Кому у нас закон не писан

На модерации Отложенный

 В качестве эпиграфа к этому рассказу хочется мне поведать один старый престарый анекдот времен Леонида Ильича. Как-то сынок спросил отца, который всю жизнь служил в банке простым клерком: «Скажи, папа, как это получается, что ты простой служащий, получая скромную зарплату, имеешь такой хороший дом, прекрасную машину, отличную мебель, и каждый год вывозишь всю нашу семью на отдых в курортные места? Откуда столько денег?». - Видишь ли, сынок,- отвечал папаша, если поставить в одну шеренгу роту солдат и крайнему дать кусок сала, чтобы передать по шеренге на другой конец, то в конце ты получишь этот же кусок. Но что останется на руках у солдат после прохода сала, ответь. - На руках, сказал, подумав, сын, останется жирок. - Вот и у меня также.

 

В те, стародавние и благостные времена, когда у населения в домах не было общедомовых узлов учета, а расчет производился по нормативам, у управляющих компаний на руках оставался не просто жирок, а целые куски сала. Секрет этого «ожирения» был прост – расчет за отопление с населением производился по нормативу, а с теплоснабжающей организацией по счетчику, который стоял на границе балансовой принадлежности сетей. Разница при этом иногда доходила до 40%. Даже, если вычесть из этой суммы долги неплательщиков, которые всегда составляли не более 5-7%, то остаток все равно позволял управленцам безбедное существование. Но времена поменялись, и грянул гром в виде федерального закона под номером 261, именуемый в народе, как закон об энергосбережении, который предписывал до июля 2012 года запустить в эксплуатацию общедомовые узлы учета тепла, и в дальнейшем расчеты производить только по счетчикам. Однако, как говорится, быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Кроме того, что в прямом убытке оказались управляющие компании, для которых эта сказка быстро закончилась, а дырявые сети остались, так и теплоснабжающим организациям этот закон тоже пришелся не по вкусу. Дело в том, что наличие счетчика ставит под контроль реальный расход тепла и вырабатывает у жителей чувство хозяина, так еще и позволяет модернизировать систему отопления, применение энергосберегающих технологий в которой позволяет в разы уменьшать потребление тепла. Все это в купе резко снизило финансовые поступления в карман ресурсников. И начался тихий саботаж.

Несмотря на то, что денежные средства на установку счетчиков для многоквартирных домов были выделены на условиях софинансирования из фонда содействия реформирования ЖКХ (другими словами из государственного бюджета), контроль за исполнением этого задания должен был быть организован соответствующий. Вместе со спущенными в регионы денежными средствами, как всем казалось, должны были быть обозначены не только конечные сроки проектирования и монтажа узлов учета, но и пуск их в эксплуатацию. Ведь именно ввод в эксплуатацию, а, следовательно, и расчет по ним, должен был стать конечной точкой этого глобального проекта. Однако прошло более трех лет, а население до сих пор рассчитывается с энергоснабжающими организациями по нормативу. Причем, зачастую, даже те узлы, которые уже были запущены, под разными предлогами были выведены из эксплуатации. Известно, что стоимость тепла увеличивается вдвое каждые пять лет. Это сильно напрягает население в финансовом смысле, особенно если учесть, что доля отопления в общих затратах за квартиру достигает 40%. Дальнейшее изучение этого вопроса привело к интересному результату.

Во-первых, простое сравнение годовых затрат на отопление двух одинаковых двухкомнатных квартир, дома которых находились на одной трубе одной котельной, но находящихся в разных статусах показало, что там, где расчет производился по счетчику, сумма была в 2,2 раза меньше, чем те, которые рассчитывались по нормативу. Дело конечно здесь не только в том, что реальное потребление в зимние месяцы оказалось меньше нормативного, но и в том, что те, у кого счетчики не были введены в эксплуатацию, платили круглый год фиксированную сумму, в то время как другие только в период отопительного сезона. В абсолютных цифрах это выражалось следующим образом: 23 тысячи рублей в год и 10 тысяч. Таким образом, только наш дом, в котором находится 250 квартир, только за летний период, когда отопления нет вообще, выплачивает сумму равную 2,5 миллиона рублей, а в течение года эта сумма переплаты возросла до 3,25 миллиона. Учитывая то, что вся эта переплата уже происходит три года, то сумма приблизилась вплотную к 10 миллионам. За эти деньги в нашем доме можно было бы провести не только полный капремонт, но и превратить его в цветущий сад. Здесь хочется сделать небольшое отступление.

 Разговаривая с чиновниками и депутатами различных уровней по этим вопросам, я слышал почти от всех, что, мол, разница между нормативным потреблением и по счетчикам небольшая, а, следовательно, беспокоиться особо не о чем. И все дружно, как будто повторяли мантру, утверждали, что зимой жители платят по счетчику гораздо больше, чем по нормативу, что явно расходилось с моим многолетним опытом главного энергетика и теми данными, которые я имел. На практике плата в зимнее время превышала норматив только в тех домах, где наблюдается жуткий перетоп, и жители просто изнывают от жары. Такое явление наблюдается в одном из ТСЖ города Отрадное, где дома снабжаются от двух разных источников и плата за тепло в одном доме отличается от другого почти на 80%. Впоследствии пришлось все это доказывать при помощи расчетов и копий платежных квитанций. Кроме того, правительство даже приняли решение, что надо бы по этому поводу облегчить финансовую нагрузку на население и ввести равномерную плату в течение всего года, а потом по показаниям счетчика сделать перерасчет. За базовый платеж был принят все тот же нормативный показатель. Однако в течение трех лет перерасчет сделан не был ни разу, а у жителей закралось чувство, что их обманывают по-крупному. В дальнейшем, узнав общее количество выведенных или еще не введенных в строй узлов учета тепла, а их оказалось 104, грубая прикидка показала, что сумма переплат города Отрадное, с населением всего 25 тысяч человек, составила около 40 миллионов рублей только за пять месяцев межотопительного периода, что уже соизмеримо с годовым бюджетом города.

Таким образом, теплоснабжающая организация получает только за летний период фактически ни за что колоссальную сумму. Надо полагать, что наши ресурсники, являясь структурой региональной, используют эту схему повсеместно. Это выяснилось сразу же после общения с другими населенными пунктами области, где ситуация, как говориться один в один. Всплеск интереса к этой проблеме появлялся в разных городах области и, как правило, заканчивался судами. Где-то вопрос решался положительно в сторону потребителей и производился перерасчет, но в целом картина наблюдается унылая.

Ко всему вышесказанному следует добавить то, что общедомовые узлы учета тепла, кроме всего являются своеобразным краеугольным камнем для внедрения энергосберегающих технологий, которые, как показывает практика, позволяют снижать расход тепла до четырех раз. Таким образом, снижение затрат тепла позволило бы снизить годовую стоимость с 23 тыс. рублей, как это происходит у нас со всеми переплатами, до 3 тысяч на одну двухкомнатную квартиру. Здесь следует пояснить, что 3 тысячи четвертая часть не от 23, а от 12, как могло бы быть в среднем по счетчику. Следовательно, при правильном применении закона об энергосбережении наши пенсионеры могли бы экономить две среднестатистические пенсии в год. Теперь возникает вопрос, как такое могло произойти и как выходить из данной ситуации, когда экономическая обстановка в стране ухудшилась, и народ считает каждую копеечку? Почему муниципальные власти не обеспечили контроль за вводом в эксплуатацию общедомовых узлов учета тепла? В скором времени у нас будет проведен ряд круглых столов с привлечением заинтересованных и совсем не заинтересованных лиц, но обязанных исполнить требования закона. Будет проведено детальное разбирательство с помощью прокуратуры и управления экономической безопасности. Но пока даже попытки хоть как-то прояснить картину встречает почти повсеместный отказ в предоставлении хоть какой-то информации. И все это происходит на фоне деклараций о прозрачности деятельности управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и местных администраций. Конечно, такого не произошло бы, если бы жители не были так безразличны к тому, что происходит.

Продолжение исследования этой проблемы привело к новым интересным результатам. Оказалось, что при расчете по нормативу должен учитываться поправочный уменьшающий коэффициент, учитывающий сезонность отопления, который был введен постановлением №857 правительства Российской Федерации еще 27 августа 2012 года. В правилах расчета размера оплаты за коммунальную услугу по отоплению, которые прилагаются к вышеупомянутому постановлению, этот коэффициент именуется, как «коэффициент периодичности платежа». Рассчитывается он путем деления количества месяцев отопительного периода на количество календарных месяцев в году, то есть на 12. Так как у нас в настоящий момент отопительный период составляет всего 7 месяцев с начала октября по конец апреля, то путем простого деления получаем коэффициент равным 0, 58. Именно эта цифра и должна была фигурировать в расчетах. Тогда месячная плата за отопление в двушке в нашем доме должна была бы быть не 1946 рублей, а всего лишь 1128. Но это тема отдельного разговора. При таком раскладе теплоснабжающая организация приняла бы все меры по скорейшему введению в эксплуатацию общедомовых узлов учета, так как «по-честному» считать для них оказалось бы выгоднее. Однако ресурсники предпочли забыть про это постановление, также как и про закон №261 об энергосбережении, который определял сроки введения в эксплуатацию счетчиков тепла. Не имея прямой ответственности за последнее действие теплоснабженцы стали искать способы затяжки расчета за отопление по счетчику. И, как им показалось, они его нашли. Последовал ряд ссылок на то, что счетчики якобы не сданы под пломбирование, как последнюю точку в этом деле, из-за того, что нет документации, вроде, как потеряна, вышли сроки поверки и т. д. и т. п. Благо на бывшую управляющую компанию, которая раньше занималась этим вопросом, а теперь обанкротилась, можно всех собак повесить. Справедливости ради хочется сказать, что отчасти ресурсники были правы в той части, что перед каждым отопительным сезоном сдавать узлы учета тепла было просто некому, а сами они инициативу не проявляли понятно почему. К тому же при передаче документации на приборы учета от старой управляющей компании к новой часть ее пропала, да еще перевод на злополучное непосредственное управление, при котором жители как бы сами должны были решать свои проблемы, тоже добавило неразберихи. Вот и получилось, что акты ввода в эксплуатацию в природе существуют только фрагментарно. Обращение в комитет по надзору в сфере ЖКХ правительства Ленобласти разобраться с этим вопросом привело к запросу в теплоснабжающую организацию дать пояснения. Пояснения последовали простые: про счетчики в этом доме ничего не знаем, в эксплуатацию не сданы и все тут. Этот нелепый ответ и был мне переслан из бывшей ГЖИ. А нелепым он был потому, что на руках к этому времени у меня был акт ввода в эксплуатацию узлов учета тепла нашего дома еще в 2013 году. Подписан этот документ был ведущим инженером по узлам учета ресурсников и техническим директором УК. И сразу же у всех возник вопрос, а почему тогда не сданы, и почему тогда не считали по счетчику? Правда, за 2014 год такой акт отсутствует, но в 2013 году все было нормально. Так что этот вопрос тоже требует разбирательства. Ну и теперь возникает законный вопрос к местной власти и, особенно, к депутатам прошлого созыва, в бытность которых все эти события развивались. Может они были не в курсе? Так что это за депутаты, мимо которых плывут миллионы народных денег в карман неизвестно кому, а те и ухом не шевелят. Удастся ли депутатам этого созыва разобраться в сложившейся ситуации, половина из которых пребывала у власти прошлые пять лет? Вопрос скорее риторический. Поживем, увидим.