Харе Кришна маха-мантра - объяснение ачарьев

На модерации Отложенный

Здесь объясняется смысл слов маха-мантры и вкратце рассказывается об эффекте ее повторения

Харе Кришна
Харе Кришна
Кришна Кришна
Харе Харе
Харе Рама
Харе Рама
Рама Рама
Харе Харе

КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады, ачарьи-основателя Международного общества сознания Кришны:

"Повторение трансцендентных звуков мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – это возвышенный метод возрождения нашего сознания Кришны. Все мы, живые духовные души, изначально обладаем сознанием Кришны. Однако с незапамятных времен мы находимся в контакте с материей, поэтому из-за влияния материальной природы наше сознание загрязнено. Материальный мир, в котором мы сейчас живем, называют майей, иллюзией. Майя означает "то, чего нет". В чем же заключается эта иллюзия? Эта иллюзия заключается в том, что мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя сами зажаты в тиски ее суровых законов. Когда слуга пытается подражать всемогущему хозяину, говорят, что он находится в иллюзии. Эти порожденные загрязненным сознанием представления о жизни заставляют нас пытаться эксплуатировать ресурсы материальной природы, но на самом деле мы только больше и больше запутываемся в ее сетях. Мы прилагаем огромные усилия, стремясь покорить природу, но попадаем в еще большую зависимость от нее. Однако стоит нам возродить в себе сознание Кришны, как эта иллюзорная борьба с материальной природой мгновенно прекратится.

Сознание Кришны не является чем-то, искусственно навязанным уму; это сознание – изначальная энергия живого существа. Когда мы слышим трансцендентные звуки мантры Харе Кришна, это сознание возрождается в нас. Именно такой метод самоосознания рекомендуют для нынешней эпохи авторитеты. Более того, каждый может убедиться на собственном опыте: пение этой маха-мантры, или "Великой Песни Освобождения", приводит к тому, что человек сразу же начинает испытывать трансцендентный экстаз, который нисходит с духовного уровня. Когда же человек поднимается над уровнем чувств, ума и интеллекта и обретает духовное видение, он достигает трансцендентного уровня. Звуки мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе духовны по своей природе, и потому звуковая вибрация, возникающая при повторении мантры, трансцендентна ко всем низшим уровням сознания – ума, интеллекта и чувств. Поэтому нет необходимости понимать смысл маха-мантры, предаваться умозрительным рассуждениям или прилагать какие-либо интеллектуальные усилия. Она нисходит непосредственно с духовного уровня, и потому любой человек без всякой предварительной подготовки может начать повторять эту мантру и ощутить экстаз, который она приносит.

Даже ребенок может участвовать в пении мантры, и даже собака может принять участие в нем. Разумеется, тому, кто слишком запутался в сетях материальной жизни, понадобится немного больше времени, чтобы достичь этого уровня, но даже поглощенный материальной деятельностью человек очень быстро может подняться на духовный уровень. Самое сильное воздействие на слушателей мантра оказывает тогда, когда она сходит с уст чистого преданного Господа, поэтому, чтобы мгновенно ощутить эффект мантры, нужно слушать, как ее поет чистый преданный Господа. Насколько это возможно, необходимо избегать слушать мантру, когда ее поет и повторяет непреданный. Молоко, которого коснулась своим языком змея, становится ядовитым.

Хара – это форма обращения к энергии Господа, а Кришна и Рама – формы обращения к Самому Господу. Слова Кришна и Рама означают "высочайшее наслаждение", а Хара – это верховная энергия наслаждения Господа (в звательном падеже Хара изменяется на Харе), которая помогает нам достичь Господа.

Материальная энергия, называемая майей, также одна из многочисленных энергий Господа. И мы, живые существа, тоже представляем собой энергию Господа, которая называется пограничной. Пограничная энергия, то есть живые существа, выше материальной энергии. Когда высшая энергия соприкасается с низшей, возникает неестественная ситуация, но когда высшая пограничная энергия вступает в соприкосновение с высшей энергией, Харой, живое существо возвращается в свое естественное счастливое состояние.

Эти три слова – Харе, Кришна и Рама – трансцендентные семена маха-мантры, которая является духовным зовом обусловленной души, молящей Господа и Его внутреннюю энергию Хару о защите. Повторение маха-мантры подобно непритворному плачу ребенка, зовущего мать. Мать Хара помогает преданному снискать милость верховного отца – Хари, или Кришны, и Господь открывает Себя преданному искренне повторяющему эту мантру.

Таким образом, в нашу эпоху повторение маха-мантры: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, - является самым действенным методом духовного самоосознания".

 

Научная основа и квалификация для повторения святого имени Бога
Философия и практика - Философия сознания Кришны
Повторение святого имени Бога (в вайшнавской традиции в виде маха-мантры Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе) - это научный процесс, в подробности описанный в ведической литературе

Научная основа и квалификация для повторения святого имени Бога.

Ученые-вайшнавы разделяют процесс повторения святого имени Бога на три стадии: 1) нама-апарадха; 2) нама-абхаса; 3) шуддха-нама. Нама-апарадха – это стадия, на которой духовная абсолютная природа имени Бога не проявляется. На стадии нама-абхасы человек сознательно стремится раскрыть весь духовный потенциал святого имени; говоря поэтическим языком, "появляется первый луч святого имени Бога". На высшей стадии святое имя полностью раскрывает Себя, позволяя постичь остальные аспекты Бога – Его форму, Его качества, Его атмосферу и Его вечные игры.

Чтобы постичь всеблаженную природу святого имени Бога, необходимо предварительное, теоретическое знание о Боге и Его энергиях. Это называется самбандха-гьяной, "знанием о взаимоотношениях". В представлении вайшнавов этот мир тесно связан с волей Господа, как и душа, то есть все живые существа, также связаны с Господом посредством Его энергий. Связанная с Богом посредством материальной энергии, называемой майей, душа оказывается в материальном мире, окутанная многочисленными грубыми и тонкими оболочками (грубое тело, состоящее из грубых материальных элементов (земля, вода, огонь, воздух и эфир) и тонкое тело, состоящее из умственной энергии, интеллекта и ложного эго, ощущения своего "я", как независимой субстанции). Связанная с Богом посредством Его духовной энергии, душа воочию видит Господа и общается с Ним в своей вечной духовной форме, не подверженной влиянию вечного времени. Душа относится к пограничной энергии Господа, татастха-шакти, поэтому ей свойственно менять свое положение, находя прибежище то в материальной, то в духовной энергии. Состояние, в котором находится душа, пребывающая под влиянием материальной энергии, называется "обусловленным", тогда как состояние, в котором пребывает душа, обретая прибежище у духовной энергии, называется "освобожденным". Все энергии Господа реальны, однако способы их проявления бывают истинными и иллюзорными. Ведические мудрецы считали истинным только вечность, тогда как изменения, свойственные совокупности материальных элементов, считались иллюзорными. Это стремление к вечности проявляется у души в виде страха смерти, хотя смерть есть не что иное, как смена внешней оболочки, состоящей из вышеупомянутых грубых элементов.

Первым объектом реальности, существующим независимо от влияния времени, является Сам Всевышний. Его называют ишварой, "повелителем". Подлинный смысл этого определения в том, что ишвара полностью независим от всего остального, будь то объективная или субъективная реальность. Современная физика указывает на реальность объективного мира (существующего в поле зрения наблюдателя), однако в ней нет понятия независимости. Каждый объект в материальном мире зависит от какого-то другого в отношении своего передвижения. поступления или потребления энергии и т.д. Даже разложив все объекты этого мира на элементарные частицы, мы увидим, что они не являются независимыми, но подчиняются неким законам. В Ведах говорится, что материя, называемая на санскрите пракрити, не может действовать независимо и самостоятельно. Причиной проявления материи является энергия ичха-шакти, или "энергия воли Господа". В результате действия Его воли материальное мироздание какое-то время поддерживается, а затем, по Его же воле, разрушается. Пракрити – это всего лишь инструмент, с помощью которого сущность проявляет себя. Иными словами, душа пользуется возможностями, предоставляемыми ей материей, которая, в свою очередь, претерпевает изменения по воле Господа. Иными словами, свобода души в материальном мире весьма ограничена, поскольку, не смотря на видимость, не она управляет материей, а Господь. Душа же просто выбирает, в каких условиях она окажется. При этом душа вечно остается духовной частицей Господа, бессмертной, исполненной знания и блаженства. Достигнув человеческой формы жизни, душа способна полностью восстановить свой изначальный статус бессмертия в полном знании и блаженстве. Для этого ей необходимо узнать (или вспомнить) условия, требуемые для такого восстановления.

Ведические писания гласят, что душа и Всевышний Господь вечно связаны узами блаженной, духовной любви. Эти узы не рвутся даже тогда, когда душа пребывает в царстве материи. Вайшнавы, говоря об этих узах, используют слово "забывчивость". Иллюзорные отношения, в которые вступает душа в материальном мире, заставляют ее забыть о своих вечных отношениях с Господом. Суть этих отношений обозначается словом дхарма, или "вечно присущее объекту свойство". Вечным свойством души является служение. Вечным свойством Бога является Его способность принимать служение. Чтобы такой любовный взаимообмен достигал совершенства, и у души, и у Бога есть вечные имена, качества, облик, место пребывания и действия. Формы и имена души иногда затмевает материальная энергия, тогда как форма и имя Бога всегда проявляют свое могущество. Поэтому говорят, что форма и имя Бога неотличны от Него самого, даже когда Он нисходит в материальный мир.

Пребывание души в мире материи называется кармой. С философской точки зрения у кармы нет начала, но есть конец. Также как у понятия "несуществование" нет начала, но есть конец. Избавление от кармы возможно лишь в том случае, когда душа вновь обретает свои вечные атрибуты (имя, форму, вид служения, которым она занимается вечно и т.д.). Существуют два фактора, влияющих на такое избавление: 1) наше собственное желание; 2) милость Господа и Его преданных. Если в жизни души присутствуют два этих момента, избавление от кармы не заставляет себя ждать. Несмотря на равенство этих факторов, второй из них – милость Господа и Его преданных – считается ведущим, поскольку без милости Господа и, особенно, Его преданных у души не может возникнуть желания выбраться из материального окружения. Милость – это определенная энергия, выраженная через предметы, которых непосредственно коснулся Господь. Это может быть цветок или сладость, предложенные Божеству, это может быть изображение Господа или слова из священных писаний. И особенно это относится к имени Бога, услышанному или прочитанному в книге. Поскольку имя Бога неотлично от Него Самого. Постепенно, жизнь за жизнью, душа, соприкасаясь с духовной энергией Господа в виде вышеперечисленных предметов, развивает в себе желание вернуться в свое вечное, изначальное положение – служение Богу с любовью и преданностью. Такое желание суть вера. И такая вера – необходимая квалификация для начала повторения святого имени Бога.

Мантры и имена Бога
Философия и практика - Философия сознания Кришны
Все Веды содержат в себе мантры. По сути дела, в Ведах нет ничего, помимо мантр, поскольку целью Вед является освобождение живых существ от иллюзии

Слово мантра (санскрит) состоит из двух слогов: ман, что указывает на манас, «ум», и тра, что является сокращением от слова трайа, «освобождение». Иначе говоря, мантра  - это сочетание звуков, успокаивающе действующих на наш ум, освобождающих ум от беспокойств и страхов.

Все Веды содержат в себе мантры. По сути дела, в Ведах нет ничего, помимо мантр, поскольку целью Вед является освобождение живых существ от иллюзии (см. также Сущность Вед).

Ниже приводятся несколько самых известных ведических мантр.

ом намо бхагавате васудевайа

«Я приношу свои смиренные поклоны Высшему Целому, Верховной Личности Бога, кого называют сыном Васудевы» («Шримад-Бхагаватам, первая песнь).

ом тат сат

«Я медитирую на Высшую Истину, вечную и неизменную» («Бхагавад-гита», семнадцатая глава).

ом тад вишнох парамам падам
сада пашйанти сурайах
дивива чакшур ататам
вишнор йат парамам падам
 

«Лотосные стопы Господа Вишну – высшая цель всех полубогов. Лотосные стопы Господа Вишну излучают свет, подобный сиянию солнца в небесах». («Риг Веда» 1.22.20)

шйамач чхавалам прападйе
шавалач чхйамам прападйе
 

«Чтобы снискать милость Высшего Источника (Шри Кришны), я предаюсь олицетворению Его энергии (Радхе), а чтобы снискать милость Его энергии, я предаюсь Ему Самому» («Чхандогья-упанишад» 8.13.1)

ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам
 

«Кришна, известный как Говинда, - Верховный Бог. У Него вечное, блаженное духовное тело. Он – источник всего сущего. У Него нет источника, ибо Он – изначальная причина всех причин» («Брахма-самхита» 5.1)

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
 

«О Всепривлекающий Господь! О Всерадующий Господь! О Высшая Энергия Господа! Позвольте мне смиренно служить Вам». («Кали-сантарана-упанишад»).

Как видно, во многих ведических мантрах встречаются разнообразные имена: Вишну, Кришна, Говинда, Рама, Васудева, Шьяма и т.д. В этих именах заключен особый смысл. Все они суть чистая, или трансцендентная вибрация, в полноте представляющая Абсолютную Истину, Верховную Личность Бога, Шри Кришну (см. также Дух и Материя, Шри Кришна как источник всех энергий).