Предсказания Джонатана Свифта
На модерации
Отложенный
345 лет назад (30 ноября 1667) в Дублине родился английский мальчик. Когда он вырос, то стал священником, писал книги, предвосхищал открытия и предлагал есть ирландских младенцев. И при этом стал национальным героем Ирландии. Парадокс?
Вовсе нет! Большинство из нас знакомы с Джонатаном Свифтом благодаря его самому известному произведению - "Путешествия Гулливера". Правда, увы, зачастую только в детском переложении. А ведь книга наполнена жесткой сатирой: Свифт последовательно и бескомпромиссно высмеивал человеческие пороки, хотя в улучшение человеческой природы не верил…
Мать оставила Джонатана сразу же после рождения и почти не навещала сына. К сожалению, ее можно было понять: отец Свифта умер еще до рождения ребенка. Содержать семью, в которой была еще и старшая дочь, одинокой женщине в то время было не под силу и дядя Джонатана Годвин взял мальчика под опеку. Дядя Годвин не только обеспечил будущего писателя крышей над головой и пропитанием, но и дал ему неплохое образование. Свифт закончил Тринити-колледж Дублинского университета.
В 21 год Джонатан покинул Дублин (после свержения короля Якова II (1688) началась гражданская война) и отправился в Англию. Ему удалось устроиться секретарем к отставному дипломату сэру Уильяму Темплу. Это сыграло не последнюю роль в жизни Свифта - сэр Уильям увидел незаурядный писательский дар в своем подчиненном и до конца своих дней дружески покровительствовал ему. При поддержке сэра Ульяма Свифт отучился в Оксфорде и в 1692 году получил звание магистра, а в 1694 году принял духовный сан англиканской церкви.
Уже тогда Свифт начал писать. Сатира была его способом отреагировать на происходящее. Нравы Лондона, искривления человеческой натуры, пороки общества возмущали его и отношение к ним вылилось в памфлеты и первые книги ("Сказка бочки" и "Битва книг"). Свифт пишет ярко, бескомпромиссно, но без нотаций. У каждого читателя есть возможность сделать собственные выводы.
После смерти Темпла Свифт некоторое время еще остается в Лондоне, но затем получает место служителя в соборе Святого Патрика в Дублине. Правда это было не окончательное возвращение. Окончательно Свифт вернулся в Ирландию лишь в 1705 году, уже получив степень доктора богословия в родном Тринити-колледже. Все это время (и до возвращения, и после) Джонатан активно интересовался политикой Соединенного Королевства, выступая в защиту интересов Ирландцев.
"Всякое управление без согласия управляемых есть самое настоящее рабство… По законам Бога, природы, государства, а также по вашим собственным законам вы можете и должны быть такими же свободными людьми, как ваши братья в Англии."
Так считал Свифт и использовал в своей борьбе самые жесткие и поражающие воображение способы. Так в 1729 году он опубликовал (естественно, под псевдонимом, но вся Ирландия знала автора) памфлет "Скромное предложение, имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества".
Ах, какой тогда разразился скандал! Ведь метрополия задавливала Ирландию, гражданам которой грозили голод и разорение. А тут появляется предложение: раз уж Соединенному Королевству невыносимо тяжело прокормить детей ирландских бедняков, давайте лучше продавать их на мясо (говорят, оно деликатесное), а из кожи делать перчатки.
В итоге Англия была вынуждена пойти на уступки и прекратить экономический прессинг Ирландии, а Свифт (в те годы он был уже деканом собора Святого Патрика) стал настоящим героем своей страны. Его портреты выставлялись на улицах, он стал почетным гражданином Дублина, люди приветствовали его благословениями и пожеланиями здравия и долгих лет…
Собор св. Патрика, Дублин
Но ему было уже 62 года. Уже ушли из жизни две его воспитанницы (Эстер Джонсон и Эстер Ваномри), в жизни которых он принимал участие. Про них говорили разное, предполагали даже, что Свифт и Эстер Джонсон были тайно обвенчаны, но никаких подтверждений тому нет. Доподлинно известно лишь, что Джонатан был глубоко привязан к обеим и тяжело переживал их уход. По его собственным словам "смертельная скорбь" убивала его душу.
В 1745 году в возрасте 77 лет Джонатан Свифт ушел из этого мира, оставив нам в наследство свои произведения. Политическая острота из них ушла, а общечеловеческие пороки до сих пор остаются объектом его насмешек.
Кстати, в одном из своих произведений Свифт пародировал модного предсказателя и астролога того времени - Джона Партриджа, а заодно и "предсказал" смерть этого предсказателя. В день, когда "пророчество" должно было исполниться, Джонатан распространил "от имени друга Джона Партриджа" подтверждение его смерти. Астрологу пришлось долго доказывать издателям, что он все-таки жив… Таким образом Свифт выразил свое отношение ко всем предсказателям и провидцам.
Но, по иронии судьбы, он и сам стал провидцем. Правда, самым настоящим: в "Путешествиях Гулливера" он упоминает два спутника Марса. В то время об их существовании никто не знал. Фобос и Деймос открыли лишь в XIX веке. Сегодня один из кратеров на Деймосе носит имя "Свифт".
Марс и его спутники: Фобос и Деймос
Помимо этого Джонатан Свифт очень удачно внедрил почти во все языки мира два слова "лилипут" (англ. lilliput) и "йеху" (англ. yahoo). Оба эти слова можно найти в "Путешествиях Гулливера". Первое, я думаю, пояснять не нужно, а второе слово у Свифта означало вымышленные отвратительные человекоподобные существа, населяющие страну добродетельных лошадей-гуигнгнмов.
И еще одно он предвидел. Человечество не изменилось и пороки общества - все те же. И напутствие, которое Джонатан Свифт поместил в собственную эпитафию, - по-прежнему актуально:
Здесь покоится тело
Джонатана Свифта,
декана этого собора,
и суровое негодование
уже не раздирает его сердце.
Ступай, путник, и подражай,
если можешь, тому, кто
мужественно боролся
за дело свободы.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Олейникова увидела, грустно стало...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
У меня дети очень рано сами научились читать: один - в 2, 5 года, второй - в 2, 9.
Я ленивая мамаша. :))) А про Гулливера они мне читали. :)))
Вот Дональда Биссета - с удовольствием читала!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Хороша детская забава...
Всё это Свифт видел собственными глазами. Но считал не болезнью роста, а изначальным пороком системы. Провидец...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Ну а нам с тобой чоб не выпить?...;)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Кстати Свифта знают только по лилипутам и великанам, в основном..))
Конечно, психика явно нестандартная, отсюда и нрав, о котором тут написала Ольга Колесник...
Ладно, я щас, наверное уже в другое место пойду. Соскучал за тобой, решил зайти на свежак, пока коннект хороший...
учусь.
И ещё много такого, что можно было бы издать отдельную книгу мудрых мыслей. Но с ядом.
А вот РПЦ может что-либо подобное выложить для изучения?
Впрочем, какая разница? Их ведь было не счесть ученых священников....
Впрочкм, я не принадлежности его к определенной церкви, а о вкладе священника в мировую культуру
Ну, да ладно....Каков же его вклад в культуру?
2. Способствовал утверждению Москвы в качестве столицы (и культурной тоже!) Руси.
3. С его помощью и под его духовным руководством было построено что-то около ста монастырей, а это - книги, летописи, иконы и нравственное оздоровление общества.
4. Само понятие святость определилось благодаря ему. И при этом он не миф, не выдумка или легенда, а реальный земной человек. Достаточно?
!. А в чем самоценность Куликовской битвы? Там ведь бились с каждой стороны и "татары" и русские. Кто победил, тот и прав?
2. Москва как столица утвердилась в результате выторговывания ее правителями права сбора дани для "татар". То есть она поднялась за счет угнетения соседних княжеств (Как, впрочем. и сейчас)
3. Не вижу никакой особой ценности монастырей для истории России. Поясните свое восхищение этим фактом.
4."Само понятие святость определилось благодаря ему." Вы это католикам скажите... Они посмеются.
А как же иначе? Диалектика, милочка! Как в институте учили.... Теза-антитеза-синтез.
Вы же вбили себе в голову чужое мнение и не желаете с ним расстаться....А ведь любое явление многогранно.
Самое интересное, что Вы не желаете ОБОСНОВАТЬ свое мнение...
Но, Марк, согласись, сравнивать Англию и Россию того времени - нелепо, они в разных весовых категориях существовали. И не будь монастырей, которые, в сущности, и были единственным институтом сохранения и приумножения знаний, мы бы вообще отстали безнадежно... Это очевидный факт, больше никто на Руси образованием и культурой в то время не занимался.
А вот категорично отказываться на них отвечать (как Вы это делаете) вполне возможно.
Вам мои вопросы неприятны именно потому, что не соответствуют Вашей системе ценностей.
Заметьте. Я Вашу систему ценностей не отрицаю. Я просто предлагаю Вам ее обосновать.
Чего Вы сделать не в состоянии именно потому. что ее, эту систему, в Вас вбили, а не Вы ее для себя разработали.
Впрочем, вера не нуждается в обосновании...
А вот по поводу англиканской церкви.... Она отпочковалась непосредственно от католической.
Посмотри, я ниже там, в комменте Вячеславу переформулировал его вопрос...
Пошла тебя читать.
Комментарий удален модератором
«Джонатан Свифт идет дорогой жизни, неистовствуя, точно человек, одержимый бесом. Он постоянно оглядывается вокруг, не гонятся ли за ним фурии.Он знает, что наступит ночь, и с нею неизбежно явятся эти чудовища.Какой страшный коршун терзал сердце этого гиганта!»- писал о нем Теккерей. Это мнение подтверждал и сам Свифта, который чувствовал в себе присутствие органического внутреннего неистовства и, мучась им, заявлял, что «его бешенство становится для него невыразимо гнусно».
Врожденные свойства, при громадном уме и остроумии Джонатана Свифта, благоприятствовали выходу его, как писателя, на поприще сатирика, ими же обусловлен и характер его сатиры. Она проникнута горькой желчностью, иногда доходящей до настоящей свирепости, но под личиной бесстрашного хладнокровия".
Мучить людей, привлекать их к себе неистовой, гипнотической силой,как гремучая змея притягивает к себе кролика и потом отталкивать их с злорадной жестокостью, делать своими жертвами тех, кто подчинялся его влиянию, наслаждаться их муками, «рафинировать свое ремесло палача», особенно в отношении женщин.
Будучи человеком замкнутым и довольно эгоистичным, Свифт принимал все жертвы любящей женщины как должное, принуждая ее жить той жизнью, КОТОРАЯ НРАВИЛАСЬ ЕМУ. Стелла же, так и не узнав простого счастья быть женой и матерью, на протяжении долгих месяцев, а иногда и лет довольствовалась лишь перепиской с любимым - чувствуя себя счастливой от любого проявления внимания со стороны своего мучителя."
Что же тут может быть поучительного?
Я и не сравниваю их с С.-Щ., я о сатириках и их зубастости вообще.
"Ушол в себе. Не кантовать! При пожаре выносить в первую очередь, но из себе не выводить!"...
Но в отсутствие соцсетей это приводило часто, к сожалению, к сенсорной депривации, одичанию и к тем самым социопатии и социофобии, которые мы с тобой уже как-то обсуждали помнится... )) Да и с сетями...
"Не нравился мне мир и люди в нем..." Вот и Свифт, видать, так же...
От не поверишь, я, хоть и не "могучий ум", но примерно так и живу вот уже несколько лет. А машин у нас в деревне тоже развелось немерено, добро бы тока на трассе, где перекрестки. Ползают меж домами, как тараканье; дак под них еще и проезды расширяют, блин, летом пройти невозможно - все поразрыто. И деревья вырубают... Да добро бы ползали - некоторые на трассовых скоростях летают, да с музыкой. Дак я их уже давно боюсь, пра слово, шарахаться стал, инстинктивно последнее время, особливо с похмела... )))
Денни, по моему, как-то иначе себя взорвал, там еще был протест в этом... А в скандинавских странах - это просто тупая пресыщенность, ленивая, в ней даже и энергии-то нет никакой. Пустота, схлопнулся человек и все.
Классный еврей этот Свифт!
Кто замучил вас в науке.Вам, мне кажется, уже
чертики мерещаться там,где их никогда не бывало и не будет.Примите соболезнование.Мученик Науки!
Откуда такая информация?
Если пожелаете, я расскажу в чём вся суть.
Коротко и образно, на примере двух альпинистов.
Обычный альпинист - это крупный мускулистый человек с небольшим рюкзачком, в котором некоторые альпинистские принадлежности.
Еврейский альпинист - это небольшой человечек с огромным рюкзаком, в котором есть всё для альпинизма.
Правда, неизвестно, кто первым придёт к вершине.
:)))
К сожалению, я понимаю, что ваша цель не узнать что такое еврей, вы всё равно не согласитесь с тем что я скажу. Ваша цель - вцепиться в мою фразу и порвать её как тузик тряпку. Поэтому не стану втягиваться в дальнейший диалог. Всего доброго.
Я о Свифте - факты, источники - ?
Здравствуйте.
С "некоторыми" это Вы полезете на скалу и ледопад, но не настоящий альпинист. Тот возьмёт всё необходимое....
А спелеологи вообще, как подводники или космонавты, во враждебной и чуждой среде...Не каждому дано...;)
(не убейтесь при спуске....)
Если можно - про Свифта. Можно даже и не в двух словах.
Но ждать буду с нетерпением....
"Вал и ров. Пощады не жди!
В сем христианнейшем из миров
Поэты - жиды!"
Мне нравится образ. "Поэты - жиды", это, во первых, богоизбранность, отмеченность своеобразная. Во-вторых, сопричастность всему, что бессмертно и вечно. В-третьих, их вековая гонимость и бесприютность на земле ("Что же мне делать - певцу и первенцу"), невозможность обрести покой и душевную гармонию. Можно и еще что-нибудь найти, ежели помыслить :)))
Но все это - поэтический образ, не имеющий никакого отношения к обывательскому использованию этого слова.
А логика науки подсказывает, что нельзя определять понятия на основе неопределенных категорий...
Прощайте.
Адьё, дак адьё.
мне очень понравились ваши мысли о культуре, монастырях православных и Радонежском...Спасибо за стойкость и упорство в том поединке,хотел вмешаться,но вы сами прекрасно расправились с лилипутом от Науки.
временем уходим.Кто-то оставляет след,кто-то-нет,но каждый из нас причастен к будущему и является звеном цепи жизни.Вот и вы.своим откровением.пробуждаете в людях мысль,желание понять, разобраться в особенностях времени .явлений.событий;Знаю:вы давно уже не студентка или молодой специалист,который ищет свою дорогу в жизни.слишко зрело и убедительно вы судите о вещах и событиях,людях и нелюдях- или липутах,которых вы ненавидите и обсуждение личности Свифта затеяно вами не случайно.у него многому можно научиться.В общем спасибо.благодаря вам, я стал сегодня немного богаче и обрел кажется некий образец для творчества. Удачи вам и радостей всегда и во всем. Ю.А
Замечательная книжка М. Левидова о Джонатане Свифте
PS. А "в щепках найденный" - это как? ))
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Привет!
чудный сатирик
Комментарий удален модератором
Да и прихожане недалеко ушли...)))
Здравствуйте!
Надо же, вылетела из головы...;)
Преподобный декан Джонатан
Вечера проводил не в трактирах
И оставил нам дивный роман.
Под фантазией пряча сатиру,
И представить не мог он того,
Что далёкого века банкиры
Повторять будут имя его,
Что с телячьей тиснёной обложки
К нам взметнёт его времени лифт
И на всех иностранных платёжках
Непременно впечатают – S.W.I.F.T.
;-)
S.W.I.F.T. - (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications,
Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций) —
международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей.
Каждый банк, включённый в систему, имеет свой уникальный SWIFT код.
А пристрастия Веры Павловны к кофию с большим количеством сливок ни в какое сравнение, конечно, не идут с реалиями советского быта и работой на оборонном предприятии... Не люблю и никогда не любила Чернышевского, зануда, вымороченный собственной дутой гениальностью и служением какой-то нелепой идее.