Проблемное "обнуление": что ждать от плебисцита?

На модерации Отложенный

Будет ли революция? Я, лично в этом совсем не уверен, по крайней мере в ближайшее время, а вот то, что «обнуление» ничем хорошим не закончится, вероятность «выше среднего» и для такого прогноза Вангой быть совершенно не обязательно…

В принципе ситуация с «обнулением» президентских сроков в мире не нова, до Путина по тому же самому сценарию уже пошли руководители 12 стран мира, в основном тех, которые находятся на периферии мирового развития, а дальнейшая судьба самих президентов и этих государств в основном сложилась «не очень», в диапазоне от народных волнений или беспросветной нищеты ее жителей, до тюрьмы или преждевременной смерти «вождя нации». Так на что же рассчитывает Путин?


Возможно на то, что это принцип не действует на постсоветском пространстве, по крайней мере пока «ранее обнуленные» Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев чувствуют себя вполне отлично. Но есть проблема – они оба провели все это, соответственно в 1996 и 2000 годах, когда экономики их стран были на подъёме, а уж тем более о потере контроля над властной вертикалью или массовых организованных протестах по большому счету речи не шло, ведь народная поддержка их, если совсем по-честному, в то время все же присутствовала и – немалая.


В России сейчас все совсем по-другому, Владимир Путин – рискует, а вот получится ли по итогам «выпить шампанское» это большой вопрос, ведь количество негативных факторов, способных привести к «ликвидации обнуления» народом просто зашкаливает.

Народная поддержка

Россияне стали жить на порядок хуже, чем даже два года назад, а «эффект Крымнаш» выветрился настолько, что даже кажется: его никогда и не было. «Денег нет, но Вы держитесь» из крылатой фразы превратилось в суровую, объективную реальность, причем все большее количество людей начинает понимать: они живут даже не в прошлом, а позапрошлом веке и без смены руководства страны исправить ничего невозможно.

До этого самого момента их будут «радовать» фейковыми новостями об изобретении очередного чуда-оружия, штурмовать деревянный рейхстаг и радоваться «фуражке Гитлера» в главном храме вооруженных сил. Такое уже не раз встречалось в мировой истории и заканчивалось всегда одним и тем же: колючей проволоки в стране становилось все больше, а жизнь граждан все хуже, но это – впереди, а пока можно констатировать факт: Россия уже проиграла одну войну развитым странам - «за клиента и его деньги», а впоследствии будет терять все больше и больше рынков, что уже отчетливо видно на примере «Газпрома» и «Роснефти».

Как бы стартовые условия для «обнуления» не самые хорошие, что уже видно по реальным рейтингам будущего плебисцита.

Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал: наибольший уровень поддержки поправок в Конституцию зафиксировали среди сторонников «Единой России», за поправки выступают 83% электората партии. Среди сторонников «Справедливой России» поддержать поправки планируют 65%, ЛДПР - 54%, а КПРФ 43% опрошенных, а «против» — 39%. По оценкам ВЦИОМ максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.

Это победа? Что-то не похоже, кается нас снова хотят «надуть», почему за «народное мнение» выдается рейтинги внутри партий (позвольте усомниться в приписке электората), ведь то, что в «единой России» «за» никто особенно и не сомневался, только членов у нее не много, всего чуть более 2 млн. На фоне имеющих право голоса во всей стране это имеет скорее «статистическую погрешность» и которое не может служить мерилом народной поддержки. О «Справедливой России», ЛДПР или КПРФ с количеством членов этих партий думаю вообще не стоит упоминать: они в опросе присутствовали исключительно «для мебели». А как на самом деле?

Активизировавшийся в последнее время в данном вопросе популярный политический телеграмм-канал «Незыгарь» провел свой опрос, причем, с учетом его важности, он получился не шуточный. Из 141 тыс. просмотров, проголосовали 70,2 тыс. человек, т.е. «явка» составила 50%, а «статистическая выборка» в 38 раз больше, чем обычно используют социологи (1,8-2 тыс. чел.).

Согласно этому опросу 31% респондентов не собирается вообще голосовать за поправки, то есть группа «бойкота» плебисцита весьма значительная. 50% респондентов, все же собравшихся голосовать будут «против» обнуления (https://t.me/r ussica2/29624). «За» поправки планируют проголосовать всего лишь 19%. Популярность электронного голосования крайне низка даже среди любителей «интернета» и составляет 13% от общего числа.

Если руководствоваться этими данными, реальная явка на голосовании по поправкам составит не более обычных в последнее время 30-35%, что требует от Кремля «мобилизации» на голосование по крайней мере 20-25% «отказников». Это крайне необходимо для достижения «заветной» цифры хотя бы в 50% голосовавших, иначе плебисцит полностью теряет всякий смысл, ведь он и так непонятно зачем нужен, а если «одобрямс» скажет меньшинство, хотя и это не факт, то что получится, зря старались и карантин отменяли?
 

Что думают в Кремле?


Вполне понятно, что руководство РФ гораздо раньше «Незыгаря» получило похожие данные и крепко призадумалось над всем этим. Да, многие регионы могут дать 80-90% явки, им не впервой так демонстрировать свою лояльность, можно как всегда немного «подправить» результаты, но в этот раз проблема носит такой характер, что для достижения этого требуется идти на тотальную фальсификацию.
В принципе, казалось бы, в этом ничего страшного, Россия в мире и так не особо «рукопожатая» поэтому на грядущие обвинения Запада в подлоге волеизъявления можно особенно не реагировать или М.Захарову «выпустить» с традиционным «вы все врете», но – не в этот раз.

Госдума 11 марта все уже в третьем чтении приняла, 12 марта Совет федерации утвердил, за два дня «справились с поддержкой» региональные власти, свое «веское» слово сказал Конституционный суд и, 14 марта 2020 года, после подписи Путина, поправки вступили в действие. Но, плебесцит нужен, причем именно президенту РФ и с огромными цифрами «народной поддержки» поскольку всем очевидно: изменения в Конституцию столь значительны и сделаны под «одного человека», что приводит к необходимости ее легализации с помощью референдума. Результат, правда в любом случае будет как с голосованием в Крыму в 2014 году: его признают только то меньшинство стран, которые бы это и без его проведения сделали, но Путину еще и личная «демонстрация народной любви» необходима.



Именно поэтому в Администрации президента РФ сейчас думу думают: как из ситуации выйти. Для получения необходимых около 60% «за» при явке не менее 50% в ситуацию придется серьезно вмешиваться, применять механизмы «сушки» протестной явки, мобилизации электората «за» и использовать все доступные «технологии», а времени до 1 июля осталось - мало. Это значит, что технологии придется применять «жесткие» и «на коленке», а приведет это к массовым расследованиям с публикацией «вбросов», «каруселей избирателей» и прочих совершенно не нужных Кремлю фактов, которые вполне могут привести к массовым протестам внутри страны.

Народ и так «взведен», по данным ВЦИОМ, прямо сейчас в России наблюдается максимальный уровень тревожности за все кризисы, которые переживала страна и который даже больше октября 1993 года и августа 1998. Он равен 5,2, а до этого никогда не поднимался выше 5. Про рейтинги Путина по разным данным от 8 до 27% читатель думается так же знает, в общем ситуация «как бы чего не вышло». Но, президенту угодить все же важнее, поэтому идея отменить или перенести голосование под каким-то благовидным предлогом, например, коронавирус, пока всерьез не рассматриваются.

Проблема еще и в том, что абсолютно не оправдали себя смыслы, закладываемые в «рекламу» плебисцита. Использовавшиеся «половинчатые» формулировки, такие как «особый путь России», «государствообразующий народ» и «вера в Бога и отечество» не просто слабо воздействовали в желательном направлении на этнических русских, а еще и вызвали раздражение у нацменьшинств, которые составляют весомую долю избирателей. Ролики с артистами или скандалы в «гейскими семьями» вообще непонятно на кого были рассчитаны, с ними случился явный «перебор», что дало скорее негативный эффект.

Кроме бездарной коммуникационной стратегии подготовки к плебисциту, также наблюдается наплевательское отношение или откровенный саботаж «на местах» и это еще одна проблема. Можно с уверенностью утверждать, что во многих российских рег ионах «нужная явка» не соберется, это просто невозможно, а поскольку ответственность за это лежит на губернаторах, то они начнут «исправлять ситуацию» как умеют - на голосование будут «силой» загонять бюджетников и работников частных предприятий и применять «другие методы» улучшения показателей. К чему это все приведет? Понятно: массовым скандалам и снижению и так невысокой легитимности голосования. Если же кто-либо из технических работников, обслуживающих электронное голосование, скажет «что-то не то» о работе механизма, тогда вообще «пиши пропало» и плебисцит в принципе можно было не проводить.

Да, на первый взгляд все «тихо-гладко», а там проблем-то оказывается немерено. Так что же по этому поводу думают в Кремле? Если честно – пока ничего толкового. Исправлять ошибки привлеченных АП и регионалами политтехнологов и «с позитивных позиций» уговаривать людей проголосовать, будет лично Владимир Путин, что, если посмотреть ленту новостей за последние дни, он уже и начал делать, а перед голосованием вполне возможно, что в телевизоре «только он один и останется». Это – ошибка, сейчас не те времена, когда «вопрос можно продавить личной харизмой», о его рейтингах в АП кто ни будь помнит или решили президента не расстраивать?

Второй путь: тотальная и весьма жесткая «настройка» общественного мнения на голосование, по лекалам «Да Да Нет Да» ельцинских времен со всех возможных и невозможных источников. Скажете глупость? Безусловно, а с другой стороны, что остается делать ведь опросы показывают: даже Парад Победы, который планируют провести за неделю до плебисцита, на поддержку власти никак не повлияет. Основная проблема: большая часть населения России не понимает, за что и зачем надо голосовать и на что это вообще может хоть как-то повлиять, а решить ее невозможно в принципе.
 

Послесловие


Путин упустил время. Политическая, экономическая и медицинская ситуация в стране в изначальные «апрельские» даты плебисцита была значительно лучше, чем сейчас. Не буду сильно распространяться как буквально за два месяца «просели» доходы россиян, как страны, так и конкретных людей это – общеизвестно. Более того, из-за его действий по борьбе с коронавирусом за весьма короткое сломался личный стереотип о Путине как «лидера нации который может все и с ним гарантирована победа». Да, «поломать» за столь короткое время годами тщательно выстраиваемый имидж — это надо уметь, но ситуация будет только ухудшаться и плебисцит надо проводить либо сейчас, на «остатках рейтинга» либо уже никогда.

Вся эта история напоминает «сломанную игру» к тому же сделанную на коленке, а началась она внезапно, 15 января 2020 года, когда в своем послании Федеральному собранию Путин озвучил нечто, в целом путанное и «про госсовет». Каждый последующий ход только ухудшал ситуацию и только 11 марта пришли к чему-то конкретному чем и стало «обнуление». Первопричиной всего этого стал отказ Беларуси от создания союзного государства, что было крайне необходимым для нового отсчета президентских сроков и привело к спешке, которая себя не оправдала.

В общем как россияне не проголосуют, их доходы в любом случае уменьшаться, причем намного, до такой степени, что большая часть из них перейдет на грань выживаемости. Но даже это не главное: вполне интересно как в будущем будут потомки оценивать плебисцит с учетом эпидемии коронавируса ведь снятие ограничений для голосования в ситуации ежедневного прироста в 8-9 тысяч человек в сутки, из которых по статистике умрет как минимум 150-200 человек слишком сильно напоминает жертвоприношение, которые совершаются только из-за каприза Путина с голосованием. Оно действительно того стоит?

Правда, ну пустили бы деньги на лечение больных, ведь после заявления вице-губернатора Санкт-Петербурга Олега Эргашева о том, что в городе зачастую не хватает больничных коек для пациентов, а ситуация с коронавирусной инфекцией «остается сложной, пандемия еще не пошла до конца на спад», что творится в «глубинке» даже представить сложно, но приоритеты у власти – другие и это, кажется и есть самая главная проблема.

Будет ли революция? Я, лично в этом совсем не уверен, по крайней мере в ближайшее время, а вот то, что «обнуление» ничем хорошим не закончится, вероятность «выше среднего» и для такого прогноза Вангой быть совершенно не обязательно…

  • Александр Гофман, Калининград