КРЫМНАШПОЗОР-2. Охотнорядство, или от себя не убежишь

На модерации Отложенный


Эпиграф из Визбора: "Слезайте, граждане! Приехали. Конец. Охотный Ряд..."

Тем, кто профессионально занимается национальной психологией нашего народа (увы – таких исследователей до смешного мало), хорошо известно это явление – "охотнорядство".

Из разных пятен, которые есть в нашей душе (как, впрочем, и в душе любого народа – у каждого свои), это пятно, возможно, самое грязное.

В охотнорядстве несколько составляющих. Предельный эгоцентризм, такая же предельная суженность сознания и озлобленность составляют главный остов этого психокомплекса. Хамство, бескультурье, чувство вседозволенности здесь производны. Группа мужиков, толпой избивающая голодного беспризорника, стащившего у торговки бублик, – это Охотный Ряд.

Свобода без идеологии, без общей светлой идеи – питательная среда, из которой растет этот наш сорняк. Либерализация самодержавия при трех последних царях не родила, конечно, это явление, но сделало его заметным и социально значимым. В этом питательном бульоне выросли погромщики-черносотенцы – одни из главных могильщиков так любимого ими царизма.

Одним из главных может быть, достижений советского периода было хотя и не полное уничтожение охотнорядства, но радикальная прополка. Визбор пел, естественно, про совсем другой Охотный Ряд – про ностальгию по старой Москве.

Но, переименовав "Проспект Маркса" в "Охотный Ряд", мы вернули к жизни не только название, но и закованное в цепи на дне нашей общей души явление: не встречая противодействия, охотнорядство стало расти, забивая все светлое рядом с собой. И из горчичного зерна выросло ветвистое дерево. Правда – царства отнюдь не Божьего. Совсем иного царства. Но всё равно в его ветвях есть место, где укрыться. И многие укрылись. Хорошо так укрылись.

КРЫМНАШ стал апофеозом охотнорядства.

Реальность довольно простая. В 91-м году под тяжестью нераскаянных грехов Россия (СССР) раскололась на 15 Россий. Что будет происходить дальше – мы не знаем, но исторический факт самоочевиден.

Какая из пятнадцати "новых Россий" самая "россиистая"? Общекультурная деградация РФ совершенно ясно показывает, что самая "россиистая" Россия не у нас.

Это ведь вопрос не размера. И не богатства. И не международных договоров. И даже не языка. И уж тем более не попыток держаться за старое. Это вопрос состояния народной души. Продолжает ли жить в нашей общей душе то нечто, что давало силы расти и развиваться исторической России на протяжении всего нашего исторического тысячелетия? Или же это "нечто" захирело? Или – совсем ушло?

Вопросы эти не праздные. И в прибалтийских Россиях, и в грузинской России, а сегодня и в украинской России мы видим это наше главное "нечто" в куда более здоровом состоянии, чем у нас самих.

И желание лучшего, и готовность противиться очевидному злу, и чувство собственного достоинства... И историческое бесстрашие. И здесь неважно, что они не считают себя Россией и не хотят говорить на русском языке. Важно, как они живут и как они хотят жить. И как живем и хотим жить мы. Вот что важно.

Но я сейчас не об этом. А о том, что у эрэфовской России прав на Крым, отошедший при расколе 91-го года к украинской России, нет никаких. Если, конечно, не начинать разговор о том, что поделились мы в 91-м году неправильно, а что правильно было бы по-другому. Но такого разговора никто и не начинает. А без него факт совершенно ничем не то, что не оправданной, но даже ничем и не спровоцированной агрессии нашей, эрэфовской России против украинской России и аннексии нами части территории украинской России с целью установить политический контроль эрэфовской России над украинской Россией, настолько самоочевиден, что от него и спрятаться никуда нельзя. И естественной реакцией на осознание этого факта и является рвущее душу КРЫМНАШПОЗОР.

Но конечно – только не у тех, кто поражен вирусом охотнорядства. Охотнорядство от этого стыда (как, впрочем, и от любого другого – оно ни с каким стыдом не совместимо) защищает надежно.

Для заболевших этой болезнью мир сужается до "урвать" и "держать". А так как мир они видят ощерившимся против них, то и сами ощериваются против мира в готовности бить слабого и лебезить перед сильным.

И, естественно, защитные механизмы их психики оформляют для них все их мерзости в самом выгодном свете. Преклонение перед властью становится "уважением" и даже "патриотизмом". Стремление урвать – "борьбой за справедливость". А зверинный оскал – "праведным негодованием".

При этом они абсолютно неспособны замечать ни собственную глупость, ни собственную злобу, которыми сочатся каждое их слово. И конечно же – собственное бесстыдство. Если спросить у такого человека, когда он вообще в последний раз чувствал себя виноватым, он будет очень удивлен самому такому вопросу.

Но, к счастью, слово "абсолютно" здесь неточно. К счастью, в нашей душе есть и другое "нечто". Которое не позволяет нам убежать от себя. Разве что – спрятаться на какое-то время. Это "нечто" назойливо так зудит внутри: "Мерзость! Мерзость! Мерзость!". И сколько ни кричи на "нечто": "Да, заткнись ты! Трам-трам-там-там-там!!!" – ничто не поможет. "Нечто" не заткнется. И рано или поздно докричится. Как бы охотнорядство ни сопротивлялось. И сколько бы яду оно ни выпустило до того.

А яду оно выпустит немало. Да, что там – выпустит! Уже выпустило. И продолжает выпускать.

Уж больно нам неохота уходить от тебя. Охотный Ряд, Охотный Ряд.

Специальное добавление для комментаторов Макспарка: то, что вы собираетесь написать - это точные иллюстрации к тому, о чем пишу я. Так что заранее спасибо. Но банить буду всех. За охотнорядство.