Нурсултан Назарбаев: Беру ответственность на себя

На модерации Отложенный

Указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева 29 августа 1991 года Семипалатинский испытательный ядерный полигон был закрыт. Это было судьбоносное решение, которого так ждал народ. Только за один этот мужественный шаг наш президент уже навсегда вошел в мировую историю как последовательный политик, внесший колоссальный личный вклад в борьбу за освобождение планеты Земля от разрушительного оружия.

В своей книге «Эпицентр мира» Нурсултан Назарбаев пишет «... мы вытеснили свои ядерные страхи и избавили от таковых всех, кому они внушались с нашей стороны... Мы выстроили новую безъядерную историю страны - заложили новую повествовательную традицию о том, как можно подняться над мировой угрозой». И вот уже почти 20 лет Казахстан демонстрирует миру свою приверженность решать возникающие международные конфликты мирным путем, исключающим применение какого-либо оружия. Подтверждением тому стали новые инициативы президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева по нераспространению ядерного оружия и созданию безъядерного мира, опубликованные в газете «Известия», а также прозвучавшие с трибуны глобального саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне.

Начало испытаний

А начиналась эта трагическая страница в истории Казахстана в августе 1947 года, когда постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС была образована Горная сейсмическая станция - «объект-905» для натурных испытаний атомных зарядов, ставшая в 1948 году учебным полигоном № 2 Минобороны СССР, позднее Семипалатинским испытательным полигоном. Были созданы свои мастерские и конструкторское бюро, военными строителями ускоренно велось возведение жилого городка, опытного поля с необходимыми бункерами и постройками, для чего из земельного кадастра Казахстана было изъято для военных нужд 18500 кв.км земель на территории Семипалатинской, Павлодарской и Карагандинской областей. В центре поля планировалось установить ядерный заряд, а также объекты поражения в результате взрыва - военную технику, танки, самолеты, мосты и подопытных животных.

29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне было проведено первое испытание ядерного оружия, 12 сентября 1954 года было испытано термоядерное устройство, 22 ноября 1955 года - водородная бомба. Для СССР эти испытания были очень важны. Американцы к тому времени уже сбросили на Хиросиму и Нагасаки атомные бомбы, а у Советского Союза не было оружия сдерживания. Необходимо было любой ценой создать военный паритет между СССР и США. Понятно, что для достижения этой цели руководство Союза шло на любые жертвы, лишь бы добиться успеха. И главной жертвой в этой политике стало население Казахстана, проживающее в районе Семипалатинского полигона.

Почему Сталин и Берия выбрали для полигона именно это место? Их логика необъяснима. Полигон строился в пустынном месте, но до Семипалатинска - крупного областного центра, было всего 120 км, множество поселков располагалось еще ближе. Почему сразу не был выбран безлюдный на тысячи верст район тундры или тот же остров Новая Земля в России? Вероятнее всего, выбор на Казахстан пал из-за сложившейся инфраструктуры, не требующей больших затрат на обустройство полигона, и как следствие - сокращались сроки строительства этого секретного объекта. Если только эти аргументы послужили основой выбора места ядерного полигона, то это было еще более кощунственное решение политических лидеров СССР, практически геноцид против своего народа.

До 1963 года испытания проводились в воздухе, а после подписания договора между СССР, США и Великобританией об ограничении ядерных испытаний в атмосфере были перенесены под землю. В книге «Эпицентр мира» Н.Назарбаева общее количество ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне названо - 456, из них 116 были произведены в воздушном пространстве. По определению Нурсултана Абишевича, суммарная мощность всех зарядов в 2,5 тысячи раз превышала мощность бомбы, сброшенной в 1945 году на Хиросиму.

Жертвы ядерной трагедии

Удивляет и возмущает цинизм некоторых руководителей, которые ничего страшного в последствиях испытаний для населения не видели. Вот некоторые рассуждения начальника ядерного полигона генерал-лейтенанта А.Д.Ильенко, опубликованные в 1989 году в Семипалатинской областной газете «Иртыш»: «Радиоактивное излучение сводилось к минимуму... от подземных ядерных взрывов население близлежащих населенных пунктов даже при самых неблагоприятных условиях практически не получает никакой дозы... заболеваемость, а также смертность всех контингентов населения области не превышает среднестатистических показателей для СССР, источником (радиации) могут быть транспорт, рентгеновское облучение, бытовые условия, и это во много крат вероятнее, чем произведенный взрыв, ... при полете в самолете от Семипалатинска до Москвы человек получит дозу 2 мР, т.е. в 2,5-3 раза больше».

На самом деле ситуация была совершенно противоположная.

Вот выдержки из документов, хранившихся под грифом «Совершенно секретно». Уже в 1958 году комиссия врачей диспансера № 4 отмечала, что удельная активность почвы и травы во всех обследованных 11 населенных пунктах после взрывов выше норм, в отдельных случаях в 11-34 раза. Значительно (в 1,9-3,1 раза) была повышена активность мяса, картофеля, муки, масла. При медицинском обследовании населения ряда районов выявлены изменения в крови в худшую сторону. В середине 80-х годов смертность населения Семипалатинской области превышала средне-республиканский уровень на 10 процентов. Произошли негативные изменения в экологии, был нарушен ток подземных вод, из-за обвалов и трещин в грунтах, вызванных взрывами, только за 1987-1988 годы исчезла вода в 679 трубчатых колодцах. На протяжении всех лет испытаний ученые-медики и руководство области выступали с предложениями прекратить наземные испытания атомного оружия в период созревания и уборки зерна и овощей, так как это приводило к значительному загрязнению пищевых продуктов, а также выделить значительные средства на медобслуживание граждан, жилищное строительство для переселенных в другие места людей, увеличить фонды на основные продукты питания.

В августе 1962 года первый секретарь Семипалатинского обкома партии Карпенко М.П. направляет информацию первому секретарю ЦК Компартии Казахстана Кунаеву Д.А., что значительная радиоактивность почвы в некоторых районах имеет место и что необходимы срочные меры по решению социальных вопросов, накопившихся в области. Об этом же писал в марте 1989 года первому секретарю ЦК КП Казахстана Колбину Г.В. и первый руководитель Семипалатинской области Бозтаев К.Б.

Народ против

Негативная реакция людей на ядерные испытания все более возрастала. В рассекреченной записке начальника УКГО по Семипалатинской области от 19 августа 1986 года приводился пример: житель Семипалатинска писал в Алма-Ату 17 февраля 1986 года: «... в воскресенье, 13 февраля, около 11 часов утра у нас был произведен страшный подземный взрыв. В комнате все затряслось, Англия и США передали, что шведская сейсмологическая станция зарегистрировала вблизи г. Семипалатинска взрыв необыкновенной силы, отнесен он к шести баллам и является самым мощным в мире. Вот здорово - одной рукой ратуем за запрещение, а другой пакости людям делаем, ведем их к смерти». Высказывания граждан, приводимые в этой информации, говорили о страхе людей, о болезнях, желании уехать из района испытаний, о растущем недовольстве.

Очередной шок испытали жители в феврале 1989 года после подземного ядерного взрыва, когда в атмосферу вырвалось радиоактивное облако, накрывшее ряд близлежащих поселков.

Это послужило толчком к зарождению антиядерного движения «Невада - Семипалатинск», которое возглавил известный поэт Олжас Сулейменов, внесший большой личный вклад в дело освобождения казахстанской земли от ядерных испытаний.

В мероприятиях протеста принимало участие все больше людей по всему миру, требовавших прекратить ядерные испытания. С открытым заявлением выступил ряд депутатов Верховного Совета Казахской ССР, требуя раз и навсегда покончить с испытаниями.

В результате деятельности антиядерного движения число взрывов на полигоне сократилось, но окончательно не было приостановлено. Полигон жил и по-прежнему излучал смерть. Военные «ястребы» из Минобороны СССР и их покровители из ЦК КПСС, конечно, видели нарастание народного гнева, но государственная машина была еще довольно сильна, чтобы уступить натиску антиядерного альянса.

Нужна была какая-то сила, которая могла бы с учетом сложившихся обстоятельств дать достойный отпор военно-промышленному комплексу СССР и закрыть ядерный полигон. И этой силой стал Нурсултан Абишевич Назарбаев. С июня 1989 года - первый секретарь ЦК Компартии Казахстана, в апреле 1990 года избранный президент Казахской ССР.

Здесь невольно задаешь себе вопрос: «Почему другие руководители республики не смогли встать во главе антиядерного движения и склонить чашу весов в сторону закрытия атомного полигона в более ранние годы. Ведь влияния и авторитета у них было более чем достаточно. Кунаев Д.А. был членом Политбюро ЦК КПСС, выше положения в то время не было. К тому же почти два года работал при горбачевской «оттепели». Во всяком случае, в архиве не было документов, свидетельствующих об активной позиции Кунаева Д.А. по закрытию Семипалатинского ядерного полигона. Хотя в своих воспоминаниях «От Сталина до Горбачева (в аспекте истории Казахстана)» Динмухамед Ахмедович писал по поводу вопросов о ядерном полигоне: «В таких случаях никаких вопросов не задавалось, и ни один человек и тогда, и много лет спустя не выступал против. Так было с Семипалатинским полигоном, был еще и Уральский и другие полигоны». Но многострадальному населению прилегающих к полигону областей от этого было не легче.

Не видно было решительных действий и со стороны Колбина Г.В., хотя за время его руководства было произведено 35 ядерных испытаний, а информации о взрывах принимались им только к сведению.

Нурсултан Назарбаев, еще будучи председателем правительства Казахстана, предпринимал энергичные действия по сдерживанию ядерных испытаний. 1 марта 1989 года он создает республиканскую комиссию по наблюдению за состоянием экологической обстановки в Семипалатинской области, куда входят государственные деятели, ученые, медики. Уже в начале своей работы комиссия, изучив положение дел на местах, считает необходимым в качестве первоочередной меры резко сократить, а в конечном итоге прекратить ядерные испытания на Семипалатинском полигоне.

7 апреля 1989 года председатель Совета Министров КазССР Назарбаев Н.А. выступает на партийно-хозяйственном активе в г.Семипалатинске: «... Под покровом секретности всего и вся население не информируется о положении дел, начиная с испытаний в атмосфере с 1949 года. Это создает условия для слухов, домыслов, трудно согласиться с тем выводом, что взрывы - это почти полезное для здоровья дело... Я вас информирую, что две недели назад я был у секретаря ЦК КПСС т.Бакланова, который занимается этим вопросом, и мы внесли записку в Политбюро ЦК КПСС...» В этом же 1989 году 30 мая Нурсултан Назарбаев с трибуны съезда народных депутатов СССР в ранге председателя правительства республики заявил на весь мир о своей озабоченности продолжающимися ядерными испытаниями. До него так публично ни один руководитель такого ранга не осмеливался высказываться по этой острой проблеме. Назарбаев вспоминает в своей книге «Эпицентр мира», что после его выступления на съезде к нему «изменилось отношение. Покушение на главный стратегический объект страны: и пошло - поехало».

Политбюро ЦК КПСС даже специально рассмотрело 9 июня 1989 года вопрос «Об обстановке в Казахской ССР в связи с подземными ядерными взрывами на Семипалатинском полигоне».

Но Нурсултан Абишевич уже понял - отступать нельзя, чем бы все не кончилось, он с этого пути не уйдет. Он предпринимает все усилия, чтобы закрыть полигон. Постоянно отслеживается экологическая обстановка в Семипалатинском регионе, к решению социальных проблем активнее привлекаются союзные министерства. Казахстанская сторона настаивает на закрытии полигона, все это прорабатывается в госкомиссии Совмина СССР по военно-промышленным вопросам, готовятся соответствующие документы. Усиливается влияние депутатского корпуса. В ноябре 1989 года принято обращение Верховного Совета Казахской ССР к правительству СССР и народным депутатам СССР о немедленном прекращении ядерных взрывов на полигоне.

Руководители военно-промышленного комплекса СССР не могут с этим смириться. 13 апреля 1990 года заместитель председателя Совета Министров СССР Белоусов И.А., которого называли «ястребом номер один», посылает Назарбаеву проект постановления Совмина СССР, в котором предусматривалось прекращение ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне только с января 1993 года. При этом предлагалось на полигоне произвести в 1990-1992 гг. по 9 ядерных взрывов ежегодно (мощностью до 30 килотонн в 1990-1991гг. и до 20 килотонн - в 1992 году). В этом письме Белоусов писал: «Просил бы вас, уважаемый Нурсултан Абишевич, согласиться с предлагаемым проектом постановления сроком прекращения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»...

В ответ I сессия ХП созыва Верховного Совета КазССР, где председателем был Назарбаев, в своем постановлении от 22 мая 1990 года требует от правительства СССР немедленно прекратить испытания. Нурсултан Абишевич на этой сессии сказал: «Наша позиция - закрыть полигон и прекратить взрывы - остается прежней».

После международного конгресса «Избиратели мира против ядерного оружия», проводимого двумя влиятельными общественными организациями - антиядерным движением «Невада - Семипалатинск» и движением «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», Нурсултан Назарбаев 25 мая 1990 года заявил перед журналистами: «... Мы будем последовательно и настойчиво, а главное - демократическими, политическими методами добиваться решения этой проблемы». 20 июня 1990 года ХVII съезд Компартии Казахстана от имени всех трудящихся республики поддерживает постановление Верховного Совета Казахской ССР от 22 мая 1990 года по Семипалатинскому ядерному полигону.

Борьба против ядерных испытаний набирала мощь. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принимает важнейший документ - «Декларацию о государственном суверенитете», где в ст.11 сказано о запрещении разработки ядерного оружия, испытаний на территории Казахстана. Летом 1991 года Нурсултан Абишевич, побывав еще раз на испытательном полигоне, решил дать последний бой «ядерному лобби» на сессии Верховного Совета КазССР и заявил, что ядерный полигон закрывается и в связи с этим всю ответственность он берет на себя. И наконец наступил исторический день - президент Казахской ССР Назарбаев 29 августа 1991 года подписал указ «О закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона».

Казахстан стал территорией, свободной от ядерного оружия и его испытаний. Он добровольно отказался от атомного арсенала, который в то время был четвертым в мире по мощности (1216 ядерных боеголовок, 240 крылатых ядерных ракет), ликвидировал его и призвал все страны мира последовать его примеру. И пусть будущие поколения казахстанцев знают и помнят, какой ценой досталась эта победа, и тех, кто привел нас к этому радостному дню.