Киргизия в предчувствии гражданской войны

На модерации Отложенный

Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев 16 апреля подписал заявление об отставке, окончательно передав ответственность за республику новому «революционному» правительству. За прошедшие с момента захвата Дома правительства в Бишкеке дни уже стало понятно, что ноша власти для пришедших оппозиционеров слишком тяжела. К отставке, по словам официальных лиц Казахстана, где сейчас находится бывший киргизский президент, приложили руку руководители, как минимум, трех стран: США, России и самого Казахстана.

Ситуацию с отставкой Бакиева пока не прокомментировал лишь Барак Обама, зато его российский и казахстанский коллеги поспешили похвалиться своим успехом в деле «умиротворения» мятежной Киргизии. Нурсултан Назарбаев, собрав журналистов, пространно рассказывал, как казахи спасли Киргизию от гражданской войны, а летчиков, эвакуировавших экс-президента Кыргызстана, казахское руководство распорядилось наградить. Видимо, полет в Джалал-Абад и обратно в Астане расценили как опасную военную или спасательную операцию. Дмитрий Медведев, военные которого прикрывали эвакуацию Бакиева, заявил в Бразилии на встрече с представителями СМИ: «Все могло закончиться полномасштабной гражданской войной и, как следствие, – расколом государства на части…. Этот сценарий в настоящий момент исключен, в том числе в силу того, что бывший президент подал в отставку». Медведев на фотографии под этой новостью казался очень самодовольным, хотя, возможно, я и ошибаюсь. Легко чувствовать себя богом, решающим по своему желанию судьбы тысяч жителей страны, о которой ты ничего не знаешь, кроме того, что написали в шпаргалке исполнительные референты, покопавшись в Google.

Если бы пришлось снимать фильм, то краткое содержание последних пяти серий саги в стиле советского фэнтези было бы таким: собирались отсталые туземцы развязать гражданскую войну. И вдруг! Гром! Молния! Вспышка – слева! Вспышка – справа! Deus ex Machina! Хор поет ему осанну на мотив песни Эндрю Ллойда Уэббера. 14 апреля, вечер, тайный разговор между Путиным и Бакиевым. Юстас – Алексу: «Здесь продается славянский шкаф?» 15 апреля, вечер, самолет казахстанских ВВС садится в Джалал-Абаде. Прилетел вдруг волшебник в голубом вертолете. Президент Бакиев покидает пределы Кыргызстана. До свиданья, наш ласковый Мишка. Золушка – Роза расцветает и волей высших сил превращается в принцессу. Подобным образом зрители всего мира могли оценить произошедшие в Киргизии события после просмотра телерепортажей или прочтения материалов различных СМИ. А что в действительности?

ВЕСЬ МИР НАСИЛЬЯ МЫ РАЗРУШИМ

Когда-то, еще после вспоминающейся сейчас с легкой грустью первой киргизской революции 2005 года, я в одной из своих первых статей так охарактеризовал положение в Киргизии: «Наша действительность все больше напоминает ту сказку, в которой чем дальше, тем страшнее». Но я даже в страшном сне не мог представить того, что будет твориться в стране после прихода к власти тогдашних оппозиционеров, борьбу которых с режимом Бакиева я поддерживал с 2006 года. Люди, в одной лодке с которыми я был долгое время, казавшиеся умными, бескорыстными борцами за лучшую жизнь нашего полунищего населения, оказались банальными болтунами, трусами, попрошайками, мстительными, лживыми, самодовольными захватчиками, осуждающими на словах засилье бакиевских родственников и тут же расставляющих на государственные должности свою родню и близких себе людей. И хотя я не голосовал за Курманбека Бакиева ни на первых, ни на вторых президентских выборах, но все-таки, по-моему, правда должна быть выше политических пристрастий. И какой бы горькой она ни была, ее нужно знать, чтобы «размножение Курманбеков Бакиевых» остановилось. А не продолжалось, как это происходит сейчас.

Любимым поленом Папы Карло для победивших киргизских революционеров и примазавшихся к ним попутчиков стали выходцы с Юга Киргизии. Южное происхождение стало сейчас клеймом для многих кыргызстанцев. Южан, а особенно джалалабадцев, в столице бьют; сжигают и переворачивают машины с номерами южных областей. Об этом говорят вне зависимости от национальности все побывавшие в Бишкеке или имеющие там близких родственников. Одинаковую информацию дают как киргизы, занимавшие высокие должности при прежнем руководстве, так и узбеки – люди второго сорта для любой киргизской власти, выполняющие черную работу в Бишкеке. В столичном общественном транспорте русским стали настойчиво советовать перебираться на историческую родину. По ночам организованные вооруженные группы грабят дома обеспеченных бишкекчан. Всех представителей Юга, занимающих государственные посты, особенно в силовых структурах, увольняют. У бизнесменов отнимают бизнес.

Первая информация о репрессиях новых властей против южан появилась через три дня после захвата власти, 11 апреля. Впоследствии она только подтверждалась. Окончательно меня убедил в честности предыдущих рассказчиков телефонный разговор со старым другом, офицером Службы Нацбезопасности (СНБ), моим земляком, переведенным несколько лет назад на Север. Когда я сказал, что по рассказам знакомых, южан увольняют из МВД, он ответил: «У нас такая же тенденция. Настроение чемоданное. Я пока служу, но все может измениться в любую секунду». Честно сказать, стало обидно за него. Честный, грамотный (что в Киргизии редкость) офицер, участник боевых действий, отдавший стране (это правда, а не дань патриотическому пафосу) годы верной службы, оказался не нужен временному правительству. Никого не интересует, что переживает этот человек, служивший Киргизии, а не Акаеву или Бакиеву, воевавший в горах с исламскими боевиками в 1999 году, с заклинившим пистолетом, фактический безоружный, бравший контрабандистов, арестовывавший взяточников, вместе со спецназом бравший дом с вооруженными террористами, прошедшими обучение в афганских лагерях «Аль-Каиды». Все его навыки, опыт и заслуги перед родиной перевешивает его южное происхождение.

С кем же «революционное» правительство собирается создавать новый Кыргызстан, свободный от коррупции, клановости, трайбализма, дискриминации и единовластия? Или под прикрытием красивых слов идет банальная борьба за власть, передел собственности и назначение на государственные должности нужных людей?

На смену борьбе временщиков с Бакиевым и его сторонниками пришла жестокая драка за власть между победителями. Например, в Джалал-Абаде сейчас параллельно существуют два мэра города и два губернатора области. Все они выбраны, так сказать, народом, ради счастья которого, по словам соратников Отунбаевой, и был совершен апрельский переворот. Анекдотическая ситуация с одновременными выборами двух губернаторов одной области была даже показана по киргизскому телевидению. Так, Национальный телеканал назвал губернатором Жээнбекова, а «Пятый канал», бывший оплот «бакиевщины», провозгласил руководителем области Асанова. И подобное происходит повсеместно.

Первоначально новая власть объявила, что прежние чиновники сохранят свои должности на предстоящие полгода, которые были отмерены Временным правительством как срок своего правления. Но первыми же декретами «революционеры» начали поточным методом отправлять в отставку прежних руководителей и назначать свои кадры. Так забрались на многие высокие посты однопартийцы товарища Отунбаевой – киргизские социал-демократы. Зачастую среди нового руководства встречаются и достаточно одиозные фигуры. Например, руководителем СНБ стал господин Дуйшебаев, последнего акаевский министр внутренних дел, обещавший пять лет назад, в марте 2005 года, применить оружие против товарищей Отунбаевой, Бекназарова, Атамбаева и Исакова, верхушки сегодняшнего Временного правительства.



Или уже упомянутый выше Бектур Асанов, посол Кыргызстана в Исламской Республике Пакистан, призывавший народ в ноябре 2006 г. поддержать Курманбека Бакиева в борьбе с оппозицией. Тогда в телеобращении Асанов прямо назвал Омурбека Текебаева и Темира Сариева (ныне, заместителей Отунбаевой) акаевскими шпионами, пытающимися на деньги первого президента уничтожить завоевания мартовской «революции» и вернуть Аскара Акаева и его семью в «Белый Дом». Впоследствии Асанов нигде не отказывался от своих слов и до апреля 2010 года сохранял лояльность бывшему президенту. Следует думать, что после 7 апреля у дипломата произошла резкая переоценка ценностей, заставившая его оперативно бросить посольство в Пакистане, высадиться в Джалал-Абаде, а 14 апреля на центральной площади города негромко кричать перед телекамерой: «Бакиев кетсин!» (Долой Бакиева!).

В одном строю с ним стоит и нынешний «народный мэр» Оша – второго по значению города Киргизии – Мырзакматов. Бывший депутат парламента от пропрезидентской партии «Ак Жол», назначенный Бакиевым мэром крупнейшего южного города страны, не преминул после 7 апреля укусить руку своего благодетеля. Прошло около месяца с последней поездки Курманбека Бакиева по южным областям, тогда все телеэкраны страны обошли кадры совместных прогулок президента и мэра. Они что-то посещали, что-то открывали и ни слова о том, что ныне товарищ, а тогда г-н Мырзакматов недоволен политикой своего босса. Камеры запечатлели полное согласие и единодушие сторон, а теперь те же камеры показывают, как вчерашний бакиевец призывает народ поддерживать Временное правительство, переназначившее его градоначальником.

НЕПОБЕЖДЕННЫЙ


Несмотря на широко развернутую пропагандистскую кампанию по развенчанию бывшего президента Бакиева джалалабадцы не сдали своего земляка. Наоборот, за тот период времени, что свергнутый глава государства находился в родных краях, его популярность стала расти, а постоянные телевизионные выступления товарища Отунбаевой, риторически выдающей лозунги о том, что «Бакиеву нигде не укрыться от народного гнева», вызвали к ней стойкую неприязнь или насмешки. Временному правительству не удалось переиграть бывшего президента на его родном южном поле. Зато уровень доверия к новой власти и лично к Розе Отунбаевой здесь стал приближаться к нулю.

Бакиев 13 апреля открыто выступает на центральной площади Джалал-Абада в окружении тысяч сторонников, которые несут его на трибуну на руках, а Отунбаева говорит, что народ не поддерживает президента. На следующий день жалкие попытки противников Бакиева провести народный курултай на той же площади терпят фиаско. Несколько сотен бакиевцев захватывают трибуну и выгоняют представителей Временного правительства, все это происходит при полном бездействии милиции, находящейся, по словам товарища Розы, в полном подчинении новой власти.

Вечером 14-го, Отунбаева заявляет, что народ на Юге показал Бакиеву его место, и провел курултай, где высказал бывшему президенту свое неприятие, хотя в действительности ситуация разворачивалась ровно наоборот. Товарищ Роза забыла уточнить, что курултай новая власть провела не в Джалал-Абаде, а в районном центре Базар-Курган, где сильны сторонники ее заместителя Омурбека Текебаева, лидера партии «Ата Мекен». В Джалал-Абаде тоже состоялся курултай, но только не в12 часов, как было запланировано, а около 14. И не на центральной площади, а около ДК. И были на нем не горожане, а несколько сотен приехавших в Джалал-Абад жителей Аксыйского района. Вот из таких маленьких недоговоренностей в сумме и вытекает большая ложь Временного правительства.

Бакиев ушел непобежденным. Южане, джалалабадцы остались верны ему до конца. Даже люди, не поддерживавшие президента, считали ниже своего человеческого достоинства сдать земляка новой власти. «Для нас это будет несмываемым позором, который падет не только на нас, но и на поколения наших детей и внуков», – говорили джалалабадцы. Объективных причин сдаваться и уходить в отставку у экс-президента не было. Несмотря на заявление о лишении Бакиева президентской неприкосновенности и приказе задержать его и его брата бывший президент спокойно и беспрепятственно ездил по Югу, а спецназ взял в кольцо его родное село, служившее последней резиденцией Бакиева на киргизской земле, только после отъезда бывшего главы Кыргызстана из страны. Заявление о сложении с себя полномочий главы государства и отъезд за границу можно объяснить лишь вмешательством мощных потусторонних сил, в лице Дяди Вани и Дяди Сэма, решивших сообща надавить на сопротивляющегося президента.

И еще один штрих. Если столь велика в Оше любовь к Временному правительству, почему же на митинге, собранном на центральной площади в его поддержку, были, в основном, студенты и бюджетники, люди, как известно, подневольные и лояльные изначально к любой власти. Бакиев, прекрасно разбиравшийся в киргизском народе, знавший его достоинства и недостатки, понимал шаткость Временного правительства и ждал своего часа, но, два юриста, питерский и чикагский, решили его судьбу по-своему.

Еще одной пропастью, выросшей между южанами и Временным правительством, стала судьба бывшего министра внутренних дел Молдомусы Конгантиева, в одночасье ставшего героем Киргизии. «Муса – настоящий мужик», – говорит мне знакомый системный администратор, русский парень, посмотревший репортаж «Первого канала» из Таласа, где полуголый министр, избитый «революционерами» до неузнаваемости, был вытащен перед телекамерами на позор. Мои земляки могут многое простить Временному правительству, но этого унижения действительно хорошего министра, пострадавшего за свою верность присяге, забытому в Киргизии понятию, не простит «революционерам» никто.

По рассказам офицеров МВД, со всего личного состава собирались деньги на выкуп генерала Конгантиева из рук таласких «революционеров». Таким образом, милиционеры собрали требуемые $40 000 и забрали своего бывшего начальника живым. Впрочем, всем наблюдавшим за апрельским переворотом должно быть понятно, на что могут быть способны киргизские «революционеры». По этому поводу южане горько шутят: «Слава Богу, мы в этот раз в революции не участвовали, а то после марта 2005 северяне все мародерства на нас списали. А теперь, наконец-то, стало понятно, кто настоящие мародеры и грабители!».

В ситуации с генералом Конгантиевым интересно еще и то, что прочие чиновники, выходцы с Севера Киргизии, серьезно не пострадали от рук «народных масс». Сейчас вопрос об избиениеи бывшего министра замалчивается на всех уровнях, о нем, как о неприятном для себя факте, новая власть старается не вспоминать. Ей удобней превращать бывшую власть в палачей, а своих сторонников – в несчастных жертв, а, как известно, жертвы не избивают безоружных людей до неузнаваемости.

Юг расплачивается за не позабытую в эпоху глобализации родовую честь и верность попавшему в опасность сородичу. Чаша унижения еще не испита южанами до дна, но уже то там, то здесь в разговорах повторяются слова: «Нас же больше. Скоро наступит наше время, и мы пойдем на Бишкек!»

После того, как этот материал был написан, в Джалал-Абаде сотрудниками милиции, собравшимися на митинг, был избит новый министр внутренних дел Шерниязов, спасшийся от своих подчиненных бегством. Интересно, как назовет данное происшествие товарищ Роза в своих ежедневных телеобращениях к нации?

P.S. Кого-то может удивить, почему автор называет членов Временного правительства товарищами. Но, позвольте господа, как еще можно назвать людей, захвативших вооруженным путем власть и издающих декреты?