Кришна.

На модерации Отложенный

Литература о Кришне необъятна. Краткое жизнеописание Кришны приводим по Вишну Пуране в изложении Эдуарда Шюре.

Вся жизнь Кришны была подчинена поискам и обретению Высшего и Совершеннейшего Божественного Начала, Единственного и Неизменного, сияющего неизречённым Величием и Красотой.
 
Уже с детства на нём лежала печать избранности. Рождение его происходит в долине у подножия легендарной горы Богов Меру, среди племени пастухов. Сюда пришла его мать Деваки, скрываясь от преследований своего брата - жестокого и коварного царя Канзы.
 
Однажды во время великого жертвоприношения царю было предсказано, что ни один из его сыновей не будет владыкой мира. А родится он у его сестры - чистой и непорочной Деваки. Это пророчество вызвало гнев и жгучую ненависть Низумбы, жены Канзы, настоящего исчадия ада. В своей необузданной ярости она потребовала смерти Деваки, но та, вовремя предупреждённая, скрылась из дворца.
 
После долгих блужданий по лесу она попала в обитель отшельников. Здесь её встретил мудрец Васиштха, который предсказал ей следующее: "Дева и мать, мы преклоняемся перед тобою. От тебя родится сын, который будет Спасителем мира. И ты назовёшь его - Кришна, священный".
 
С детства Кришна очаровывал всех окружающих своим радостным и светлым нравом. "Лучезарным" называли его. Он не знал страха. И иногда его встречали в лесу обнимающим молодых пантер, которые с ним играли, не причиняя ни малейшего вреда.
 
Но более всего на свете Кришна обожал свою мать, светлую и нежную Деваки. Она часто говорила с ним о Небе и Дэвах, Небесных Существах, о героических сражениях и подвигах. Всё это необычайно трогало Кришну и вызывало его серьёзный и глубокий интерес.
 
Однако в пятнадцать лет Кришна остался без матери. Призванная главою отшельников, она ушла, ничего не сказав сыну, для того чтобы посвятить себя Высшему Служению.
 
Разлука с ней стала первым сильным переживанием Кришны. С этого момента и всю жизнь он неуклонно искал её и стремился к ней. Это стремление переросло в поиски Высшего Духовного Идеала, который она олицетворяла собой и к которому стремилась душа Кришны как к своей Вечной Обители.
 
Исканиями её пронизаны творческие деяния Кришны. Стремление к ней рождает в сердце Кришны вдохновенные гимны во славу Махадевы, Высшего Божества.
 
Наконец, это стремление Кришны к Божественной Матери приводит его в священную Обитель, где он постигает Божественную Мудрость и откуда выходит уже Великим Мудрецом и Учителем Индии. С этого момента, осознав свою истинную миссию, он начинает учить и проповедовать то Учение, которое он познал.
 
Он учит и высшую касту священнослужителей браминов, и касту воинов кшатриев, и простых людей. Браминам он с сосредоточенным спокойствием объяснял глубокие истины Божественной мудрости. Перед кшатриями он пояснял воинские и семейные добродетели в речах, исполненные огня. К народу он обращался с простыми речами о самоотречении, милосердии и надежде. Для каждого он находил нужное слово.
 
Он проповедовал, прежде всего, милосердие относительно ближних своих. "Боль, которую мы наносим своему ближнему, следует за нами так же, как тень следует за нашим телом. Дела, в основе которых лежат любовь к ближним, должны быть предметом искания для праведного, ибо такие дела весят на чаше божественных весов более всего. Если ты будешь искать общения с добрыми, твой пример не принесёт пользы: не бойся жить среди злых и стремись обратить их к добру. Праведный человек подобен огромному дереву, благодетельная тень которого поддерживает в окружающих растениях свежесть жизни".
 
Когда неверующие, учёные и гордецы, просили его объяснить природу Бога, он отвечал: "Учёность человека полна тщеславия; все добрые дела человека обманчивы, если он делает их не во имя Бога". "Кто кроток сердцем и познал Бога, тот любим Богом; такой человек не нуждается более ни в чём".
 
Среди учеников Кришны особенно выделялся пылкой преданностью Учителю Арджуна, потомок царей солнечного цикла, один из Пандавасов, лишённых престола Куравасами, представителями лунного цикла. После изгнания Канзы и его супруги Низумбы Кришна посвятил Арджуну в цари славного города Мадуры. Однако цари лунного культа не могли с этим смириться и объявили войну.
 
Знаменитая битва Пандавасов с Куравасами, принадлежавшими к единому роду Бхаратов, описана в замечательной "Бхагад-Гите", являющейся частью великой индийской поэмы "Махабхарата". Один из общих предков враждующих сторон, царь-подвижник Куру, занимался аскетическими упражнениями в поле, названном по его имени Курукшетра, то есть "поле Куру". На этом поле и произошла битва.
 
Сам Кришна выезжает на поле сражения со своим любимым учеником Арджуной, принадлежащим к касте кшатриев, и потому обязанным сражаться. Но перед самым боем Арджуна видит в первых рядах вражеского войска своих родных и близких. И его охватывает сомнение и скорбь, он роняет оружие и отказывается сражаться. И тогда Кришна произносит свою знаменитую речь, обращённую к Арджуне. Эта речь и называется "Бхагавад-Гита" - "Песнь Господня". Она содержит основные положения Учения Кришны.
 
Анни Безант в своём предисловии к "Бхагавад-Гите" говорит: "Среди бесценных учений, рассыпанных в великой индусской поэме "Махабхарата", нет более редкого и драгоценного, чем "Песня Господня". С тех пор как она слетела с божественных уст Шри Кришны на поле сражения и утолила скорбь его ученика и друга, она укрепила и утолила много измученных и усталых душ. …Центральный урок "Бхагавад-Гиты" заключается в том, что духовный человек может не быть отшельником, а единение с Божественной Жизнью может совершиться и продолжаться среди мирской деятельности, так как препятствия к слиянию лежат не вне нас, а в нас самих".
 
В "Бхагавад-Гите" утверждается идея бессмертия, основанная на неуничтожаемости нашего высшего, истинного "Я". Оно неразрушимо, потому что оно является частицей Бога, бессмертной и вечной, которая находится во всём и во всех. "Я - Атма, что пребывает в сердцах всего сущего. Я - начало, середина, а и также и конец всех существ". "И всё, что есть семя всего сущего, это - Я; и нет ничего движущегося или неподвижного, что могло бы существовать вне Меня". "Всё нанизано на Мне, как жемчужины нанизаны на нити".
 
Кришна говорит своему ученику Арджуне: "Познай Мою иную природу, высшую, которая есть элемент жизни, посредством которой держится мир. Познай в ней лоно всего сущего, Я есмь Источник возникновения вселенной, и во Мне исчезает она".
 
"Нет ничего выше Меня".
"Я - вкус воды, Я и блеск луны и солнца, и Священное Слово в Ведах, и звук в эфире, и мужество в людях. Я - чистый запах земли и свет огня. Я - жизнь всего сущего и подвиг подвижников. Познай Меня как вечное семя всего сущего. Я - мудрость одарённых Разумом и блеск всех великолепных вещей. Я - сила сильных, свободных от вожделения и страсти. Мудрого Я почитаю подобным Себе; слившись со своим Высшим Я, он устремлён ко Мне, на Верховный Путь". "Кто видит высочайшего Господа, непогибающего в погибающем, равно пребывающего во всех существах - кто так видит, тот видит воистину".
 
Потому "мудрые не оплакивают ни живых, ни мёртвых. Ибо поистине не было времени, когда бы я, или ты, или эти владыки земли не были; воистину не перестанем мы быть и в будущем. Как живущий в теле переживает детство, юность и старость, также переходит он в другое тело. Сильный об этом не скорбит. Соприкосновения с материей бросают в холод и жар, доставляют наслаждение и страдание; эти ощущения преходящи, они налетают и исчезают; выноси их мужественно. Тот, кого они не мучают, кто уравновешен в радости и горе и твёрд, тот способен к бессмертию. У нереального нет бытия; реальное не перестаёт быть; эту конечную истину постигли прозревшие в суть вещей. Знай, что ТО, Которым проникнуто всё сущее, неразрушимо. Никто не может привести к уничтожению то Нерушимое. Преходящи лишь тела этого Вечного, который неразрушим и неизмерим. Поэтому сражайся. Думающий, что он может убить, и думающий, что он может быть убитым, ОБА ОДИНАКОВО ЗАБЛУЖДАЮТСЯ. Человек не может ни убить, ни быть убитым. Он не рождается и не умирает; раз получив бытие, он не перестаёт существовать. Нерождённый, постоянный, вечный и древний, он не убит, когда тело его убивают".
 
"Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так бросает он изношенные тела и облекается в новые. Оружие не рассекает его, огонь не палит его, вода его не мочит, ветер не сушит его. Ибо нельзя ни рассечь, ни спалить, ни пропитать влагой, ни высушить его; постоянный, всепроникающий, устойчивый, незыблемый, извечный он. Непроявленным, непостижимым, неизменным именуется он. Зная его таким, ты не должен скорбеть. Обитающий в этом теле всегда неуязвим; посему ты не должен скорбеть ни о каком существе".
 
Великие Учителя, свободные от всего земного, выявляли божественное в себе. "Я и Отец Мой - Мы едины", - говорил Христос. И ничего личностного в этом утверждении нет, как нет этого и в словах Кришны: "Нет ничего выше Меня". Говорил это не человек Кришна, а Бог, который пребывал в нём.
 
Все религии направляли людей на поиски и обретение своего высшего, духовного "Я". "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный", - призывал Христос. "Я - вы, вы - Я - частицы Божественного Я", - говорит Учитель, давший нам Откровение новой эпохи.
 
Все заповеди и проповеди духовных Учителей были направлены на то, чтобы помочь людям, побеждая низшее, дать возможность проявиться высшему в них. Путь к этому лежит в основе всех религий. Основоположники каждой из них вели к этой цели своим путём, сообразуясь с уровнем и особенностями сознания людей данного времени. Истина одна, космические законы едины; и все религии - пути к Единому Богу.

Корни всех вероучений не в обрядах, а в основах, и решает дело сознательное и добровольное вступление человека на эволюционный, предназначенный ему путь труда над собой и неустанной борьбы со своими несовершенствами ради того, чтобы божественное в нём могло восторжествовать. "Да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного", - сказано в Евангелии.
 
Кришна призывает трудиться не ради плодов деятельности, а ради выполнения своего долга. "Взирай лишь на дело, а не на плоды его; да не будет побуждением твоим - плоды деятельности, но и бездействию не предавайся. Отказываясь от привязанности, оставаясь одинаково уравновешенным в успехе и неудаче, совершай действия в слиянии с божественным". "Человек достигает совершенства, исполняя свой долг с усердием".
 
Кришна говорит, что страдания проистекают от привязанности к земному - непрочному и скоропроходящему. Он повествует о том, что происходит вследствие этого. "Устремление мысли на предметы чувств рождает привязанность к ним; от привязанности является вожделение; от вожделения рождается гнев. От гнева происходит заблуждение; от заблуждения - смятение памяти; от смятения памяти - разрушение разума; от разрушения разума человек погибает. Но свободное от притяжения и отталкивания, двигаясь среди предметов чувств, владеющее собою "я", послушное своему высшему "Я", идёт к миру. В этом состоянии мира наступает конец всем страданиям; разум того, чьё сердце успокоилось, скоро достигнет равновесия".
 
"Тот, кто делает всё во имя Моё, для кого Я - высочайшее благо, кто предан Мне, свободный от привязанностей, недоступный вражде, тот приходит ко Мне", - говорит Кришна.
 
Смерть Кришны (фрагмент из книги Шюре «Великие посвященные»).

Выслушав наставления Кришны, Арджуна бросился к своей боевой колеснице и дал знак, по которому началась битва. И тогда Кришна простился с своим учеником и покинул поле битвы, уверенный, что победа останется за сынами солнца.

В то же время Кришна знал, что побежденные примут его религию только в том случае, если он одержит. победу над их душами, более трудную, чем победу оружием. Также как святой Васиштха умер пронзенный стрелою для того, чтобы открыть высшую истину Кришне, также и Кришна должен был добровольно погибнут под ударами своего смертельного врага для того, чтобы вселить в сердца своих противников веру, которую он проповедовал своим ученикам и миру. Он знал что прежний царь Мадуры, далекий от раскаяния, нашел себе убежище у своего тестя Калаиени, властителя змей. Его ненависть, постоянно возбуждаемая Низумбой, заставляла его непрестанно подстерегать Кришну в ожидании минуты, удобной для того, чтобы погубить его. Между тем Кришна чувствовал, что миссия его закончена и что она требовала только одного для своего завершения: печати добровольной жертвы. Тогда он перестал избегать своего врага и бороться с ним могуществом своей воли.

Он знал что, переставь защищать себя внутренней силой, он навлечет на себя удар, который уже давно замышлялся против него. Но сын Деваки хотел умереть вдали от людей, в пустынях Гимавата.

Там он будет ближе к своей светлой матери, к святому старцу и к солнцу Махадевы.

И так, Кришна отправился в пустыню, находившуюся в диком и печальном месте у подножья высоких вершин Гимавата. Ни один из учеников не проник в его намеренье, лишь Сарасвати и Никдали, с прозорливостью любящих женщин, прочли его в глазах учителя. Когда Сарасвати поняла, что он желает умереть, она бросилась к его ногам, охватила их с пламенной силой и воскликнула: "Учитель, не покидай нас!" Никдали взглянула на него и сказала просто: "я знаю, куда ты идешь; если ты признаешь, что мы любили тебя, дозволь нам следовать за тобой!"

Кришна отвечал:

— В моем небе любовь будет всегда услышана, идите за мной!

После долгого пути, пророк и святые женщины подошли к нескольким хижинам, расположенным вокруг большого кедра на площадке скалистой торы; с одной стороны — огромные снеговые вершны Гимавата, с другой — целый лабиринт горных хребтов, вдали — долина, и на ней раскинулась Индия, потонувшая как греза в золотом тумане. В этих кельях жило несколько отшельников; тела их, изъеденные грязью и пылью и высохшие под дыханием жгучих ветров и палящего солнца, не знали иного прикрытия, кроме древесной коры. Некоторые из них представляли собою страшный скелет, обтянутый кожею. Увидав это грустное место, Сарасвати воскликнула:

— Земля далеко и небо молчит. Господи, зачем привел ты нас в эту пустыню, покинутую Богом и людьми?

— Молись если ты хочешь, чтобы земля приблизилась и небо заговорило с тобой, — отвечал Кришна.

— С тобой небо всегда здесь,- сказала Никдали; но почему оно хочет покинуть нас?

— Нужно, чтобы сын Махадевы умер, пронзенный стрелою, дабы мир уверовал в его слово.

— Объясни нам эту тайну.

— Вы поймете ее после моей смерти. Будем молиться.

В течение семи дней они свершали молитвы и омовения.

Часто лицо Кришны преображалось и от него исходило сияние. На седьмой день, при закате солнца, обе женщины увидали стрелков, поднимающихся к кельям отшельников.

— Вот стрелки Канзы; они ищут тебя, учитель, защищайся!

Кришна, коленопреклоненный под кедром, не прекращал своей молитвы. Стрелки приблизились. Они увидели женщин и отшельников. Это были суровые солдаты, с почерневшими от солнца лицами. Увидав преображенный лик святого, они остановились пораженные. Затем они пробовали нарушить его экстаз, задавая ему вопросы, оскорбляя его и даже бросая в него каменья. Но ничто не могла нарушить его восторженной молитвы. Тогда они бросились на него и привязали его к стволу кедра. Кришна допустил это, оставаясь как бы во сне. Затем стрелки отступили и начали целить в него, возбуждая один другого. Когда первая стрела пронзила его и брызнула кровь, Кришна воскликнул: "Васиштха! Сыны солнца победили!" Когда вторая стрела, дрожа, вонзилась в его тело, он сказал:

— Светлая мать моя, даруй, чтобы любящие меня вступили вместе со мной в твой сияющий чертог. — При третьей стреле он произнес одно только слово «Махадева»! и затем, с именем Брахмы на устах, испустил дух.

Солнце зашло. Поднялась великая буря. Снеговой буран опустился с Гимаваты на землю. Небо покрылось тучами. Черный вихрь пронесся над горами. Испугавшиеся своего злодеяния убийцы бежали, а обе женщины, окаменевшие от ужаса, упали замертво.

Тело Кришны было сожжено его учениками в священном городе Дварка. Сарасвати и Никдали обе бросились в костер, чтобы не расставаться с своим Учителем, и толпе казалось, что сын Махадевы поднимается из пламени в просветленном теле, увлекая за собою обеих сестер.

Фрагмент из Харивамши Пураны о деяних Кришны:

«Царь Ангашуна назначил обручение своей дочери, прекрасной Калавати, с молодым сьином Ямадэва, могущественного царя Антарведи, по имени Говинда; обручение должно было совершиться с большой пышностью...

«Учитель! — закричал Ангашуна, бросаясь к его (Кришны) ногам и омывая их своими слезами. — «Посмотри на мою бедную дочь», — и он указал ему на тело Калавати, распростертое на циновке...

«Почему ты плачешь? — ответил Кришна ласковым голосом.

— Разве ты не видишь, что она спит?... она спит — я вам говорю; вот посмотрите! Она двигается. Калавати! Встань и иди!»

Едва Кришна это проговорил, как дыхание, тепло, движение и жизнь мало-помалу вернулись в труп, и юная девушка, повинуясь велению полубога, встала...».