К следующей войне с «Хизбаллой» ЦАХАЛ готовит… «призраков»

На модерации Отложенный

В небольшом арабском городке Кабул, расположенном в Западной Галилее, десятилетиями не проходили армейские учения, и полиция довольно скептически отнеслась к идее ЦАХАЛа использовать территорию города в качестве одного из районов крупномасштабных учений генштаба.

«Вам повезет, если вас там не закидают камнями», – сказали в полиции, когда к ним обратились израильские военные. На самом деле, из-за эпидемии коронавируса город встретил армию так, как не ожидал никто. Местные власти ежедневно сотрудничали с офицерами ЦАХАЛа, отрабатывая нештатную ситуацию, чтобы знать, как в случае необходимости защитить горожан; деловая и конструктивная атмосфера царила также во время контактов городской администрации со Службой тыла.

Как и во время предыдущих учений, отрабатывался сценарий возможной конфронтации с «Хизбаллой» на юге Ливана. Гряда холмов около Кабула представляла территорию Израиля, а ручей Хилазон – ливанскую границу. В симуляции военной обстановки деревни к северу от нее обозначались как фронт, где действует «Радуан» – элитные подразделения «Хизбаллы». Согласно возможному сценарию, война, о которой идет речь, может представлять собой серию отдельных, не связанных между собой событий, которые очень быстро трансформируются из ограниченного раунда боевых действий в тотальную конфронтацию, что, подобно цепной реакции, повлечет за собой серьезные последствия для Сирии и сектора Газа.

Другими словами, «Хизбалла» бросает свой спецназ в направлении израильских населенных пунктов, расположенных неподалеку от границы, предварив наступление ракетным обстрелом. Перед израильской армией стоит задача остановить наступление, одновременно нанося удары по всему Ливану и перебрасывая сухопутные войска на север, на ливанскую территорию.

Успех сражения напрямую зависит от инициативы и времени: кто из сторон возьмет на себя инициативу, опережая противника, и насколько оперативно среагирует в сложившихся обстоятельствах.

Во время учений некоторые из воздушных атак имитируют удары с воздуха по израильской территории в непосредственной близости от подразделений ЦАХАЛа, ставя перед собой цель – вытеснить боевиков «Радуана» с занятого ими плацдарма.

Но главный показатель успеха ЦАХАЛа в учениях определяется его наступательными возможностями: необходимо прежде всего обнаружить инфраструктуру и личный состав «Хизбаллы» в густонаселенных городских районах, нанести по ним удар и вывести из строя. Для этого используется мощная сеть разведки, самолетов, наблюдателей и кибертехнологий. Подобного рода возможностями располагают некоторые подразделения, ведущие наземные маневры.

Название учений «Смертельная стрела» следует признать не очень удачным выбором, поскольку оно отсылает к противостоянию с египетской армией времен президента Насера. Однако идеи, цели и задачи этих учений кажутся все же более продвинутыми. В августовском видеообращении к командному составу начальник генштаба Авив Кохави говорил о новой войне, которая может начаться.

«Практически это всегда начинается без особого предупреждения, – сказал он. – Готовьтесь так, как будто это должно случиться завтра. Не питайте иллюзии, что до этого далеко».

На сей раз во время учений возможные потери оценивались куда более реалистично, чем в прошлом, предполагая сотни убитых и тысячи раненых в результате ракетных обстрелов жилых районов, а также высокую цену, которую армия может заплатить за наземную операцию.

Еще одно новшество, характерное для нынешних учений: участие в них многопрофильного подразделения-«призрака», которое Кохави бережет и лелеет, как зеницу ока. Дело в том, что это – экспериментальный проект, который в случае удачи с объединением различных технологий и ресурсов для поддержки наземных маневров планируется реализовать на базе других воинских частей и подразделений ЦАХАЛа. На данный момент известно об удивительном прогрессе в этом вопросе, но пока неясно, как быстро возможности «призрака» будут доступны обычным батальонам.

Также следует учитывать, что возможное военное противостояние будет зависеть не только от двух конфликтующих сторон, но и от того, как пройдет обмен мнениями по этому поводу между Иерусалимом и Вашингтоном и, возможно, между Иерусалимом и Москвой. Генштаб должен обратить на этот фактор особое внимание.

Следует ли принимать какие-то меры в случае, если «Хизбалла» задействует оружие, находящееся в Сирии? Как отреагирует Россия? Потребует ли Москва немедленного прекращения огня? Другой вопрос, на который должна ответить разведка, связан с желанием «Хизбаллы» непременно вступить в конфронтацию с Израилем, учитывая экономический и политический кризис в Ливане, который усугубился пандемией коронавируса и августовским взрывом в порту Бейрута.

Пандемия коронавируса вынудила израильскую армию значительно сократить подготовку резервистов в этом году, но Кохави настоял на проведении учений, в которых участвовали тысячи резервистов. Он справедливо посчитал, что отказ от их участия навредит готовности к войне.

Наряду с оперативными результатами «Смертельная стрела», вероятно, будет оцениваться и по числу тех, кто заболел во время учений, особенно когда речь идет о резервистах, людях преимущественно зрелого возраста, более подверженных инфицированию, нежели молодые 18-летние призывники.

Командир бригады, принимавший участие в учениях, сообщил, что уровень заражения в его подразделении в последние месяцы составлял около 20 новых случаев в неделю. «Основная проблема связана с теми, кто находится на карантине, потому что каждый солдат, идентифицированный как носитель вируса, выводит из строя других солдат своего взвода, – сказал он. – Но все, кто заболел, переносят вирус очень легко».

«ХаАрец». М.К. Фото: пресс-служба ЦАХАЛа