Предсказания Джонатана Свифта

На модерации Отложенный

345 лет назад (30 ноября 1667) в Дублине родился английский мальчик. Когда он вырос, то стал священником, писал книги, предвосхищал открытия и предлагал есть ирландских младенцев. И при этом стал национальным героем Ирландии. Парадокс?

Вовсе нет! Большинство из нас знакомы с Джонатаном Свифтом благодаря его самому известному произведению - "Путешествия Гулливера". Правда, увы, зачастую только в детском переложении. А ведь книга наполнена жесткой сатирой: Свифт последовательно и бескомпромиссно высмеивал человеческие пороки, хотя в улучшение человеческой природы не верил…

Мать оставила Джонатана сразу же после рождения и почти не навещала сына. К сожалению, ее можно было понять: отец Свифта умер еще до рождения ребенка. Содержать семью, в которой была еще и старшая дочь, одинокой женщине в то время было не под силу и дядя Джонатана Годвин взял мальчика под опеку. Дядя Годвин не только обеспечил будущего писателя крышей над головой и пропитанием, но и дал ему неплохое образование. Свифт закончил Тринити-колледж Дублинского университета.

В 21 год Джонатан покинул Дублин (после свержения короля Якова II (1688) началась гражданская война) и отправился в Англию. Ему удалось устроиться секретарем к отставному дипломату сэру Уильяму Темплу. Это сыграло не последнюю роль в жизни Свифта - сэр Уильям увидел незаурядный писательский дар в своем подчиненном и до конца своих дней дружески покровительствовал ему. При поддержке сэра Ульяма Свифт отучился в Оксфорде и в 1692 году получил звание магистра, а в 1694 году принял духовный сан англиканской церкви.

Уже тогда Свифт начал писать. Сатира была его способом отреагировать на происходящее. Нравы Лондона, искривления человеческой натуры, пороки общества возмущали его и отношение к ним вылилось в памфлеты и первые книги ("Сказка бочки" и "Битва книг"). Свифт пишет ярко, бескомпромиссно, но без нотаций. У каждого читателя есть возможность сделать собственные выводы.

После смерти Темпла Свифт некоторое время еще остается в Лондоне, но затем получает место служителя в соборе Святого Патрика в Дублине. Правда это было не окончательное возвращение. Окончательно Свифт вернулся в Ирландию лишь в 1705 году, уже получив степень доктора богословия в родном Тринити-колледже. Все это время (и до возвращения, и после) Джонатан активно интересовался политикой Соединенного Королевства, выступая в защиту интересов Ирландцев.

"Всякое управление без согласия управляемых есть самое настоящее рабство… По законам Бога, природы, государства, а также по вашим собственным законам вы можете и должны быть такими же свободными людьми, как ваши братья в Англии."

Так считал Свифт и использовал в своей борьбе самые жесткие и поражающие воображение способы. Так в 1729 году он опубликовал (естественно, под псевдонимом, но вся Ирландия знала автора) памфлет "Скромное предложение, имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества".

Ах, какой тогда разразился скандал! Ведь метрополия задавливала Ирландию, гражданам которой грозили голод и разорение. А тут появляется предложение: раз уж Соединенному Королевству невыносимо тяжело прокормить детей ирландских бедняков, давайте лучше продавать их на мясо (говорят, оно деликатесное), а из кожи делать перчатки.

В итоге Англия была вынуждена пойти на уступки и прекратить экономический прессинг Ирландии, а Свифт (в те годы он был уже деканом собора Святого Патрика) стал настоящим героем своей страны. Его портреты выставлялись на улицах, он стал почетным гражданином Дублина, люди приветствовали его благословениями и пожеланиями здравия и долгих лет…

Собор св. Патрика, Дублин

Но ему было уже 62 года. Уже ушли из жизни две его воспитанницы (Эстер Джонсон и Эстер Ваномри), в жизни которых он принимал участие. Про них говорили разное, предполагали даже, что Свифт и Эстер Джонсон были тайно обвенчаны, но никаких подтверждений тому нет. Доподлинно известно лишь, что Джонатан был глубоко привязан к обеим и тяжело переживал их уход. По его собственным словам "смертельная скорбь" убивала его душу.

В 1745 году в возрасте 77 лет Джонатан Свифт ушел из этого мира, оставив нам в наследство свои произведения. Политическая острота из них ушла, а общечеловеческие пороки до сих пор остаются объектом его насмешек.

Кстати, в одном из своих произведений Свифт пародировал модного предсказателя и астролога того времени - Джона Партриджа, а заодно и "предсказал" смерть этого предсказателя. В день, когда "пророчество" должно было исполниться, Джонатан распространил "от имени друга Джона Партриджа" подтверждение его смерти. Астрологу пришлось долго доказывать издателям, что он все-таки жив… Таким образом Свифт выразил свое отношение ко всем предсказателям и провидцам.

Но, по иронии судьбы, он и сам стал провидцем. Правда, самым настоящим: в "Путешествиях Гулливера" он упоминает два спутника Марса. В то время об их существовании никто не знал. Фобос и Деймос открыли лишь в XIX веке. Сегодня один из кратеров на Деймосе носит имя "Свифт".

Марс и его спутники: Фобос и Деймос

Помимо этого Джонатан Свифт очень удачно внедрил почти во все языки мира два слова "лилипут" (англ. lilliput) и "йеху" (англ. yahoo). Оба эти слова можно найти в "Путешествиях Гулливера". Первое, я думаю, пояснять не нужно, а второе слово у Свифта означало вымышленные отвратительные человекоподобные существа, населяющие страну добродетельных лошадей-гуигнгнмов.

И еще одно он предвидел. Человечество не изменилось и пороки общества - все те же. И напутствие, которое Джонатан Свифт поместил в собственную эпитафию, - по-прежнему актуально:

Здесь покоится тело

Джонатана Свифта,

декана этого собора,

и суровое негодование

уже не раздирает его сердце.

Ступай, путник, и подражай,

если можешь, тому, кто

мужественно боролся

за дело свободы.