Всех их интересуют границы насилия, а не границы бывшего СССР

На модерации Отложенный

Два дня меня осаждают просьбами прокомментировать статью Владимира Путина об Украине. В статье масса исторических фактов, и я, не историк, должен потратить много времени, чтобы оценить их достоверность и интерпретацию.

В то же время понятно, почему эта тема так волнует Владимира Путина. В известном смысле его политическая биография как российского президента оказалась подчинена украинской теме. В 2003 году он поставил на проект российско-украинской ре-интеграции, в котором ему должен был содействовать Янукович. Янукович проиграл. Путин обиделся на Запад, который он обвинил в этом проигрыше. В 2013 году Путин опять поставил на проект ре-интеграции, который, как ему представлялось, обеспечит ему «историческую легитимность», — и опять проиграл. В результате он поссорился с Западом уже фатально и необратимо. Вылетел из «восьмерки», попал под санкции.

Для политика Владимира Путина, пришедшего к власти (отчасти случайно) в 2000 году, это было совсем необязательно.

Сосредоточенность Владимира Путина на украинской теме понятна. В тот момент, когда он пришел к власти, ностальгия по СССР была важным политическим фактором. Она обеспечила политический капитал и ему, и Александру Лукашенко. Проблема в том, что сейчас эта тема не интересует практически никого. Вообще — никого.

Что же интересует людей? Рискну утверждать: как всегда, проблема насилия. Люди пишут в Instagram, Facebook и «ВКонтакте», они публикуют фото свадеб, дней рождения, поминок, но самая важная рамка этого всего для них — даже не динамика текущих доходов, а уверенность в том, что прямое неконтролируемое насилие в их мире невозможно или очень ограничено, локализовано.

Это гораздо важнее, чем воссоединение советской семьи народов.

Никого не интересует, что говорил князь Витовт Святославу Ольговичу в XIII веке. Но всех интересует, кто на самом деле и за что убил Бориса Немцова, Литвиненко, пытался убить Скипалей, Алексея Навального, Дмитрия Быкова — и почему? И Владимиру Путину вряд ли удастся что-то сделать со своей политической биографией и историческим наследием, не ответив на эти вопросы. Они всегда будут идти через запятую с упоминанием его имени во всех справочниках и исторических дайджестах.

Являются ли русские, тувинцы и татары одним народом? Наверное, нет. Но они живут в одном государстве. Являются ли русские и восточные украинцы одним народом? Может быть, да, но они живут в разных государствах. Это не очень важно. Всех их интересует одно: границы насилия. А не границы бывшего СССР.