«Черные адвокаты» правят в российских судах

На модерации Отложенный

«Взятки берутся судьями, потому что это безнаказанно, а не потому, что они мало зарабатывают», - прозвучало на пресс-конференции в Доме журналистов 15 октября, где был представлен доклад о коррупции в судах Евгением Архиповым, председателем Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки».

По словам Архипова, отчет явился результатом исследования жалоб, на деятельность судов, поступивших от граждан России в адрес Общественной приемной, где и была раскрыта коррупционная схема, в которую вовлечены родственники и друзья судей, так называемые, «черные адвокаты». 

«Конторы таких «черных адвокатов» обычно расположены рядом с судами, «чужие» адвокаты подвергаются притеснению в суде или судья недвусмысленно намекает на необходимость смены адвоката, создавая административные барьеры при подаче иска в суд», - пояснил Архипов.

Вся эта схема, утверждает он, прикрывается председателем суда, который собирает дань со всех судей, и часть денежных средств, как правило, ежемесячно передается дальше до «своих» лоббистов-судей в Верховном суде РФ. 

«Хотя сама схема сложно доказуема, исключение составляет дело Александры Беловинской, которая более 10 лет проработала в должности секретаря судебного заседания в Кизлярском районном суде, - продолжил Архипов. - Из ее жалобы мы узнали о новой коррупционной схеме в работе судов, исходя из которой, судья может единолично выносить решения без рассмотрения в суде». 

В свою очередь Беловинская рассказала, что, когда она вышла из отпуска на работу, в октябре прошлого года, то обнаружила в сейфе 11 дел, рассмотренных за время ее отсутствия, при этом секретарем судебного заседания значилась она. 

А. Беловинская утверждает, что постановление по этим делам было вынесено единолично председателем Кизлярского суда Судаловой без гособвинителя, без секретаря, без адвоката. 

Она не согласилась с таким положением дел, за что и ее вынудили уйти с работы, а когда стала оспаривать законность увольнения, - на нее завели уголовное дело.



По наблюдениям уволенной Беловинской, в судах применяется и другая практика под названием «левые решения». «Человек может придти с проблемой, буквально с улицы, «поделиться бедой» с судьей, который за определенную сумму просто выносит решения, по которым даже не заводится дело», - уточнила она.

«Решение исполняется, но в суд даже заявление от человека не поступает», - утверждает бывший секретарь судебного заседания. Эта схема особенно удобна для разрешения жилищных и иных имущественных конфликтов, которая позволяет через суд вынести решение в пользу одной из заинтересованных сторон.

Евгений Архипов привел статистику, согласно которой в 99% случаях жалобы на коррупцию в судах для пострадавшего заканчиваются ответом, что «суд у нас в стране независимый, и правоохранительные органы не имеют права вмешиваться в дела суда». 

"Также не исключено, что по отношению к потерпевшему могут быть применены санкции вплоть до привлечения к уголовной ответственности за клевету, с тем, что отвечать человеку придется перед тем же судом, который он ранее обвинил в коррупции", - уверен Архипов.

«Не в интересах власти терпеть далее такую ситуацию в стране. Необходимо в срочном порядке начинать реформу политической системы. При условиях, когда нет общественного контроля, нет критики власти, создаются тепличные условия для расцвета коррупции, появляется среда для радикальных течений», - прозвучало в заключение доклада.