Инженер миру нужен

На модерации Отложенный

Российское образование в нашем Отечестве только ленивый не ругает, однако именно РФ - одна из шести стран Европы, которая имеет право проводить международную общественно-профессиональную аккредитацию образовательных программ в области техники и технологии и присваивать им европейский знак “EUR-ACE”. Знак, свидетельствующий о признании этих программ в 14 странах Европы, таких как Германия, Италия, Великобритания, Франция, Испания, Бельгия, и ряде других.

Международное признание образовательной программы. Кому и что это дает?

Прежде всего, государству Российскому. Ведь это главное условие для обеспечения выхода образовательных программ нашего Отечества на мировой рынок. И здесь решается несколько задач: экспорт российского высшего образования, укрепление его имиджа в мире, привлечение финансовых средств. Заметьте: не за нефть, газ или лес-кругляк, а за чистейший интеллектуальный продукт. Продукт экономики, основанной на знаниях, переход к которой объявлен Президентом РФ Д.Медведевым первостепенной задачей.

Необходимо это и университетам, так как существенно повышает их конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках, создает благоприятные условия для развития академической мобильности, а значит, для повышения качества образования. Это выгодно студентам и выпускникам вузов, желающим участвовать в программах академической мобильности или продолжить обучение за рубежом, что существенно развивает их коммуникационные и профессиональные компетенции. Открывается здесь также путь и к получению двух дипломов по так называемым программам “Duble Degree”, когда выпускник может получить за один период обучения два диплома - отечественного и зарубежного вузов. Тут обычно собеседники интересуются: “Это нужно для того, чтобы выпускники наших вузов могли успешно работать в зарубежных компаниях?” Ответ: с зарубежными компаниями в интересах развивающейся российской экономики.

В нашей стране присваивать знак “EUR-ACE Lable” по результатам аккредитации образовательных программ в области техники и технологии имеет право Ассоциация инженерного образовании России - общероссийская общественная организация (АИОР). Конкретная работа по аккредитации программ проводилась специально организованным для этого Аккредитационным независимым центром, где есть институт экспертов-аудиторов (сегодня насчитывающий около 150 экспертов международного уровня), аккредитационный центр (АЦ АИОР), осуществляющий организацию процесса аккредитации, аккредитационный совет, в состав которого входят как представители научной и академической общественности, так и представители работодателей.

Аккредитационный совет на основании анализа материалов, представленных АЦ АИОР, вносит для утверждения на заседании Правления АИОР предложение об аккредитации образовательной программы. Правление АИОР принимает решение и выдает вузу сертификат об аккредитации образовательной программы на срок от трех до пяти лет. В случае, если программа удовлетворяет и международным требованиям, выдается знак “EUR-ACE”. При проведении аккредитации, как правило, присутствуют наблюдатели из международных организаций, представители аккредитационных агентств зарубежных стран. Международное признание аккредитованных образовательных программ возможно только в случае, если аккредитующая организация использует международные критерии оценки качества образовательных программ, что закреплено договором между аккредитующими организациями различных стран. По существу, это договор (соглашение) о взаимном признании национальных систем общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологии.

Наиболее известным соглашением, действующим с 1988 года, является “Washington Accord” (WA), подписанное вначале только организациями из англоговорящих стран (США, Англия, Ирландия, Канада, Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия, Гонконг). В результате многолетней работы Россия, так же как и Германия, стала ассоциированным членом WA, которое к настоящему времени пополнилось такими странами, как Индия, Сингапур, Малайзия, Южная Корея.

В 2005 году АИОР стала одним из соучредителей Европейской сети по аккредитации образовательных программ в инженерном образовании (European Network for Accreditation of Engineering Education, ENAEE). Это соглашение, являющееся аналогом WA, было подписано 14 странами, среди которых есть и члены WA (ассоциированные и полные), такие как Германия, Россия, Англия, Ирландия. Из 15 стран - членов ENAEE только у России (АИОР) есть право присваивать этот знак всем категориям программ (бакалаврские, магистерские, инженерные, специалитет) на максимальный период до 5 лет. Это связано с тем, что АИОР имеет наиболее богатый опыт в проведении аккредитации образовательных программ в области техники и технологии. Так, на сегодняшний день АИОР было аккредитовано 134 программы 26 российских вузов, а также 7 программ двух вузов Республики Казахстан. Среди 134 аккредитованных программ 53 программы получили знак международного признания “EUR-ACE”. Наибольшее количество аккредитованных инженерных образовательных программ у московских университетов - 40, в том числе 9 со знаком международного признания. На втором месте томские университеты - соответственно 28 и 10, затем университеты Уфы - 14 и 11, за ними - Тюмени, которые имеют 12 аккредитованных программ, в том числе 6 со знаком международного признания. (Подробный перечень аккредитованных программ обычно публикуется в журнале “Инженерное образование”, а с 2010 года ежегодно будет публиковаться в мае-июне в “Поиске”). Работа по аккредитации образовательных программ проводится АИОР в тесном сотрудничестве с целым рядом различных авторитетных организаций России. Так, АИОР имеет соглашения о проведении этой работы с Министерством образования РФ (2002 год), Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (2005 год), Торгово-промышленной палатой РФ (2004 год). Еще в 2006 году Федеральное агентство по образованию разослало ректорам вузов письмо, в котором рекомендовало пройти общественно-профессиональную аккредитацию образовательных программ в АИОР с получением международного сертификата “EUR-ACE”.

Международная аккредитация образовательных программ в области техники и технологии дает право человеку, получившему диплом по инженерной аккредитованной программе, претендовать на европейский сертификат инженера-профессионала.

А это уже серьезно, если есть намерение работать в транснациональной компании. Сегодня далеко не все программы российских вузов способны пройти международную аккредитацию. Дело не только в соответствии программ требованиям, но и в умении подготовить необходимые документы, словом, соответствовать регламентам “EUR-ACE”. Стремясь помочь коллегам преодолеть рубеж международного признания, АИОР организовала Центр подготовки образовательных программ к международной аккредитации. Он работает в Национальном исследовательском Томском политехническом университете при единственной в стране междисциплинарной кафедре “Организация и технология высшего профессионального образования”. По рекомендации АИОР центр консультирует вузы, работая в тесном контакте с кафедрой, которой руководит президент АИОР профессор Ю.Похолков, рискнувший взяться за повышение квалификации топ-менеджеров в сфере науки и образования. Менеджеры вузов, обучающиеся по магистерской программе “Менеджмент в сфере образования и науки” и по программе МВА, имеют возможность получить сертификат эксперта-консультанта по международной аккредитации образовательных программ, а затем организовать подготовку программ своего вуза к международной аккредитации. Здесь же возможно получение и сертификата эксперта-аудитора. Эти люди пополнят ряды экспертов АИОР и будут принимать участие в работе по аккредитации образовательных программ в России и за рубежом.

Есть еще один аспект, подчеркивающий важность работы по аккредитации образовательных программ в области техники и технологии, связанный с реализацией принципов Болонской декларации. Переходя на подготовку бакалавров и магистров, мы через некоторое время потеряем сертифицированных специалистов - инженеров, у кого в документах об образовании обозначена квалификация “инженер”. Корифеи высшей школы считают, что это чревато тяжелыми последствиями как для промышленности, так и для сообщества конструкторов и технологов. Как эта проблема решается в технологически и технически развитых странах, таких, например, как Япония, США, Великобритания, где издавна инженерный корпус формируется на базе бакалавров и магистров? В первом приближении довольно просто. В каждой из этих стран существует система сертификации инженерных квалификаций, основой которой является закон о профессиональной инженерной деятельности, регламентирующий права и ответственность инженера-профессионала, ведение национального регистра таких специалистов, требования к процедурам сертификации инженерных квалификаций и к самой квалификации инженера. Среди этих требований обязательными являются требования к практическому стажу работы по специальности (в разных странах - разные, от трех до семи лет) и требования к общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

В России пока такой системы нет, но жизнь заставляет задуматься о ее создании и использовать предоставляющийся случай для того, чтобы повысить качество подготовки российских специалистов в области техники и технологии.

16 апреля 2010 года с 10 до 14 часов Ассоциация инженерного образования России, российский Союз научных и инженерных обществ, Ассоциация технических университетов, Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ в помещении ТПП РФ (Москва, ул. Ильинка, 6) проведут общественные слушания на тему “Становление и развитие в России системы сертификации инженерных квалификаций”. Предполагается, что в них примут участие представители Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Министерства образования и науки, объединений работодателей.

Любопытно, что общественным слушаниям в Москве предшествовал международный семинар в Стокгольме. Кафедра Национального исследовательского Томского политехнического университета “Организация и технология высшего профессионального образования” совместно с АИОР и Европейской ассоциацией качества инженерного образования для промышленности (ENQEEI) провела там встречу российских представителей вузов и производственников с менеджерами компании Ericsson и руководителями Европейской ассоциации инженеров. Они познакомились с практикой Европы, где промышленность участвует в повышении качества подготовки специалистов. Все время сравнивать себя с зарубежными коллегами - одна из традиций кафедры Похолкова. Год за годом учиться туда приходит все больше руководителей высокого ранга. Хотя, кажется, чему можно научить проректора крупного вуза, не первый год работающего с многотысячным коллективом студентов и преподавателей? Традиционно на краткосрочных курсах их учат психологии общения. Здесь же основа - стратегия и тактика управления вузом, но на опыте крупных руководителей. Как сообщили мне слушатели, обучающиеся сейчас на кафедре, им нужно общение с управленцами, которые сами являются учеными, руководителями с многолетним опытом работы. “Бытует мнение, что управлять вузом должен менеджер, а не ученый, - говорит проректор Сибирского госмедуниверситета Н.Рязанцева. - Но забыть о своем профессиональном базисе - это потерять значительную часть своей силы. Практика показывает, что замена ученых менеджерами, далекими от сути дела, чревата развалом вузов. Университетская среда - тонкая, трудно настраиваемая. Работать в этой среде должны профессионалы, которые способны передать нюансы своего опыта”.

Кафедра Похолкова в ТПУ сильна тем, что там ведут семинары, читают лекции, общаются со слушателями люди, прошедшие весь путь от сотрудника кафедры до ректора вуза или директора НИИ. Среди преподавателей междисциплинарной кафедры ректор ТПУ П.Чубик, президент ­ТУСУР А.Кобзев... Сопоставление их позиции с тем, как развиваются вузы за рубежом, помогает учащимся увидеть, какая дорога ведет к цели, а какая еще и способствует сохранению ценностей высшего профессионального образования. Как утверждают в университете, эта кафедра стала площадкой для “мозгового штурма”, когда в ТПУ бились над главной идеей Национального исследовательского университета - “ресурсоэффективностью”. А сейчас здесь по рекомендации АИОР учат команды из других вузов нашей страны определять стратегию и тактику развития университетов.