Николаев. 1941. Взорванные стапеля

На модерации Отложенный
НИКОЛАЕВ
8 июля – 17 августа 1941 года


6 августа немцы предприняли массированное наступление на всем левом фланге Южного фронта[1]. Единственный мост через Южный Буг, находившийся у Вознесенска, был захвачен противником. Форсировав Днестр, десять немецких дивизий прорвали оборону 9-й армии и к 8 августа разрезали фронт в направлении Березовки. В образовавшийся прорыв вошла 11-я немецкая армия, оттеснив 9-ю армию на восток, а Приморскую армию - к Одессе. В сторону Одессы сумели отойти и некоторые части 9-й армии, которые впоследствии пошли на пополнение 25сд и 95сд, так как теперь они самостоятельного значения не имели. Это были группы бойцов из 30сд и 150сд, оторвавшиеся от своих частей. 8 августа немцы перерезали шоссейную дорогу Одесса - Николаев. 10 августа остатки 9-й армии подошли к Николаеву и начали переправу через Южный Буг.

Из доклада начальнику Генерального штаба командования Юго-Западным направлением:
«Прошу принять для немедленного доклада начальнику Генерального штаба документ большой важности. Передаю:
«Ставка Верховного Командования тов. Сталину. Представляю на Ваше решение ходатайство Военного совета Южного фронта об отводе войск на реку Ингулец.
Прошу разрешить немедленно начать этот отход. Одновременно для обеспечения отхода и предотвращения катастрофы прошу усилить Южный фронт двумя бомбардировочными полками, двумя истребительными полками авиации и начать срочную переброску на линию Днепропетровск, Запорожье, Мелитополь шести стрелковых дивизий и трех танковых батальонов из резерва Верховного Командования.
Буденный, Хрущев, Покровский.
Передаю текст ходатайства Военного совета Южного фронта.
«Главкому Юго-Западного направления Маршалу тов. Буденному.
Первое. Обстановка на фронте в течение 10–11.8 резко изменилась, создалась прямая угроза не только Николаеву и Одессе, но угроза окружения армиям, их обороняющим.
Второе. Противник на криворожском направлений 10.8 овладел Александрия и своими подвижными частями распространяется за Ингулец юго-восточном направлении, стремясь, видимо, отрезать Криворожье. Установлена сильная мототанковая группировка в районе Нв. Буг.
Третье. Восемнадцатая армия с подчиненным ей Одесским пехотным училищем с трудом удерживают рубеж кол. Нв. Полтавка, Пески, Нв. Одесса, имея против себя превосходящие силы противника с танками.
Четвертое. Девятая армия с утра 11.8, атакованная с направления Демидово, Березовка, своими левофланговыми 30 и 51 сд начала быстро откатываться на юго-восток, прижимаясь к Бугскому лиману и реке Южный Буг.
19.00 11.8, атакованная с направлений Демидово, Бенеж. К 19.00 11.8 противник разведывательными частями занял Комиссаровка, Нечаянное, Анчекрак. Против девятой армии действует три ак, из них два немецких и конный корпус румын.
Пятое. Приморская армия обороняет рубеж Калиновка, Ираклиевка, Ротмистровка, Мангейм, Беляевка, имея перед собой до четырех тд, одной кд, танковые группы противника.
Шестое. В таких условиях дальнейшая оборона Николаева может закончиться большой катастрофой — потерей 18-й и 9-й армий, которые могут быть прижаты к морю с преграждением им путей отхода на рубеже р. Ингулец фронт Широкое, Херсон.
Приморской армией продолжать оборонять занимаемый рубеж и Одессу. Военный совет просит доложить срочно лично тов. Сталину. Тюленев Запорожец Задионченко Корниец Романов»[2].


Однако на тот момент разрешения на отвод войск получено не было. Сталин направил командованию Юго-Западного направления телеграмму, в которой весьма резко высказался в адрес Тюленева[3] и ответил отказом на предложение отойти дальше на восток:
«Николаев сдавать нельзя. Нужно принять все меры к эвакуации Николаева и, в случае необходимости, организовать взрыв верфей и заводов.
Ни авиацией, ни стрелковыми дивизиями Ставка в настоящий момент помочь не может. Если обяжет обстановка, можете взять сами на себя дело отвода частей и организации обороны»
[4].
Следует отметить, что еще 8 июля Наркомсудпромом[5] направлена в Николаев директива о необходимости вывоза в глубь страны наиболее ценного и уникального оборудования, а 18 июля поступил приказ о полной эвакуации оборудования судостроительных заводов. Однако вывезти все ценное оборудование по железной дороге не удалось, часть оборудования и последних специалистов пришлось вывозить морем, в т.ч. на недостроенных кораблях.
Понятно, что Ставка не могла дать приказ на оставление Николаева без эвакуации оборудования и кораблей одной из крупнейших в СССР судоверфи.



командующий Южным фронтом Тюленев И.В.


 





Генерал-полковник Черевиченко Я.Т.
Кроме разрозненных частей 9-й (генерал-полковник Черевиченко Я.Т.[6]) и 18-й (генерал-лейтенант Смирнов А.К.[7]) армий город также защищали войска, подчиненные начальнику Николаевской военно-морской базы контр-адмиралу Кулишову И.Д.[8], который как старший морской начальник возглавил оборону города.


Контр-адмирал Кулишов И.Д.
План обороны города Кулишовым был разработан еще до войны в мае 1941 г. База создавалась как тыловая для охраны строящихся в городе кораблей, была хорошо обеспечена противовоздушной обороной, но не имела достаточного количества оружия, снарядов (считалось, что с суши противник к г.Николаеву не прорвется). В нее входили 7 тыс. человек личного состава флотского полуэкипажа, отдельного дивизиона подводных лодок (строящихся) и сторожевых кораблей, тральщиков, 9-й авиационный истребительный и 122-й зенитно-артиллерийский полки.
Более 14 тысяч местных жителей вступили в народное ополчение. Только 10 июля на заводе им. Андре Марте в ополчение записалось 4053 бойца. Ополченские части были сведены в Николаевскую дивизию ополчения. Был также созданы добровольческий кавалерийский полк и комсомольский инженерный полк. Из жителей города-добровольцев было создано и отправлено на фронт 3 истребительных батальона.
Также защищали город корабли Дунайской военной флотилии (контр-адмирал Абрамов Н.О.), курсанты Одесского пехотного училища, Николаевская истребительная дивизия (переформированная ополченческая), николаевский полк моряков и другие части. Непосредственно организацией обороны города занимался генерал Матвеенко П.И[9].
Промышленные предприятия перешли на выпуск военной продукции: судостроители вооружали гражданские суда, строили понтоны, ремонтировали военные корабли, на машиностроительных заводах налажено производство вооружения, боеприпасов, снаряжения.
Заводы срочно демонтировали и грузили на корабли и суда ценное оборудование. Взяв на борт рабочих и инженеров вместе с их семьями, корабли шли в Севастополь, Поти, Батуми, Туапсе, Астрахань чтобы там усилить ремонтные базы.
Корпуса недостроенных кораблей (“коробки”), крейсеров проекта 67 и лидеров проекта 48 также загрузили оборудованием и ценными материалами и поместили на них работников заводов с семьями. На буксире эти “коробки” прорывались через Бугский и Днепро-бугский лиманы под огнем немцев. Так, выведены морем недостроенные “коробки” крейсеров "Фрунзе" и "Куйбышев". Даже подводные лодки вывозили оборудование, материалы, рабочих и их семьи.
Также оборудование и квалифицированные специалисты вывозились в Поволжье, Урал и Сибирь, где налаживали производство продукции для фронта. В частности николаевские инженеры во время войны принимали активное участие в строительстве судостроительных заводов в Комсомольске-на-Амуре и Северодвинске[10].
Последние корабли уходили из Николаева 11 августа под ударами авиации.



 

Военно-морская база в Николаеве

Все это время 9-я и 18-я армии, так и не получив приказа Ставки на отвод войск от Николаева, с боями неуклонно откатывались назад.
Отходящим войскам 9-й армии в случае невозможности переправиться через Бугский лиман или перехвата переправ грозила катастрофа. 10 августа ее части, отступавшие с боями из-под Одессы, подошли к Николаеву и начали переправу через Южный Буг на восточный берег по единственному наплавному мосту протяжением около 2 км людей и технику.

Также переправлялись на лодках, плотах, баржах. Был даже использован плавучий док с николаевских верфей. В районе Николаева и севернее также были задействованы речные флотилии. Отход войск обеспечивали суда Дунайской флотилии и часть судов Пинской флотилии (монитор с двумя канонерскими лодками).
При этом с фронта частям 9-й армии пришлось отражать удары трех армейских корпусов немецкой 11-й армии (8 дивизий), а с севера вести борьбу с 48-м мехкорпусом и венгерскими корпусами, стремившимися отрезать армии пути отхода.
13 августа в села Грейгово и Воскресенск ворвалась 16-я танковая дивизия немцев и моторизованная дивизия «Адольф Гитлер», с запада наступала 11-я немецкая армия. В результате прорыва противника с севера на восточный берег р. Ингулец основные силы 9-й армии и части 18-й армии 13 августа оказались окруженными в районе Николаева. Начались тяжелые бои с целью деблокировать кольцо окружения и прорваться на восток.
Воспользовавшись тем, что сплошного фронта у противника не было, войска 18-й и 9-й армий 9-я армия 13 августа к 19 часам переправилась на восточный берег Южного Буга, а войска 18-й армии заняли новые позиции на восточном берегу Ингула.
Штаб фронта 13 августа 1941 года перешел из Николаева в Берислав. Однако на рассвете 14 августа командующий Южным фронтом Тюленев самолетом прибыл в окруженный Николаев и в течение дня лично руководил действиями оставшихся в городе войск.

 

Продолжение следует


[1] К 5 августа перед войсками Южного фронта находилось 46 вражеских дивизий (в том числе 4 моторизованных и 6 танковых), что создавало четырехкратное превосходство в пехоте.

[2] Сб. боевых документов Великой Отечественной войны. Вып. 40. М.: Воениздат, 1960. С. 33–34.

[3] ТЮЛЕНЕВ Иван Владимирович (1892 - 1978)- советский военачальник, генерал армии. Герой Советского Союза (1978). Во время Великой Отечественной войны - командующий Южным фронтом, 28-й армией, находившейся в резерве Ставки Верховного Главнокомандующего, командующий войсками Закавказского военного округа (1941-1942), с мая 1942 и до конца войны - командующий Закавказским фронтом, войска которого во 2-й половине 1942 остановили противника на реке Терек и в предгорьях Кавказа, а в январе 1943 освободили от врага предгорья Кавказа и часть Кубани. После передачи Черноморской группы войск в состав Северо-Кавказского фронта, Закавказский фронт остался обеспечивать оборону южных рубежей СССР. После войны командовал войсками Харьковского военного округа. С июля 1946 года - в центральном аппарате Министерства обороны.

[4] Русский архив. Великая Отечественная. Т. 16 (5 (1)). С. 114.

[5] Народный комиссариат судостроительной промышленности. Наркомат с мая 1940 года возглавлял НОСЕНКО Иван Исидорович (1902-1956). В Великую Отечественную войну одновременно (сентябрь 1941 - февраль 1942 года) - 1-й заместитель наркома танковой промышленности СССР. В послевоенное время руководил различными отраслями промышленности СССР: в 1947-1950 годах - министр транспортного машиностроения, в 1950-1954 годах - 1-й заместитель министра судостроения, в 1954-1956 годах возглавлял Министерство среднего машиностроения (атомной энергетики).

[6] ЧЕРЕВИЧЕНКО Яков Тимофеевич (1894-1976), генерал-полковник (1941). Участник 1-й мировой войны (ст. унт.-оф.). Во время Гражданской войны командовал эскадроном, кавалерийским полком. С 1927 командир и комиссар кавалерийского полка, с 1935 дивизии, корпуса, кавалерийской группы. С июля 1940 командующий войсками Одесского военного округа. Во время Великой Отечественной войны в июне-сентябре. 1941 командовал 9-й армией, затем Южным (с октября 1941) и Брянским (декабрь 1941 - апрель 1942) фронтами. В 1942-1944 был зам. командующего различных фронтов, командующим 5-й армией (окт. 1942 - февр. 1943), командующим войсками Харьковского военного округа (1943-44). С янв. 1944 по апр. 1945 состоял в распоряжении Ставки. С апр. 1945 командир 7-го стрелкового корпуса, а затем пом. командующего войсками Таврического военного округа. В апреле 1950 отстранен от всех должностей и уволен в отставку.

[7] СМИРНОВ Андрей Кириллович (1895-1941). Генерал-лейтенант (1940). Участник 1-й мировой войны. В годы Гражданской войны командовал батальоном, полком и бригадой. С 1922 года помощник командира дивизии, с 1927 - начальник отдела Штаба РККА. С 1929 г. последовательно занимал должности: командира дивизии, командира и военкома корпуса, заместителя командующего войсками группы войск, начальника Высших курсов усовершенствования комсостава, начальника Управления ВУЗ, генерал-инспектора пехоты. С 1940 г. - командующий войсками Харьковского военного округа. С началом Великой Отечественной войны командовал 18-й армией Южного фронта. 8.10.1941 г. погиб в бою близ с. Поповка (ныне с. Смирново) Куйбышевского района Запорожской обл. По другим данным Смирнов А.К. застрелился при угрозе пленения, когда в начале октября 1941 года 18-я армия попала в окружение в районе Черниговки Запорожской области. В плен тогда попало более 100 тысяч красноармейцев. Найденное на поле сражения тело Смирнова по приказу командира немецкой танковой дивизии Ганса-Валентина Хубе захоронено с воинскими почестями.

[8] КУЛИШОВ Илья Данилович (1902-1948) капитан 2 ранга, вице-адмирал (1945). На флоте с 1919 года. С мая 1928 г. помощник командира подводной лодки (пл) «АГ-3», с января 1929 – поморник командира пл «Революционер», с января 1930 - командир пл «АГ-15», с мая 1931 - пл «Якобинец», с ноября 1933 г. командир дивизиона подводных лодок, с марта 1937 г. командир 2-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота. Репрессирован в мае 1938 года. В сентябре 1939 г. восстановлен в кадрах ВМФ и с ноября 1940 года командир Николаевской военно-морской базы. В августе - октябре 1941 г. командир Одесской военно-морской базы, а с октября 1941 г. по март 1942 г. - командир Туапсинской военно-морской базы. 21 апреля 1942 г. за непринятие «достаточных мер для надлежащего оборудования порта» осужден Военной коллегией Верховного суда СССР с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий. В июле 1942 г. командир Отряда кораблей реки Невы Ленинградской военно-морской базы. 15 августа 1942 г назначен командиром Ленинградской военно-морской базы. В марте 1944 г. назначен командиром Лужской военно-морской базы, а 24 августа - командующим Таллинским морским оборонительным районом. Трагически погиб в 1948 г. За показ английской военно-морской миссии чертежей их же подводной лодки “L-55”, затопленной во время гражданской войны и впоследствии поднятой и восстановленной, был обвинен в разглашении государственной тайны и вызван в Москву. 7 августа 1948 года Кулишов застрелился.

[9] МАТВЕЕНКО Петр Иосифович, генерал-майор (1940). Впоследствии с 26.09.1942 по 21.10.1942 командир 49-й стрелковой дивизии, оборонявшей Сталинград.


[10] Всего же с Николаевских судостроительных заводов № 198 и 200, а также с Киевского судостроительного завода № 300 удалось перебазировать в Кавказские порты Черного моря 125 единиц из находившихся в постройке боевых надводных и подводных кораблей. С указанных предприятий, а также с нескольких ленинградских судостроительных заводов было демонтировано и вывезено около 13 тыс. единиц станочного оборудования. Из числа сотрудников завода № 198 (им. А. Марти) было эвакуировано 4,5 тыс. специалистов (из 22,5 тыс. работавших к началу войны), завода № 200 (им. 61 Коммунара) - 1457 (из 10,8 тыс.).
[11] ШЕПЕТОВ Иван Михайлович (1902 – 1943) - командир 96-й горнострелковой дивизии 18-й армии Южного фронта, генерал-майор (12.10.1941). Герой Советского Союза (9.11.1941). 26 мая 1942 года при выходе из окружения в районе Барвенково - Лозовая, южнее города Харькова гвардии генерал-майор Шепетов был ранен и попал в плен. За антифашистскую агитацию в лагере военнопленных Хаммельбург Шепетов был помещен в концлагерь Флоссенбург (Германия). Здесь за попытку побега мужественный советский генерал был казнён 21 мая 1943 года. В 1944 году немецкая разведка готовила операцию «Цеппелин», целью которой было покушение на Сталина. У задержанного исполнителя («майор Таврин») обнаружена Золотая Звезда Героя Советского Союза и орден Ленина погибшего гвардии генерал-майора Шепетова И.М.


[12] 18-я армия

[13] ЦАМО, ф.33, оп.793756, д.54, лл.289, 290. Наградной лист