Приёмы зомбирования в западных телесериалах: "Дымок из ствола" и другие

На модерации Отложенный

Из новой книги

Продолжение. Начало здесь - http://maxpark.com/community/129/content/6714103

…Не успела на телеэкранах откривляться и отдурачиться безмозглая супруга горячего кубинского певуна, как тот же телеканал CBS запустил уже новое долгоиграющее «мыло» - многосерийный вестерн «Дымок из ствола». Америка конца XIX столетия, главный герой сериала – шериф маленького городка Додж-Сити на юго-западе США Мэтт Диллон в исполнении харизматичного Джеймса Арнесса. Внешне всё как будто бы чинно и благопристойно: благородный полицейский отважно борется со злом, его коллеги и некоторые горожане по мере сил помогают ему в этом, в конце каждой серии в итоге справедливость торжествует и персонажей с уровнем мышления Люси Рикардо вроде не видно, но… Весь народ в сериале – явно очень ограниченные люди. Дени Дидро как-то сказал: «Человек перестает мыслить тогда, когда перестаёт читать…», и большевики в России, взяв власть после революции 1917 года, почти сразу повсеместно начали создавать знаменитые «избы-читальни», посредством которых вчерашний тёмный, невежественный простой люд царской Руси становился одной из самых просвещённых наций на планете. Так вот: на протяжении трёх сезонов «Дымка» книги появляются в кадре довольно редко – да и то ещё в большинстве случаев неясно, что это там за литература. Очевидно, что у сериальных обитателей Додж-Сити бесполезно было бы спрашивать, кто такие Уильям Шекспир, Виктор Гюго, Вальтер Скотт, Александр Дюма – наверняка они даже о своих, доморощенных Эдгаре Алане По, Джеймсе Фениморе Купере и прочих никогда и слыхом не слыхивали. Точно так же не знает их лексикон и слова «театр». Некоторые действующие лица сериала вообще явно неграмотны – нет, школа, как выясняется из разговоров персонажей сериала, в городе с почти тысячным населением всё-таки есть, однако в кадре она ни разу так и не появляется и учат ли там чему-то ещё, помимо само собой разумеющихся чтения и письма – неясно. Судя по всему, образовательный процесс в сём храме науки и вправду далеко не на высоте, поскольку познания жителей Додж-Сити в географии, например, не простираются дальше Штатов и соседней Мексики: о странах Европы они в лучшем случае имеют весьма смутное представление, о существовании России и Африканского континента – похоже, даже и не подозревают, а из азиатских государств худо-бедно наслышаны разве что о Китае – да и то, видимо, только благодаря рассказам пару раз появляющихся в сериале иммигрантов из Поднебесной. Впечатление такое, что бравым экранным покорителям дикого Запада вообще невдомёк, что кроме них, индейцев и латинос, на планете существуют ещё десятки других стран и сотни народов, что, естественно, исключает всякий интерес к тому, как же эти люди живут в своих странах и чему у них, возможно, стоило бы поучиться. К началу столетия, в котором происходит действие сериала, во всём мире уже были составлены и подробные карты Земли, и глобусы планеты, однако ничего подобного на экране не появляется даже мельком – похоже, создатели сериала задались целью напрочь отбить у зрителя всякий интерес к зарубежным странам. Оно и неудивительно: начни американцы изучать другие государства, их общественный строй, их народы, культуру, традиции, экономику, историю – и нелицеприятных вопросов ко своим власть предержащим будет просто масса…

На протяжении всего сериала почти единственные занятия жителей городка в штате Канзас – лишь работа да просиживание свободного времени в салунах, где всегда легко доступные пиво и виски льются рекой: без регулярных «заправок» алкоголем не обходится практически ни одна серия фильма. Упомянутые коренные жители Америки – индейцы – в сериале также изображаются по большей части злодеями: в одной серии двое краснокожих коварно нападают на безоружных пассажиров сломавшегося в дороге дилижанса, в другой местные аборигены ходят в подельниках у бандитов из шайки совсем «отмороженного», как бы сейчас сказали, грабителя-латиноамериканца Маньеза, в третьей команчи жестоко убивают двух малолетних белых братьев на глазах их сестры, в четвёртой беспринципные надсмотрщики-апачи в одной из индейских резерваций снова пристреливают одного из белых и пытаются вину за это преступление свалить на Мэтта. Само собой, что о чудовищном геноциде уже самих индейцев белыми колонизаторами в прошлые века в сериале ни слова – эта тема в Голливуде неуклонно под строжайшим запретом. И при всём при этом надо заметить, что жители сериального Додж-Сити вовсе не выглядят бесчувственными истуканами: они страдают, переживают, влюбляются – страсти в фильме порой просто кипят и эмоции прямо плещут через край – им, как ни удивительно, знакомы чувство порядочности и угрызения совести, но именно этим они и подкупают аудиторию, располагая её к себе: сочувствуя происходящему на экране, зритель воспринимает героев как вполне нормальных людей – и в итоге принимает их образ жизни как должный и вполне приемлемый. Так же, как и «Я люблю Люси», сериал полон зомбирующих установок: разговоры персонажей в основном ведутся о деньгах, лучшие друзья то и дело торгуются по любому поводу буквально за каждый цент, «штатный» лекарь сериала доктор «Док» Адамс обычно берет деньги даже за пустяковую перевязку – бесплатная медицина и вообще какие бы то ни было бесплатные услуги в Додж-Сити лежат явно в области чего-то несбыточного. Многие честные труженики в сериале живут в нужде и даже впроголодь, и регулярно появляются вообще безработные – зрителю всячески внушается, что безработица и бедность в этом мире были, есть и будут всегда, без вариантов и при любом обществе. Всё тот же упор на то, что быть честным работягой не слишком-то почётно, что «от трудов праведных не построишь палат каменных», всячески подтверждается ещё и тем, что явно не бедствуют в фильме только разномастные махинаторы, дельцы, карточные шулеры и прочие пройдохи: гардероб сериальных «мажоров» всегда с иголочки, и сорят они деньгами в кадре тоже весьма не по-детски. Умение первым выхватить револьвер из кобуры и первым нажать на спуск в сериале явно ценится гораздо больше, чем интеллект, в силу чего фильм, возможно, и покажется кому-то притягательным – ведь в нём многие конфликты вроде как можно решить, просто нашпиговав обидчика свинцом, но – много вы видели гениев, способных так же ловко управляться со «Смит-Вессоном», как и с кистью живописца, резцом скульптора, пером писателя и поэта?

Попади вы в подобную ситуацию – вы гарантированно первым всадите в своего противника пулю, не дав ему ни единого шанса, как бы опытен и ловок он ни был? В общем, подводя итог всему, что я увидел на экране в течение трёх сезонов «Дымка» - чему такой сериал учит своего зрителя, какие несёт моральные установки, какой образ жизни? Примитивные люди – примитивное мышление – примитивное восприятие мира – снова готовность жить по правилам, навязываемым кем-то «сверху», ни на йоту не помышляя о том, что жить в этом мире можно как-то ещё.

Не вносит в сию депрессивную картину разнообразия и другой многосерийный вестерн начала 60-х годов прошлого столетия, шедший всё на том же телеканале CBS – «Сыромятная плеть». Всё те же примитивные персонажи, привыкшие все затруднения решать с помощью кулаков и огнестрела и с лёгкостью способные спустить все имеющиеся у них деньги за один день в казино и салунах. Всё те же незамысловатые диалоги, всё та же невежественность – снова некоторые герои сериала и читать-то не умеют, всё тот же кругозор «от ларька до нашей бакалеи». В отличие от предыдущего сериала, глобус в «Сыромятной плети» однажды в кадре всё же появляется (при этом довольно забавно наблюдать за уже немолодым погонщиком, лишь на склоне лет с изумлением узнающим, что в мире, помимо США, оказывается, есть ещё и другие страны) – но происходит это в серии с вербовщиком, вынашивающим явно сомнительные и авантюрные планы. Приняв по наивности участие в его затее, погонщик в итоге гибнет – догадываетесь, какая установка тут негласно внушается зрителю? «Вот что бывает с теми, кто интересуется другими странами – забудьте о них, довольствуйтесь Штатами». И опять же: в кадре этот самый неграмотный погонщик – вовсе не плохой человек: он честен, сострадателен (из жалости отказывается пристрелить больного телёнка), романтичен, не лишён галантности и чувства справедливости, таким образом неизбежно вызывая у зрителя сериала симпатию – всё тот же приём внушения через «сердечных» персонажей, что быть необразованным, невежественным вполне нормально. Из всей этой когорты лишь у вожака – Джила Фэйвора в исполнении Эрика Флеминга, столь же статного, харизматичного, как и Арнесс-Диллон в «Дымке из ствола» – есть признаки здравого ума (уж делать и лидера явным нелюбителем пускать в ход голову – перебор даже для американцев), но и его познания, очевидно, не слишком-то далеко простираются за пределы обычной грамоты…

Вместе с тем от прежней «генеральной» линии, направленной на прямое взращивание в народе дегенеративности, никто и не думал отказываться, и вслед за «Я люблю Люси» эстафету пропагандирования глупости на экране с воодушевлением подхватили создатели сериала «Шоу Дика ван Дайка». Здесь уже явно недалёким изображается главный герой в пику его вроде бы более умной супруге. В одной серии он считает нормальным появиться в кадре не просто в неряшливом виде – он одет в откровенные лохмотья: его свитер порван в нескольких местах, а брюки заляпаны так, как будто он в них что-то красил – и искренне удивляется, когда жене такое не по нраву, в другой во время карточной игры с соседями с улыбкой несёт полную чушь и выглядит откровенно глупо. Его ненаглядная же, подобно Люси Рикардо, так же способна сорваться в плач и впасть в депрессию по явно пустяковым поводам: например, найдя у себя один седой волос, она сразу же начинает считать себя безнадёжно старой. Для ключевых персонажей сериала – сценаристов на телевидении – вполне нормально провести целый день, не написав ни строчки – проще говоря, ровным счётом ничего за этот день не сделав. А уж посредственное исполнение на одной из вечеринок незамысловатых песенок и примитивные шутки типа: «Лошадей заменили машины, а ослы были и будут всегда» (так зрителю даётся негласная установка: глупость – неотъёмлимая часть общества, смиритесь) с лихвой дополняют всю ту разворачиваемую перед аудиторией сериала картину, стиль жизни героев которой можно охарактеризовать одной-единственной фразой: «Интеллект? Мышление? Не, не слышали…» Не блещут этим самым интеллектом и персонажи телесериала «Остров Гиллигана» – группа туристов и экипаж небольшой яхты, из-за шторма оказавшиеся на необитаемом острове: одна туристка думает, что слово «суша», произнесённое её спутником – «О! Мы на суше!» – это название того места, куда их занесло, другой турист, несмотря на то, что признаки цивилизации вокруг них явно отсутствуют, никак не может взять в толк, что они попали не туда, куда планировали – он полностью уверен, что сейчас приедет лимузин и отвезёт их в роскошный отель. Капитану он при случае с нескрываемым удовольствием сообщает, что, получив в своё время изрядное наследство, ни дня в своей жизни не работал. Стюард – этот самый Гиллиган – настолько туп, что даже с не очень большого расстояния, увидев в бинокль судно на берегу, не узнает свой корабль и решает, что это за ними прибыли спасатели, за один день умудряется утопить единственную рацию и случайно высыпать в костёр все патроны для оружия, а выкладывая на берегу из пойманной рыбы слово «Help»(«Помогите!») – вообще кладёт букву «р» задом наперёд. Короче говоря, ДУРАК в американской телеиндустрии неуклонно продолжает оставаться наиболее предпочтительным сериальным персонажем, и зритель, лишённый всякой возможности лицезреть на экране кого-то другого, буквально выросший на таких вот Люси, ван Дайках, Гиллиганах и прочих, постепенно и сам становится под стать своим экранным «любимчикам»…

 

Кадр из сериала "Дымок из ствола"