ЗА ПРОСТО ТАК

На модерации Отложенный

ЗА ПРОСТО ТАК

   Один мой товарищ Виктор Сорокин  в разговоре, как-то заметил (в шутку или не в шутку – трудно было понять), что самая большая загадка в характере  русского мужика заключается в том, о чём он думает, когда чешет затылок?

   Я забыл бы о сказанном, если бы не  «столкнулся» с этой загадкой в один лучистый апрельский денёк.

   В комнате была спрессованная  духота. На улице метался заносчивый и задорный ветерок, нападая на тех, кто, выставив нос напротив солнца, разбрасывавшего свет по всей домодедовской округе, пытался согреть его. Их было так много, что улицу по праву можно было назвать улица Носов.

   Распахнулась природа благодатью, свежими, не остуженными зимними  налётами силами, и душу из потёмок вырвала, в которые я часто попадаю, а там такие кошмары, что я спрашиваю,  не за какие грехи, а зачем я родился?

   Я отрываюсь от компьютера, быстро набрасываю куртку и выметаюсь, чтобы прогуляться.

   Долго не раздумываю, куда идти. Сколько бы ни раздумывал человек, какую дорогу выбрать, она уже до него выбрана. Ему остаётся только идти по ней. Как пройдёшь, таким и станешь.

   Так и я. Прямо по улице, по сторонам которой расположены частные дома. Почти, как в моём посёлке, но чего-то не хватает. Вспомнил. Лавочек.  Вечера здесь  пустынные, песня не разливается, кременчугская  не наяривает. Только желтый свет уличных фонарей.

   Лучше бы не ходил, нервы бы не посёк, но хорошо, что и пошёл, кое-что добавил в свою жизненную копилку. Может быть, когда-то и открою её всю и вывалю, чтобы посмотреть, что же я наворотил в жизни.

   Иду и насвистываю. Куртка нараспашку, кепка набекрень сбита, в руках только гармошки не хватает.

   В конце улицы стоит  небольшой кирпичный дом с огородом, на котором ковыряется мужик лет под пятьдесят. Обкапывает, сухие ветки сгребает.

   Чувствую, что кто-то, как бы толкнул душу, зацепил и потащил. Мне не хочется, а он тащит и как бы даже нашептывает: поработай с мужиком, встряхнись, поговори, много интересного, если подумаешь, услышишь.

   Приткнулся я к забору, рукой завертел, словно пропеллером, зову: подойди поближе,  дело хорошее есть.

   Мужик подошёл, поставил лопату колом, загрузил на черенок руки, а на руки подбородок и немигающим взглядом уставился на меня. Лицо мелкое, лоб узкий, глаза крохотные, рот, как щель узкая, а нос – трудно углядеть.

   Поздоровались, пожали руки друг другу, протянув их сверху мелкорослого забора.

- Какую улицу ищешь,  - спросил он. – Я тут их все знаю.

- За улицу спасибо, но   не улицу ищу, - весело ответил я, а потому весело, что осветилась душа, и мозги расклинились, -  поработать хочу с тобой, помочь с огородом.

- За выпивку? – угрюмость, будто вылетела из-за спины мужика и приклеилась на щетинистое лицо. -  Её у  меня  нет, - сухо отсёк он и повернулся, чтобы уйти.

- Да я не за выпивку хочу помочь, - посылаю вдогонку.

- А за что? –  Мужик поворачивается и настораживается.

- За просто так. Хочу помочь и всё, - соловьём залился я.

- За просто так? – мужик почесал затылок, верный признак, что он задумался, потом ощупал меня подозрительным взглядом и отвесил.  – Не пойдёт.

- Это почему? – не предвидя последствий, да и предвидеть их в начале разговора было трудно, бросил я.

- Ну, как это за просто так. – Мужик недоумённо пожал плечами, не отпуская сверлящий взгляд от меня. - Сейчас не то время. До коммунизма не дотянулись, обвалились в перестройку. – Он зло сплюнул. -  Иди своей дорогой. Не мешай работать

   Припёк меня азарт. Развернуться решил я, чтобы взять мужика на пробу, какой он?

- Послушай, - нужно был бы придавить азарт и свернуться, но я мужик заводной, авантюрный, отступать не привык. - Я сейчас схожу в магазин и куплю бутылку водки, ты будешь сидеть и водку пить, а  мне дашь лопату, и я поработаю.

- У меня денег нет, - отрезал мужик.

- Да не нужны мне твои деньги, - отбил я. - За свои куплю. Понимаешь.

- За свои, - длинно протянул мужик и снова ухватился за затылок. -  Это что же выходит? Ты купишь водку за свои деньги, я буду пить, сидеть, а ты работать. И всё за просто так? Ты не ошибся? Не перепутал?

- Нет, - твёрдо ответил я.  

   Мужик  задумчиво и недоверчиво посмотрел  на меня, свёл, развёл руки и отрубил. - Не пойдёт.

- Да что ты упираешься, нет никакого подвоха, может, ты думаешь, что я бомбу хочу закопать в огороде, чтоб взорвать тебя,  - я чувствую, что у меня  идёт потеря контроля, скандал напрашивается. - Водку я беру за свои деньги, - стучу для большей убедительности в грудь, -  улавливаешь, ты пьёшь, отдыхаешь, я работаю. Чем плохо?

- И ты всё это будешь делать за просто так? – Он скребёт затылок с такой силой, что искры летят и волос дымится.

- Ну, да.

- Не пойдёт, - как зациклился.

   Азарт у меня зашкаливает. Строптивый  попался. Не может быть, чтобы я не обломал его.

- Давай сделаем тогда так, - выворачиваюсь я,  запускаю руку в карман и вытаскиваю сотню – Вот даю тебе сто рублей, иди, покупай пиво, купишь пиво, сядешь и станешь пить, а я работать

- Это совсем не годится, - отбрил он. – Сто рублей за просто так. Не, не, не  пойдёт.

- А когда же, мать твою, - слетая с азарта, взрываюсь я, - пойдёт.

- Да не кипятись. Нужно вот что сделать, чтоб справедливо было. – Он осматривает двор и делает неожиданное предложение. - Купи у меня что – нибудь за сто рублей. Сделку осуществим. Вот тогда и пойдёт.

- Да что же я у тебя куплю? – мой лоб мокреет, по вискам пот бежит.

   Мужик с виду нормальный, а отчебучивает ненормально.

- А вот лопату и купи, - говорит он.

- Что ж ты за хозяин, если нужный инструмент продаешь? – упрекнул я.

- Вот потому и хозяин, что всё продать могу. Покупай. Хорошая. Штык, как бритва.

- У меня бритва имеется.

   Надоело мне отступать, решил пойти в атаку.

- За просто так продашь?

- Да ты что, - вскинулся мужик. -  Ты же сотней махал. Сотню и на кон. А потом иди в магазин и водку или пиво покупай.

- Так у меня больше денег не будет, если я инструмент куплю у тебя.

   Чувствую, что разговор заворачивается в непонятную сторону, а выбраться из него мне не удаётся. А всё из-за инерции. Она Вселенной движет. Что о человеке говорить.

- А ты купи водку за просто так, - мужик выводит меня на круги мои.

- Да кто ж мне водку за просто так даст, - атака сорвалась, я на пределе.

- Ну, ты же предлагаешь мне за просто так, - припечатал он, да ещё таким  насмешливым тоном, что я из себя выпал.

- Пошел ты на хрен, - сорвался я. -  К тебе по – человечески, а ты за просто так, за просто так, не пойдёт, сделка нужна. Пропади пропадом твой огород. Сам убирай.

- Так я сам и убираю, - замкнул круг мужик и даже затылок не почесал. – С этого бы и начинал, а то всё время вокруг, да около.

   Добил. Отвернулся и к огороду пошагал.

   Словом, огорчил меня он и при том так крепко огорчил, что я прогулку даже забросил. Домой возвратился нервный, сбросил куртку, сел на диван напротив зеркала, глядь в него, а там мужик, не тот, не огородный, у него нос неказистый, а другой  с таким длинным носом, который даже выпирал из зеркала: все остальное в зеркале, а нос вне зеркала.

- Почеши мне затылок, - сказал он.

- За просто так?- взвинтился я.

   Он промолчал,  а я наскакивать не стал. Побоялся. Если против огородного мужика не устоял, то против зеркального…даже страшно подумать.

 

 

-

-