Нам бы эти выборы взять и отменить! Они ведь – ритуал, не более того

На модерации Отложенный

Первой отменила у себя выборы всех уровней Австрия в 1934 году. Гитлеровская Германия сделала это на год позже – в 1935-м. И больше в тех местах до самой победы над фашизмом никаких выборов не проводилось.

Но я вот думаю: а если у нас вдруг отменят выборы – какая будет реакция населения? Пожалуй, никакой. Разве что в Москве выйдут человек сто на пикеты. Поскольку народ окончательно перестал понимать, что у нас за выборы и зачем вообще они нужны – если есть Путин и он сам знает, что и как делать.

И впрямь – выборы в России уже давно носят ритуальный, выхолощенный характер. Даже периоды выборных кампаний используют у нас в основном для того, чтобы НЕ обсуждать реальные проблемы. И наоборот: все сколько-то решительные изменения власть проводит «без объявления программы», почти всегда просто ставя избирателей перед фактом.

Вспомним самые судьбоносные решения последних лет, даже не говоря о Крыме, про взятие которого не было и намека в программах «Единой России» – но пусть тут подсуропила внезапно Украина. Но вот в последнюю пятилетку в стране зашла кампания по борьбе с курильщиками: Дума приняла новый закон на этот счет, все кафе сделали некурящими, запретили курение в поездах и аэропортах. Это серьезное изменение, затронувшее интересы десятков миллионов людей. Но был ли хоть намек в выборной кампании ЕР 2011 года, что она собирается все это делать? Ну, вроде того: «Курильщики замучили, дымят и дымят, дадим им наконец окорот!»

Нет. В программе ЕР на этого не было. Расслабившиеся курильщики сочли, что, проголосовав за ЕР, могут и дальше спать спокойно – но не тут-то было! Может быть, какие-то другие партии собирались «дать бой курению» – КПРФ, СР? Нет, и у них мы ничего не найдем на этот счет.

Далее. В минувшие пять лет Дума вдруг истово принялась защищать «чувства верующих», даже приняла на этот счет изменения в Уголовный Кодекс – ввела в него новую статью. Листаем Программу ЕР-2011, ищем в ней что-нибудь про то, что «верующие в нашей стране не защищены, надо всем богохульникам пригрозить сроком» – ничего такого не находим. В программах КПРФ, СР, ЛДПР – аналогично.

Тоже, стало быть, вылезли черти из табакерки. Отсутствие темы «защиты верующих» в ходе предвыборной борьбы означало, что избирателей эта тема мало заботит. И никакого своего «добра» на внезапное усиление этой защиты они не давали. Однако закон был принят.

«Закон Димы Яковлева» о запрете усыновления за границей. Напомню, что сам Дима Яковлев был забыт в машине и умер от перегрева еще в 2008 году. То есть в кампании-2011 парламентские партии – если уж они так неравнодушны к российским сиротам – должны были сказать избирателям: мы идем в депутаты, чтобы не выпустить из России больше ни одного ребенка! Люди бы поспорили друг с другом – а потом пришли бы на участки и проголосовали. Была бы нормальная демократическая процедура, у партий был бы мандат на то или иное решение по этому вопросу.

Однако нет – и по этой теме был полный молчок, а вот через пару лет после выборов (и через пять после гибели того самого Димы) вопрос неожиданно всплыл. Избирателей вновь никто не спросил.

Излишне говорить, что и в избирательной кампании Путина 2012 года ни об усыновленных детях, ни о курильщиках не поминалось даже издаля. Как и по прочим значимым вещам – взять хоть огромные штрафы и даже сроки за участие в пикетах и демонстрациях, «несогласованных с властями». Уточню – я тут не обсуждаю, насколько все эти новации хороши или плохи; я говорю о том, что они вообще не обсуждались.

Хотя если бы ЕР или Путин прямо заявили: «Хотим покончить со всей этой вольницей – митинги, демонстрации всякие, они только раскачивают нашу лодку, и просим поддержки избирателей», – они бы эту поддержку получили. Почему нет? Однако таких заявлений не было.

Более того. Если сейчас кто-то возьмет предвыборную программу ЕР от предыдущих выборов, чтобы вволю поиздеваться над «жуликами и ворами», потыкать их носом в их невыполненные обещания – его ждет разочарование. Ведь эта программа нароно написана так, чтобы не содержать в себе никаких прямых, конкретных обещаний.

Все в лучших советских традициях – «расширить» да «углубить». И не более того.

«Партия обязуется оказывать всемерное содействие росту благосостояния российских граждан». Вот образчик такого универсального посула. И не придерешься. Даже если (как в последние годы) это самое благосостояние не растет, а уменьшается – предъявить претензию все равно не получится. Ведь никто ж не обещал, что благосостояние будет расти! Обещали «оказывать содействие». Содействие оказывали? Оказывали. Ну а если рост вдруг прекратился или даже сменился падением – извините, мы тут ни при чем…

Такая картина везде, на выборах всех уровней. Возьмем хоть к примеру красочную предвыборную программу Собянина на выборах мэра Москвы 2013 года. Вы можете просмотреть ее с лупой в руках – и нигде не найдете слов «платная парковка»! Хотя, казалось бы, что мешало Собянину выдвинуть лозунг типа «К 2018 году доведем зону платной парковки до МКАДа! Пора раскошелить дорогих автолюбителей!» Он ведь именно это и собирался делать, как мы довольно скоро поняли. Москвичи бы поддержали, мэр получил бы, глядишь, не 50,5% голосов, а 52 или даже 53%, победа была бы поувереннее, да и голоса злопыхателей, проклинающих эту самую платную парковку, звучали бы нынче куда слабее. Народ ведь был «за» – говорили бы им. Разве так не лучше? (А особо дотошным я предлагаю заодно поискать в той же Программе слова «ларек», «киоск», «самострой», а также глаголы «снесу», «разорю» и «вы у меня попляшете»).

В 2014 году на выборы в Мосгордуму шла и партия «Единая Россия» – не списком, а кандидатами-одномандатниками… И мы уже не удивимся тому, что и в их программах не было ни слова ни о платных парковках, ни о «сносе самостроя».

В общем картина ясна. Какой смысл в выборах, если участники выборного процесса не берут на себя никаких обязательств перед избирателями? Если и очередные выборы в ГД пройдут как обычно – новые депутаты опять войдут в зал заседаний, имея на руках полный карт-бланш. Захотят – запустят второй раунд самых свирепых «гайдаровских реформ», захотят – объявят о возобновлении социализма и о национализации всего, что есть в РФ, вплоть до квартир. И в обоих случаях будут формально правы! Ну и на что такая «демократия»?

Было бы хорошо ввести какие-то расмки для будущих законодателей – так, чтобы избиратель хотя бы представлял себе, что ему ждать от своих избранников. А то ведь введут пенсионный возраст с 65 лет, отменят материнский капитал, станут сажать всех, у кого на компе обнаружат «не те» ссылки – и опять не придерешься!

И для какой-то хоть определенности я бы предложил ввести на грядущих выборах такую единую анкету:

1. Вы идете в ГД, чтобы в России повысить пенсионный возраст?
Варианты ответа: – да, нет, мы как Путин

2. Придя в ГД, вы проголосуете за то, что в России надо упростить процедуру расторжения трудового договора (увольнения), изменив для этого Трудовой Кодекс?

- да, нет, мы как Путин

3. Не пора ли в России увеличить продолжительность трудового дня с нынешних 8 часов?

- да, нет, мы как Путин

4. Надо ли отменить в РФ накопительную пенсию?

- да, нет, мы как Путин

5. ЕГЭ надо отменить и ввести старые добрые выпускные экзамены?

- да, нет, мы как Путин

6. Не пора ли в России ввести «сухой закон»?

- да, нет, мы как Путин

7. Проголосуете ли вы за закон об ограничении хождения валюты в РФ, в частности, за обязательную конвертацию наличных долларов и евро, а также валютных счетов граждан в рублевые?

- да, нет, мы как Путин

В принципе имело бы смысл задать такие вопросы не только ЕР, но и вообще всем – и партиям, и одномандатникам. Тогда в выборах появился бы хоть какой-то смысл. Сейчас же его нет – потому что он не нужен ни избирателям, ни избираемым, предпочитающим все делать втемную и ни за что не отвечать.

Так зачем в нищающей стране тратить кучу денег на такие совершенно бессмысленные и ровно ни к чему не обязывающие выборы?

Алексей Рощин