Какой я увидел прошедшую неделю

На модерации Отложенный

Некоторые мои читатели недовольны тем, что темы слишком разные, что нет единой нити, которая бы связала мои мнения по разным предметам в единое целое. Тут я не при чём: какие события — такая и нить. Может быть, выдастся неделя, когда основные события будут связаны, все нанизаны на какую-то ниточку. Так что недовольным можно просто подождать.

Об одном великом политике

22 апреля — день рождения Ленина. Когда-то это был большой праздник. Моё поколение с детства воспитано на Ленине. Мы были в октябрятах пионерах, в комсомольцах, кто-то в партии. Кудрявый маленький Володя на октябрятской звёздочке, «Ленин — живее всех живых», «Ленин наше знамя, сила и оружие». И всё такое прочее.

Надо признать, что Ленин был гений. Величайший политтехнолог всех времён и народов. Суметь создать организацию — очень небольшую, — которая сумела захватить власть в гигантской империи, удержать её, да ещё навязать чудовищно неэффективную экономическую систему, и сделать так, что большинство народа, который большевики целенаправленно уничтожали, в неё поверило, — это надо быть гением, тут без вопросов.

Я хорошо помню тот период перестройки, когда говорили, что злодей Сталин чудовищно исказил Ленина, а вот Ленин — это наше всё, светоч и воплощённая доброта. Это было очень недолго, потому что против фактов не попрёшь. На самом деле Сталин был верным учеником Ленина, и когда говорили, что «Сталин — это Ленин сегодня», это была чистая правда. Как отличный менеджер, он реализовывал ленинскую программу, ленинские идеи. У Феликса Чуева есть книга «140 бесед с Молотовым». Он спросил Молотова — если бы Ленин был жив, как выглядела бы коллективизация? И Молотов ответил, что Ленин провёл бы коллективизацию намного более энергично, сурово и решительно, не останавливаясь ни перед чем. Всё, что в массовом масштабе примерил Сталин, было изобретено при Ленине и Троцком: концлагеря, заградотряды, расстрел членов семей, заложники, — это всё было с самого начала революции, Сталин просто это воспроизвёл в массовом масштабе. И неизвестно, что бы мы думали о Сталине и Ленине, если бы Ленин остался жив и воплощал всё это в жизнь сам.

Вдобавок, Ленин ещё оказал самую дурную услугу идее социализма: люди шарахаются от одного слова «социализм», вспоминая, что Ленин в России построил. А ведь многие социальные идеи Маркса, Энгельса, Ленина были воплощены на Западе. Западные социал-демократы — это же прямые последователи Маркса и Энгельса, они и есть настоящие марксисты, и настоящий социализм — там, где они правят.

Доктор Рошаль, не нуждающийся в рекомендациях, и министр Голикова, о которой придётся сказать несколько слов

Недавнюю историю со знаменитым доктором Рошалем, я думаю, все знают: после того, как он выступил с критикой нашей системы медицинского обслуживания, на него обрушилось Министерство здравоохранения и социального развития, ему даже устроили провокацию.

А ведь Рошаль, помимо того, что он знаменитый врач и уникальный специалист, — он ещё и председатель Национальной медицинской палаты. Она объединяет тысячи врачей и быстро набирает вес. Одним из учредителей этой организации является «Опора России». Моя коллега Наталья Вадимовна Ушакова, вице-президент «Опоры России», — заместитель Рошаля по Национальной медицинской палате. Рошаль абсолютно самодостаточен: он не нуждается ни в славе, ни в каких-то регалиях, в должностях. Он — состоявшийся, знаменитый человек. Хорошо бы, конечно, Рошаля в министры, но я не уверен, что он пошёл бы на эту должность.  

И очень странно, что подняли такой визг по поводу его выступления. Всё, что он сказал, всем известно. Видимо, дело том, что сказал всё это Рошаль, а не кто-то другой, и сказал это в присутствии Путина и Голиковой. И некоторые товарищи просто перепугались до смерти.

А в связи со всем этим — ещё и смерть функционера «Справедливой России». Это, конечно, возмутительно, случай вопиющий. Но у меня эта история два вопроса вызывает. Во-первых: а если бы у ворот больницы погиб не крупный функционер, друзья которого имели возможность поднять шум на всю страну, а простой человек? Получается, о нём бы никто не узнал?

И потом — кто мешал врачам выйти к больному на улицу и посмотреть, что там с ним? Или вывести реанимобиль или что-то подобное?

А во-вторых, проблема с охраной больниц, из-за которой якобы нельзя было оказать помощь, — системная. На территорию больниц просто невозможно пройти! У меня недавно мама лежала в больнице, я прихожу с женой её проведать, а мне говорят: «Пропуск выписан на одного!» Мы говорим — если речь идёт о гигиене, то вот вам халаты, тапочки и вообще всё, что надо и как полагается. Требование правил нахождения в медицинском учреждении — это справедливо. Когда вы требуете, чтобы я предъявил документы, — это справедливо. А когда вы говорите, что вы не можете пройти к больному вдвоём, потому что накануне пропуск был заказан на одного человека, — это тот порог, за который надо эту больницу карать.

Или когда нужно было провезти тяжелобольного человека на территорию больницы, чтобы он не шёл пешком, мне сказали: «Заказывайте пропуск. Его даёт зам главврача, но СЕЙЧАС ЕГО НЕТ. Ставьте машину на стоянку и идите пешком».

Поэтому — мой призыв ко всем блоггерам: нужно выявлять такие больницы и жёстко требовать примерного наказания тех главврачей, которые допускают это. Проверяйте террористическую безопасность, проверяйте дисциплину, но такого бардака быть не должно.

Это  одна крайность, а вот другая. Тот же бардак, только с другой стороны. Все знают, что несколько дней назад на Ставрополье изнасиловали прямо в больнице 9-летнюю девочку. В больницу эту можно было попасть кому угодно хоть с парадного хода, хоть с чёрного, и тот, кто изнасиловал, оказывается, уже отсидел за то же самое, и был условно-досрочно выпущен на свободу! Тут не только главврачи виноваты. А милиция-то куда смотрела, отпуская педофила на все четыре стороны? Как будто не знают, что эти люди никогда не останавливаются и будут продолжать одни и те же преступления снова и снова.

Дело о тысяче рублей

На прошлой неделе приходит ко мне письмо, в котором написано, что в отношении гражданина Сигала возбуждено судебное производство судебными приставами такого-то района, потому что вам было вынесено судебное решение заплатить штраф в 1000 рублей, вы его отказались платить, и теперь его с вас будут взыскивать приставы.

Я в полном недоумении: я не помню никакого дела, меня даже за машину оштрафовать нельзя — я её не вожу, у меня водитель есть. Я даю своим юристам, чтобы они проверили, что там такое. Выясняется, что по новому законодательству — одно из замечательных изобретений нашей Думы, которая «не место для дискуссий», — при открытии счёта любой фирмы в банке необходимо уведомлять налоговую инспекцию. Иначе — штраф. И штраф накладывают не на директора, а на учредителя фирмы.

У меня — десятки компаний, сотни счетов, тысячи людей работают, и в одной из этих компаний финансист открыл очередной счёт, и то ли забыл сообщить в налоговую, то ли заявление потерялось по дороге. Налоговая получила извещение от банка, что такая-то компания открыла счёт, и вынесла решение о наложении на меня штрафа. При этом не предупредили не то что меня, а даже компанию. В налоговой никто не удосужился снять трубку и позвонить, чтобы заплатили штраф. Вместо этого через положенное время отправили судебным приставам, чтобы они возбудили дело.

Но меня потрясло даже не это. Ладно, бумага потерялась, бывает. Но ведь десятки людей, которые получают бюджетные деньги — от моих же налогов — всерьёз занимались этим делом! Кто-то куда-то ходил, шёл документооборот, люди получали зарплату, и затраты на всё это во много раз превысили несчастные 1000 рублей.

Это безумное, чудовищное разбазаривание бюджетных средств. Это показывает страшную неэффективность, деградацию нашей государственной машины.

О презумпции и коррупционерах

Жириновский недавно внёс в Думу законопроект, по которому коррупционеров надо клеймить — на тыльной стороне ладони ставить букву «К» размером 3 на 2 см. За идею, кроме ЛДПР, никто не голосовал, голосов не хватило даже для обсуждения.

Метод, конечно, экзотический. Однако к Владимиру Вольфовичу уже привыкли, реагируют спокойно. Когда он предложил помыть сапоги в Индийском океане, об этом говорила вся страна. Если бы клеймить чиновников он предложил 10 – 15 лет назад — об этом тоже говорила бы вся страна. А сейчас это незамеченным прошло.

Есть опыт Сингапура. Там для чиновников отменена презумпция невиновности. Любой гражданин имеет право обвинить чиновника в том, что он тратит казённые деньги, и чиновник должен оправдываться. Когда у нас было сделано подобное предложение, шуму вокруг этого много: как же так, презумпция невиновности — это же основа основ правосудия!

На самом деле проблема коррупции вообще не разрешима, ни в одном обществе. Но её можно держать в рамках. Создание прозрачных законов, прозрачных правил игры — это первый шаг к ликвидации почвы для коррупции. Второй механизм — это уничтожение личного контакта между чиновником и потребителем его услуг, гражданином. В США, в Европе давно ввели бумажный документооборот — без контакта с чиновником. Любое заявление ты отправляешь по почте, и по почте же получаешь ответ. Теперь это делается электронным способом. Но для этого нужен механизм быстрого прохождения бумаг и ответов по существу, без отписок, — а у нас в России чиновники замечательно умеют отвечать ни о чём, и такая переписка затягивается на бесконечное количество времени.

Вообще-то, мне кажется, для людей, занимающих государственные посты и распоряжающихся государственными деньгами, презумпцию невиновности по определённым правилам можно было бы отменить. При вступлении в какую-то коррупционноёмкую должность чиновник подписывает некий документ, в котором обязуется добровольно рассказывать не только о своих доходах, но и о доходах всех, с кем он близко связан, — жён, детей, родственников, друзей. У нас ведь как? У жён иных крупных чиновников доходы в тысячи раз больше, чем у мужей! У более умных — и у жён ничего нету. У детей есть. А у самых умных — и у детей ничего нет, зато братья, сватья, друзья в роскоши купаются. Поди найди.

И любой гражданин должен иметь право задать вопрос: «У вашего двоюродного брата с зарплатой 25 тысяч рублей вырос в Подмосковье особняк стоимость в 5 миллионов долларов. Откуда?» И по закону чиновник обязан ответить. И если ответ неудовлетворительный, то в дело должны вмешаться правоохранительные органы. Это, конечно, коррупцию не убьёт — другие способы найдут, — но заметно сократит.

Но главное — это, по-моему,  возможность принятия законодательства, исключающего двойное толкование. Можно ведь так написать закон, что всё будет отдано на усмотрение чиновника, и тем самым открыть коррупции дверь, прямо ворота распахнуть. А можно написать так: предпринимателям разрешено торговать всем, кроме этого — и чётко по пунктам: не разрешено торговать наркотиками. Не разрешено торговать оружием. Не разрешено торговать ещё чем-то. Всем остальным торговать разрешено. Всё!

И когда к тебе кто-то приходит и спрашивает, на основании чего ты торгуешь, — ты показываешь этот закон и говоришь: какое твоё собачье дело, я могу торговать чем угодно, кроме вот этого, а этим я не торгую.

Просто ещё один тест

Президент Медведев высказался за обязательное тестирование школьников на наркотики. Я — за. Объясняю, почему.

Может, кто-то и считает обязательное тестирование на наркотики нарушением прав человека и ещё что-то подобное, но я считаю, что если родители согласны, если процедура безболезненная и вреда здоровью не приносит, — а насколько я понимаю, это всего лишь ещё один анализ крови, — то это делать необходимо. Мне как отцу очень хотелось бы быть уверенным, что даже подозрений никаких на наркотики у моего ребёнка нет. Ребёнку в школе постоянно делают какие-то анализы, прививки, профилактические осмотры, проверяют на СПИД, на туберкулёз, ещё на что-то, — и в чём тут проблема, что будет ещё один анализ, я не понимаю. Не надо делать фетиша из ещё одного рядового анализа. Нет тут проблемы. Медведев прав: надо проверять. Спокойнее будет.

Лукавый министр?

Бывший министр геологии СССР Козловский отказался от Почётной грамоты, которой его наградил президент Медведев. Я понимаю, когда отказываются от наград, если случилось какое-то ужасное происшествие. Вот, например, из-за войны в Южной Осетии Вахтанг Кикабидзе отказался от российского ордена. Человек сделал свой выбор, тут всё понятно, никаких объяснений не требуется.

А в ситуации с министром геологии, мне кажется, есть лукавство. Дело вот в чём: у меня самого есть много благодарностей и грамот, в том числе от президента. И я очень хорошо знаю, что когда готовятся такие награждения, то двадцать раз просят присылать какие-то бумаги, десять раз уточняют детали биографии, и всегда заранее известно, для чего это делается. Не представляю, чтобы министр мог не знать, что его собираются награждать. Даже если его друзья подсуетились и захотели сделать ему сюрприз, — всё равно о каких-то сведениях спрашивали бы лично его, а не их. И если он знал, но молчал, а когда наградили, сказал «я брать не буду» — это лукавство. Если ты человек принципиальный — так сразу скажи нет, не надо меня награждать. Как только узнал — сразу и скажи. Заяви: меня собираются наградить почётной грамотой, а я отказываюсь, потому что вы Горбачёва, который развалил СССР, наградили орденом, и вообще вы страной управлять не умеете. Это было бы честно. А так остался какой-то осадок.

Всего лишь металл…

Золото достигло каких-то огромных, рекордных цен. Для меня ничего удивительного в этом нет. Ситуация с золотом — такая же, как с деривативами и другими бумажками, которые надувают пустой стоимостью. Золото — это всего лишь металл, который стоит столько, сколько за него готовы заплатить. В качестве денег его нигде давно не используют. Это просто традиция и психология — что золото воспринимают как какую-то универсальную ценность. Оно давно уже такой ценностью не является. Нынешняя стоимость золота — это такой же мыльный пузырь, как и пузырь деривативов или недвижимости. Что такое недвижимость? Это кирпичи. Кирпичи и кусок земли. И почему кирпичи, стоящие в центре Москвы, должны стоить немыслимых денег, а за тысячу метров от центра — в пять раз дешевле, — понять невозможно. Это бред. Это всё надувание и перепродавание друг другу воздуха, которое в последние несколько десятков лет успешно работало для некоторых товарищей, которые замечательно на этом нажились, — но зато теперь никто не знает, что с этим надутым пузырём делать.

Михаил Козаков и русский язык

Вот и Козаков умер. Великие уходят один за другим… Михаила Козакова мы все помним как замечательного актёра и режиссёра. Мы помним его по «Человеку-амфибии», по «Покровским воротам», по гениальной комедийной роли в телефильме «Здравствуйте, я ваша тетя». Я помню его ещё как гениального чтеца-декламатора, который потрясающе читал стихи, причём он ухитрялся выбирать у известных и неизвестных поэтов такие стихи, которые были не очень популярны. И так он их читал, что дух захватывало.

Когда слушаешь стихи в таком исполнении, понимаешь, какое это счастье, что ты с рождения живёшь в языковой среде великого языка, фантастически богатого, который может изобразить всё, передать тончайшие оттенки чувств.

Я уверен, что Козаков тоже так чувствовал. Иначе невозможно было бы читать стихи так, как это делал он.