«В системе ЖКХ жителям не говорят, как расходуются их деньги»

На модерации Отложенный

 Новосибирский депутат Александр Бурмистров, член комиссии по бюджету и налоговой собственности, второй год пытается получить детализированный отчет от управляющей компании. Пока не помогло даже решение суда.

— Управляющие компании обязаны предоставлять жителям подробную отчетность по установленным формам — и на сайте самой компании, и на федеральном «Реформа ЖКХ». Каждый желающий может зайти на сайт «Реформа ЖКХ» — и, открыв старичку своего дома, увидеть, что детализированных данных по дому нет. Стоят итоговые данные в сотнях тысяч или миллионах рублей — хотя все должно быть расписано по видам работ.​

Хотя есть и исключения из правил. Например, отчет по форме от небольшой УК. Десятки строчек: эта услуга стоит 50 копеек за квадрат, эта — 1,62 рубля, эта — 36 копеек. Этот отчет сделала небольшая УК, которая связана с застройщиком, она обслуживает построенные им дома и не стремится захватывать существенную долю рынка. Могу предположить, что когда для компании обслуживание жилого фонда не главный бизнес, тогда она работает открыто. Это единичный пример.

Существующие в массе отношения между УК и жильцами — принципиально кривые и неправильные. Люди не понимают, куда конкретно тратятся их деньги. Подчеркну, речь не идет о том, чтобы мазать всех черной краской, что, мол, все «управляшки» не работают. Вопрос в том, что они массово не отчитываются.

В течение двух лет у нас идет борьба с единственной целью: вытрясти этот отчет из управляющих компаний, которые действуют на округе. Главный результат — вот этот документ: Представление об устранении нарушений жилищного законодательства от 12 января 2017 года за подписью прокурора Ленинского района. В нем компании «СПАС-Дом» предписано внести исправления в отчет за 2015 год. И прокурор требует не допускать впредь подобных нарушений. Эта бумага уже вторая. На первое представление, направленное в УК прокурором, жилищники ответили, что нарушения признали, ответственных лиц наказали. Но полноценного отчета с «узловыми» данными так и не получено. То есть правонарушения не прекратились. Даже после решения суда предоставить отчетность, после постановления судебного пристава мы не смогли получить отчет, заполненный по федеральным требованиям.

Мы хотим добиться прецедента. Как только крупная управляющая компания начнет работать по-другому с одним домом, так сразу подключатся другие дома. Как только люди их увидят, они станут задавать адекватные вопросы. Зачем нам эта услуга? Почему она столько стоит?

Следующий шаг — попросить мэрию Новосибирска отправить запросы в управляющие компании по каждому дому, где есть хотя бы одна муниципальная квартира.

В рамках моего понимания, у мэрии есть полномочия как у собственника написать такое письмо. Если власть отправит 3–4 тысячи писем, это должно стать революцией в отрасли. Это может заставить измениться целую отрасль, в которой крутятся миллиарды рублей и которая совсем не прозрачна.

Еще один сюжет: отношение провайдеров с управляющими компаниями. Соответственно, с собственниками квартирных домов. Известно, что провайдеры платят деньги. Но на счета многоквартирных домов эти деньги не поступают. Формально УК отвечает примерно следующее: провайдер оплачивает не аренду помещения многоквартирного дома, а некую работу. И когда жители платят провайдерам (условно) 550 рублей, в этой сумме заложены (условно) 50 рублей, которые потом транзитом идут в УК. На этом вся система и держится: доходы маскируются, расходы маскируются.

Еще момент: чтобы заставить обсуживающие организации работать прозрачно, нужно получить от них квитанции. Бумажные. Сейчас их выдают не все, часть перешла на электронные кабинеты. А нужен документ с начислением, из которого видно заранее, за что с тебя хотят снять деньги. Ты можешь увидеть этот документ, написать какую-то бумагу, попросить разъяснение.

Я надеюсь, что Роспотребнадзор тоже встанет на нашу сторону. На это есть ссылки в федеральных нормах. Как только появятся отчеты — появится другая практика работы. Начнет активно формироваться самосознание у жителей. Начнут писать жалобы, начнут более адекватно вести общие собрания. Появится предмет для разговора. Сейчас его просто нет, есть строчки, из которых невозможно понять, о чем идет речь. И победа в судах никому ничего не дает.