москвой и Минском в той или иной форме будет продолжаться даже после уплаты Белоруссией долга. Издание приводит мнение замгендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина - он уверен, что конфликт будет идти до тех пор, пока Минск не сделает уступки хотя бы по самым острым вопросам, и прежде всего - по Таможенному союзу.