Я расскажу вам...

На модерации Отложенный

      О становлении гомоцентризма (антропоцентризма)

С появлением на Земле человека на ней начинается становление и развитие того, что ныне называется его мировоззрением, т.е процесс осознания человеком окружающей его среды, окружающего его мира, осознание самого себя, своего места в структуре этой среды, этого мира. Единственный инструмент и прибор, показаниям которого (ещё бессознательно или уже осознано) человек мог тогда доверять, был сам человек. А критерием правильности и достоверности его мировоззрения была практика существования человека в окружающем его мире, центром которого и мерилом которого становился он сам. В такой ситуации гомоцентризм как мировоззрение был столь же естественен, сколь и неизбежен. Только поэтому в основе одного из древнейших из дошедших до нас мировоззрений был первочеловек - Пуруша, создавший из своей плоти вселенную.   

Гомоцентризм, зародившись как естественная неизбежность, в дальнейшем своём развитии разделился на два направления. Этому способствовал ряд вполне достоверных, но совершенно не зависящих от самого человека явлений, происходящих вокруг него и в нём самом. Столь же естественно и неизбежно то, что это разделение не могло состояться без санкции самого человека. Если точнее, то - без санкции лидера, доминировавшего в обществе. Право на управление всем тем, что не зависело от него самого, было «передано» богам. При этом право на тесное общение с ними, право на роль посредника между богами и обществом лидер или сохранял за собой, или предусмотрительно наделял им наиболее близкого ему сородича. Точнее, такое разделение являлось отражением происходящего в первообществе естественного разделения его лидирующих элементов, олицетворявших собой основополагающие части этого общества. С этого периода мировоззрение развивается в двух параллельных рукавах, проистекающих из одного болота – гомоцентрзма. Водоразделом этих мировоззренческих «рукавов» является отношение их апологетов к тому, что называют Богом. Все сегодня существующие (научные и антинаучные, реалистические и утопические) теории, повествующие о ретро и перспективе человека и окружающего его мира, есть лишь ответвления от этих рукавов, сутью одного из которых является теизм, называемый сегодня идеализмом, а второго - атеизм, именуемый сегодня материализмом.    

Откровенный гомоцентризм т.наз. материализма выражен в его постулате о сознании человека как о высшей форме существования материи,  появление которой (из чего!?) предшествовало появлению сознания, идеи.

Латентный гомоцентризм второго произвёл человека в ранг (созданного по образу и подобию…) наместника Бога на Земле, призванного реализовать его волю (теперь и в окрестностях планеты). Оба направления гомоцентризма столь же вредны человечеству, как некогда геоцентризм. Они есть не что иное, как шоры, напяливаемые апологетами этих догматичных вероучений не только на рысака, но и на жокея и даже на букмекера. Слепая, ленивая вера большинства людей в первородство одного из фетишей, именами которых названы эти вероучения, претендующие на монопольное обладание истиной, превратила жизнь человека в ипподром с чёрным тотализатором, выручка от которого и является предметом борьбы двух вероучений, обеспечивающих безбедное существование своих иерархов.   

Будучи последовательными, попытайтесь представить себе реальность фундаментальной догмы о первородстве фетиша любого из вероучений – теизма или атеизма. Получится: в нигде, в ничём (ведь ничего иного, кроме субстанции – фетиша, нет) «зависает» некий абсурдный объект, стопроцентный монолит этой субстанции. Его абсурдность в том, что он никому и ничему не может быть явлен как существующий. Ведь никого и ничего иного нет. Он же (мы предположили, что он есть) не способен ни к самостоятельному развитию, ни к разделению на части. У стопроцентного монолита  априори нет внутренних противоречий, обеспечивающих такое развитие или деление. Его первородство в нигде, в ничём исключает всякое внешнее воздействие, способное изменить или расчленить этот монолит. Его существование есть отсутствие всякого, включая не только А. Эйнштейна с его теорией, но и сам монолит, существования. То есть, такой монолит – это всё, что есть, но это всё равно нулю, поскольку не может быть проявлено как существующее, имеющее бытие. «Чёрный квадрат» Малевича – прекрасная иллюстрация такой абстракции, имя которой – моносубстанция мироздания. Таким образом, лжеосновательность  вероучений, зиждущихся на слепой вере зашоренного их догматами общества в авторитет апологетов этих вероучений, столь же очевидна, сколь и авторитарность управления общества его иерархами.

Тот рубеж, к которому, подобно библейским Содому и Гоморе, сегодня подошло всё человечество, вполне очевиден. Есть ли у человечества в целом, и у России в частности, альтернатива судьбе этих социумов? Об этом - на следующей странице, где поговорим об ином мировоззрении, о диалектическом дуализме.

До встречи.