Приёмы зомбирования в западных телесериалах: "Семейка Аддамс"

На модерации Отложенный

Продолжение. Начало здесь - http://maxpark.com/community/4797/content/6714153

Целое семейство откровенно праздных, ни на что не годных, не способных ни к какому созидательному занятию людей предстаёт перед нами в сериале «Семейка Аддамс». Глава семьи – Гомес Аддамс – состоятельный бизнесмен, владеющий различными компаниями по всему миру, однако в кадре его ни разу нельзя увидеть занимающимся делами: впечатление такое, что до своего собственного бизнеса ему вообще нет ровным счётом никакого дела и там всё движется как-то само собой – прямо как у знаменитого Манилова из гоголевских «Мёртвых душ». Родители, как явствует из заявления одного из младших Аддамсов, всегда дома, и откровенно тунеядствующий Гомес, не зная, чем себя занять, от скуки бросается во всевозможные авантюры: то он проводит эксперимент, можно ли выпрыгнуть из самолёта без парашюта и остаться в живых, то пытается поставить на сцене пьесу собственного сочинения с членами семьи в качестве исполнителей главных ролей – при этом полное отсутствие у них хоть каких-то актёрских способностей его нисколько не смущает. Главу семьи Аддамс вообще довольно сложно смутить чем бы то ни было: все возникающие затруднения он легко, с улыбкой на лице разрешает с помощью хрустящих купюр, которых у него явно немерено – так сериал неприкрыто внушает своему зрителю, что деньги – основа всего, всё покупается и всё продаётся. Аддамс вообще очень расточителен и буквально сорит деньгами направо и налево: раздаривает случайным знакомым сверхдорогие предметы антиквариата, покупает не особо-то и нужный ему дом по соседству, за один раз легко жертвует сто тысяч долларов на содержание городских парков (при этом не требуя никакого отчёта, на что пойдут выделенные им городу деньги) и прочее – всё та же установка на то, что любые, даже добрые и благородные дела легче творить с круглым банковским счётом.

Члены семейства не только не заняты никаким полезным трудом – само слово «работа» вызывает у них стойкое отвращение. Когда в одной из серий старший сын Аддамсов Пагсли прямо заявляет папаше: «Я хочу работать!» - тот аж отпрыгивает в ужасе: «Работать?! Да что ты говоришь! Мы, Аддамсы, уже триста лет не работаем! Сынок, ты хочешь быть посмешищем для всей родни?..» А когда пришедший в гости к Аддамсам финансист сбегает в диком ужасе от всего того, что ему пришлось лицезреть внутри дома, миссис Аддамс глубокомысленно изрекает: «Вот до чего доводит работа…» - установка на то, что любое занятие несёт только вред и ничего хорошего от неё не может быть в принципе. Пропаганда тунеядства и пустого времяпрепровождения развёрнута в сериале на всю катушку, однако создателям «Аддамсов», видимо, и этого показалось недостаточным, и они вплели в сюжет то, чего ещё не было ни в одном из описанных мной выше творений звёзднополосатой телеиндустрии - пропаганду разрушительства. Даже в сериале «Дымок из ствола» в одной из серий шериф Мэтт Диллон, рука которого, казалось бы, не знала в этой жизни ничего, кроме револьвера, собственноручно возводит из камня хозяйственную постройку – экранные же обитатели особняка Аддамсов на протяжение всей картины не только не строят ровным счётом ничего, существуя на всём готовом, но и наоборот: старший Аддамс то, воображая себя лихим морским пиратом, весело палит из старинного орудия по висящим на стенах картинам, то с не меньшим удовольствием устраивает крушения поездов на игрушечной железной дороге, то с возгласом: «Красота!» разламывает подвешенным к потолку чугунным шаром макет их особняка – и прочее, прочее, прочее. Его супруга в момент приступа ревности также легко разбивает явно недешёвые кувшины и вазы, а её драгоценная сестричка, выглядящая и ведущая себя в сериале, как умственно-отсталая, преспокойно распиливает пополам дорогую скрипку. В кадре пару раз даже появляется фантастический прибор-«дезинтегратор», с помощью которого можно заставить бесследно исчезнуть любой предмет. Думается, сериал стал своеобразным первопроходцем в деле продвижения в массы всего того деструктивного, чем сегодня «под завязку» напичканы голливудские фильмы, видео-игры, тексты песен и клипы известных исполнителей и прочее. Несложно догадаться, с каким расчётом всё это проделывалось и проделывается до сих пор, и дело тут уже не просто в воспитании у аудитории маргинальных качеств – взятый шоу-бизнесом Запада курс начинает приобретать первые конкретные ориентиры. Можно быть не слишком умным в обычной жизни, можно быть ограниченным в познаниях, но при этом быть гением и творить – знаменитый литературный сыщик Шерлок Холмс, к примеру, не знал даже, что Земля вращается вокруг Солнца, что, тем не менее, нисколько ему не мешало – одержимый же разрушением вряд ли когда-либо преуспеет в чём-то достойном. А если человек за всю жизнь так и не раскрыл свои таланты, ничего не создал, не изобрёл, не предложил миру ничего нового – ему нечем гордиться, нечего предъявить власти, дабы потребовать взамен лучших условий. В вечном поединке с «хозяевами жизни» ему будет нечем крыть – и в итоге не останется ничего другого, как только всю свою жизнь подчиняться их диктату.

К образованию у сериальных Аддамсов также явно стойкое отвращение. «К чему чтение шестилетнему ребёнку?..» - прямо вопрошает глава семьи. «Не надо посылать детей в школу – я буду очень скучать!..» - восклицает он в ответ на соответствующее требование чиновников из департамента просвещения. Дети в итоге ходить в школу всё же начинают, но вся «школьная» линия из сериала напрочь пропадает после самой же первой серии и в дальнейшем «всплывает» лишь единожды, когда старшие Аддамсы оказываются крайне возмущены школьной программой по литературе, в которой отрицается существование нечистой силы. Единственная появляющаяся в одной из серий в кадре школьная учительница выглядит полнейшим «синим чулком»: глуповатой, закомплексованной, совершенно не уверенной в своих силах дамой, явно не пользующейся косметикой и считающей себя абсолютно непривлекательной – так создатели фильма неотступно продолжают дискредитировать школьное образование.

Но не только просвещение: даже колыбель талантов человечества – искусство – создатели сериала умудряются уложить в прокрустово ложе антинародной телепропаганды. Старшие Аддамсы в кадре то и дело малюют какие-то жуткие картины, рядом с которыми даже произведения авангардистов выглядят истинными шедеврами живописи. Возомнив себя композитором, глава семьи пытается сочинить пьесу для клавесина, издавая при этом такую какофонию, что даже их обычно невозмутимый дворецкий Ларч вынужден заткнуть уши. Не отстаёт от вечно светящегося позитивом, энергичного Аддамса и его супруга. В одной серии – при том, что ни одного истинно одарённого певца с голосом в сериале так и не появляется – миссис Аддамс время от времени пытается что-то исполнять сама, при этом издавая звуки, напоминающие нечто среднее между песнями индейских шаманов во время камлания и воем полицейской сирены. В другой, той самой, где Аддамсы мечут гром и молнии по поводу «негодной» школьной программы по литературе – подобно Люси Рикардо, бросается писать абсолютно графоманские книги, которые при этом странным образом расходятся на «ура» - явный намёк на то, что достойная литература нынче не в цене и будто бы любая бездарность может выбиться в известные писатели. В третьей, воображая себя великим скульптором, пытается что-то высекать из камня – и само собой, что единственным, кто приходит в восторг от её «творений», оказывается… ну да, вы угадали – её ненаглядный супруг Гомес Аддамс.

Показательны не только главные действующие лица сериала – второстепенные персонажи в «Семейке Аддамс» характерны ничуть не меньше. Среди тех, с кем Аддамсам по ходу действия сюжета случается контактировать, нет ни одного человека труда, ни одного истинного мастера в деле выбранной им профессии. Максимум – почтальоны и грузчики. Основная же масса – то какие-то выборщики, то коммивояжёры, то дельцы, то те или иные собственники, биржевые игроки, офисные «белые воротнички», неадекватные служители закона, сбежавшие сынки миллиардеров и их самодуры-папаши, всевозможные консультанты, режиссёры, продюсеры и прочие, им подобные. И почти всех их роднит одно: за приличный гонорар они, не раздумывая, готовы поддержать любые, самые безумные и невероятные авантюры Аддамсов – выражение «деньги не пахнут» для звёзднополосатой нации всё так же продолжает оставаться нормой жизни, не подлежащей сомнению, и фраза из знаменитого фильма Джона Карпентера «Они живут среди нас»: «Деньги – это твой бог» - стала для Штатов таким же жизненным кредо, как и для Советского Союза – «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!»

О сюжете одной из серий первого сезона сериала, пожалуй, стоит рассказать особо. В этой серии в кадре появляются некие пожаловавшие в гости к Аддамсам иностранные дипломаты, не очень-то дружелюбно настроенные по отношению к звёзднополосатой «вотчине демократии» - их лексикон изобилует словечками типа «угнетённые массы простого народа», «буржуазная пропаганда» и т.п. – визитёры явно не чужды коммунистических идей. Родное государство новоприбывших не называется, но, судя по всему, это одна из тогдашних стран соцлагеря («…на этот народ нападать опасно!..» - шепчет один из них другому, увидав все фокусы Аддамсов – кто ещё, согласно укоренившемуся в мировоззрении американцев стереотипу, мог бы подумывать о нападении на Штаты, если не обитатели территорий по ту сторону железного занавеса?..). Однако изображаются эти самые сотрудники иностранной дипмиссии в сериале совершеннейшими болванами, одержимыми прямо-таки параноидальной подозрительностью и с мышлением на уровне сельских дурачков: в кадре они явно тупы, ведут примитивные диалоги, нанося визит Аддамсам, совершенно уверены, что идут в гости к простой американской семье, хотя тот роскошный особняк, в котором те обитают, очевидно не по карману среднему жителю страны дяди Сэма, а угрюмого и немногословного дворецкого Аддамсов Ларча, не сговариваясь, принимают за человекоподобного робота. Так создатели фильма одним выстрелом убивают сразу двух зайцев: во-первых, лишний раз поддерживается тенденция Голливуда всех иностранцев как можно чаще изображать людьми второго сорта – дабы на их фоне звёзднополосатая нация чувствовала своё превосходство, переходящее в исключительность («…я-то думал, что простые американцы дураки, а они гении…» - с нескрываемым неудовольствием и одновременно явным восхищением в голосе говорит один из дипломатов в конце серии другому). А во-вторых, через откровенную недалёкость этих посланников снова дискредитируются все нелояльные американскому капитализму вообще и выходцы из стран социализма – в частности. «Посмотрите, насколько ущербны те, кто не грезит об американской мечте, - незримо вещает с экранов телепропаганда. – Вы хотите быть такими же глупыми, неразвитыми, ограниченными, как и они?..» «Конечно же, нет!..» - мысленно отвечает сидящий у телевизора американец, снова и снова переполняясь гордостью от осознания того, что принадлежит к величайшей нации на Земле и проживает в самой могущественнейшей державе на планете. Сериал «Семейка Аддамс» в своё время демонстрировался на российском ТВ и многие тогда, так же, как и я, не увидели в нём тех зомбирующих установок, что я только что описал. Очень хочется спросить у них сегодня: ваше восприятие сего «телешедевра» до сих пор так и не поменялось?..

Кадр из сериала "Семейка Аддамс"