В Госдуме решили, что блокировать дороги пока можно

На модерации Отложенный

Депутаты Госдумы не поддержали предложение правительства о введении уголовной ответственности за перекрытие железных дорог и автомагистралей. Ко второму чтению соответствующая норма исчезла из подготовленного Минтрансом законопроекта.

В пятницу на официальном сайте Госдумы появились поправки к законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с обеспечением безопасности на транспорте». В отличие от первоначального варианта документа, внесенного в Думу 24 декабря прошлого года, ко второму чтению из документа исчезла норма о введении уголовной ответственности за блокирование транспортных коммуникаций.

Напомним, что, согласно задумке разработчиков (документ готовился в Минтрансе), изменения должны были коснуться ст. 267 УК. Авторы предлагали прописать в пункте 1 этой статьи, что «разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние» транспортного средства (путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования), «а равно блокирование транспортных коммуникаций» должно караться штрафом до ста тысяч рублей (как вариант — размером дохода за период до шести месяцев) или лишением свободы на срок до двух лет.

В новом варианте документа такой категоричной формулировки нет. Единственная поправка, касающаяся 267-й статьи, относится к определению размера крупного ущерба — таковым предлагается считать один миллион рублей. В остальном редакция уголовной статьи осталась прежней:

уголовная ответственность грозит гражданам только в том случае, если в результате перекрытия был нанесен тяжкий вред здоровью или крупный экономический ущерб.

Внесение в правительственный законопроект депутатских поправок было ожидаемым. В апреле, когда законопроект принимали еще в первом чтении, парламентарии сами обещали изменить ряд положений будущего закона. Так, по словам председателя комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, норму об уголовной ответственности было решено убрать «во избежание злоупотреблений», так как в подготовленном Минтрансом варианте она допускала слишком много толкований.

«Статья резиновая, было бы очень сложно сделать так, чтобы она работала», — объяснил Крашенинников «Газете.Ru».

С этим согласны в думской оппозиции. «Норма была бы просто излишней, для того чтобы запретить людям выходить с протестом на дороги, достаточно уже имеющихся статей», — заявила «Газете.Ru» коммунистка Нина Останина. В качестве примера она вспомнила ситуацию в Междуреченске, где, по ее словам, на участников акций протеста сейчас вешают две статьи — за сопротивление законным требованиям сотрудников милиции и блокирование транспортной магистрали, так как там был нанесен большой экономический ущерб.

«Если люди перекрыли движение, это, конечно, нехорошо, так как желательно искать другие методы, но сажать за это не нужно», — уверен, в свою очередь, председатель подмосковного отделения партии «Правое дело» Борис Надеждин.

Между тем это не единственный проект по борьбе с протестными акциями и, в частности, с перекрытиями транспортных коммуникаций. На минувшей неделе Министерство юстиции обнародовало текст поправки в 215-ю статью УК. Речь идет об установлении уголовной ответственности за захват объектов жизнеобеспечения, в том числе объектов энергетики. В действующей редакции УК статьи 215.2 и 215.3 описывают преступления «приведение в негодность объектов жизнеобеспечения» и «приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов» (под приведением в негодность понимаются «разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние»). Совершившие эти преступления караются наказанием от штрафа (от ста тысяч рублей) до заключения с максимальным сроком 8 лет (в случае захвата нефтепровода группой лиц по сговору).

Законопроект Минюста предлагает добавить к приведению в негодность также и «захват». Пока этот документ еще не одобрен правительством и не внесен в Госдуму.