1791 год: первая в Европе конституция, гарантировавшая неприкосновенность евреев

На модерации Отложенный

230 лет назад, 3 мая 1791 года, была принята конституция Речи Посполитой, гарантировавшая евреям личную неприкосновенность – такую же, как и остальным польским гражданам. Для конца XVIII века это было революционное событие. Польская конституция стала первой в Европе и второй в мире – она была принята четыре года спустя после американской.

В эпоху позднего Средневековья Польша была единственным европейским государством, толерантно относившимся к евреям. Раввин Моше Иссерлес, видный талмудист и философ, живший в Кракове в XVI веке, писал: «Если бы Господь не предоставил народу Израиля убежища в Польше, он мог бы быть уничтожен». Тем не менее, на долю польских евреев выпало немало испытаний, их положение зависело от доброй воли восходивших на польский престол королей. Конституция, принятая Великим сеймом, была призвана установить несменяемый порядок, обязательный к исполнению во все времена.

Начиная с середины XV века польское право гарантировало личную неприкосновенность представителям шляхты в соответствии с принципом: «Никто не может быть подвергнут заключению без решения суда». Впоследствии это положение стало распространяться и на литовских бояр. Конституция 1791 года предоставила право на личную неприкосновенность не только представителям дворянских родов, но и всем горожанам, в том числе, евреям. Это должно было оградить их от произвола местной власти. Отныне еврея, как и любого другого горожанина, можно было задержать без решения суда не более, чем на трое суток. О причинах ареста подозреваемого следовало уведомить незамедлительно. Личная неприкосновенность гарантировала евреям право на свободное передвижение и перемещение своего имущества.

Принявший конституцию Великий Сейм рассмотрел также проект нового уложения о евреях, разработанный специальной комиссией под руководством писателя и политика Яцека Езерского.

Однако, после продолжительных дискуссий, он так и не был утвержден. Текст уложения не сохранился, но, как утверждают историки, этот документ предусматривал дополнительное расширение прав польских евреев. Вскоре после принятия конституции по настоянию либерально настроенных депутатов Сейма во главе с Матеушем Бутримовичем была создана новая комиссия, которую возглавил видный политический деятель, публицист и философ Гуго Коллонтай. В 1792 году подготовленные ею рекомендации были утверждены. В соответствии с ними, евреям, в частности, позволялось нанимать на работу слуг-христиан, а городским властям запрещалось накладывать на евреев новые повинности.


В том же 1791 году, когда в Речи Посполитой была конституция, на территориях, отошедших после первого раздела Польши к России, была учреждена «черта оседлости». В соответствии с указом императрицы Екатерины II, евреям разрешалось жить только в Белоруссии и недавно присоединенной к империи Новороссии. Вскоре в «черту оседлости» вошли и те польские земли, на которые распространялось действие принятой Великим Сеймом конституции. В 1793 году состоялся второй раздел Польши, а в 1795 году – третий, окончательно положивший конец существованию Речи Посполитой.

Таким образом, первая европейская конституция имела силу всего 19 месяцев. Ее действие 23 ноября 1793 году аннулировал Гродненский сейм, вынужденный уступить мощнейшему давлению российских властей. Тем не менее, польская конституция 1791 года навсегда вошла в историю, в том числе, и в еврейскую – это был первый в Европе основной закон, закрепивший право евреев на личную неприкосновенность.