Лукавая арифметика или каперство на границах России

На модерации Отложенный

В очередной раз Россия ведет газовую войну и в очередной раз с соседом-транзитером. Это парадокс, так как транзитер является естественным партнером добытчика в деле получения прибыли за счет покупателя. Но такие вот у нас «партнеры». 

С начала активной фазы конфликта с Белоруссией прошла неделя, и за это время аналитики и эксперты сделали огромное количество высказываний, экспертных оценок и прогнозов. Наиболее популярная тема для обсуждения – имперская политика России, использование газовой трубы как аппарата воздействия на соседей и так далее. 

Однако, как известно, в любом конфликте есть два участника. О втором участнике газовой войны Белоруссии как-то забывают, предполагая, что меньшая страна априори является жертвой. Мы предлагаем читателям взглянуть на проблему с другого ракурса, через призму происходящих в Белоруссии процессов. 

2010 год в Белоруссии может быть кратко охарактеризован двумя емкими словами – кризис и выборы. Начавшийся в 2008 году мировой финансовый кризис для Белоруссии еще не закончился. Руководство страны всеми силами в 2008 и начале 2009 года отказывалось признать очевидное и начать комплекс антикризисных мер. Лукашенко вещал со всех трибун о чуде белорусской экономики, однако в качестве подарка для всех граждан на Новый год обвалил курс местной валюты и в течение 2009 года в 3 (!) раза увеличил внешний долг страны. Расчет был на краткосрочность кризисных явлений. 

На беду белорусских горе-аналитиков кризис растянулся на полтора года, а не 3-4 месяца, и результатом стало переформатирование рынков. Конкуренты снизили цены, ввели программы льготного лизинга, а белорусы упрямо ожидали скорого конца кризиса. Заводам в итоге пришлось сокращать смены, увольнять рабочих, но все это случилось уже после того как оборотные средства оказались заморожены в десятках тысяч никому не нужных тракторов, комбайнов и машин. Тупик. Для перезапуска промышленных циклов нужны деньги. Очень большие деньги. А денег нет, страна скатывается в долговую яму, валовый внешний долг превысил $30 млрд. 

Собственных денег у Лукашенко и раньше было крайне мало, но спасала Россия. Когда подбрасывала несколько миллиардов субсидий, когда закрывала глаза на государственных масштабов поток контрабанды из Белоруссии. Все списывалось на проект Союзного государства, доставшийся еще со времен пьяного ельцинского угара. Несостоятельность Союзного государства стала очевидной для руководства России еще в 2002 году, и объем дотаций для Лукашенко начали плавно снижать, чтобы не вызвать шок у населения соседней страны. 

Очередные выборы, которые правильнее назвать перевыборами, не менее острая проблема для Александра Лукашенко. В Администрации президента Белоруссии уже решили отбросить показную демократичность и следование букве закона. В марте 2010 года было озвучено заявление о подготовке визита президента Белоруссии Александра Лукашенко в Венесуэлу в 2011 году, притом, что выборы должны состояться в конце 2010 года. Но, несмотря на весь формализм, на выборы Лукашенко тоже придется потратиться и весьма прилично. Одуревшему от бесперспективности работы на вечно убыточных заводах за зарплату в $200-300 населению предлагается конфетка в виде зарплаты в $500. (Средняя зарплата по стране составляет $350). Лукашенко кровь из носа требуется достать из-под земли хотя бы $2 млрд., чтобы на пару месяцев создать видимость роста заработной платы. Однако где их взять, если экономика страны дышит на ладан? 

Первой попыткой было разжиться за счет российской нефти. Александр Григорьевич сделал попытку статья ярым сторонником Таможенного союза, правда, с некоторыми оговорками. Таможенный союз является промежуточной стадией перед созданием единого Таможенного пространства, в котором будут отсутствовать любые ограничения в торговле межу членами организации. Для этого требуется полная и всеобъемлющая унификация законодательства и принципов хозяйствования. Однако этот путь для Александра Григорьевича сложен и долог. Ему надо по-быстрому найти $2-3 млрд., переизбраться и попытаться что-нибудь придумать для экономики своего архаично-аграрного царства застывшего на уровне технологий 80-х годов прошлого века. Для этого, в стиле Остапа Бендера, Лукашенко начал требовать стулья прямо сейчас, а оплаты в будущем.
Требование заключалось в неограниченном доступе к российскому газу и нефти по внутрироссийским ценам, которые в разы ниже мировых, а унификацию законодательства предлагалось оставить на будущие неопределенные времена. 

Лукашенко и раньше грешил организацией схем по контрабанде российской нефти без уплаты таможенных пошлин на паях с Борисом Березовским. Это давно ни для кого не секрет. Очевидная для всех «хитрость» Лукашенко встретила жесткий отпор со стороны России. Братский народ не оставили в тяжелом положении, но беспошлинной нефти выделили ровно столько, сколько потребляет республика. Нефть для перепродажи было предложено покупать по мировой цене. 

Беспошлинная нефть не дошла до граждан. Только за 2010 год цена на и без того дорогущее топливо для населения в Белоруссии была повышена трижды (!). Каждый раз населению сообщалось, что причина повышения цен – повышение отпускных цен Россией! Фактически Лукашенко извлекает деньги из карманов населения Белоруссии, чтобы к выборам вернуть эти же деньги, но в виде предвыборного «подарка» с барского плеча. 

Ситуация с газом полностью аналогична положению с нефтью. С января 2010 года соседнее государство платило за газ всего $150 за тыс. кубометров, как и в 2009 году, игнорируя контрактную цену в $185 за тыс. кубометров. Однако цена природного газа для юридических лиц и организаций с начала года была повышена до $217 за тыс. кубометров. Причину повышения правительство Белоруссии объяснило повышением цен на газ, хотя продолжало платить по тарифам 2009 года. Таким образом, с каждой тысячи кубометров в фонде Лукашенко оседало $25, что, учитывая приличные объемы газа, закупаемые Белоруссией, по самым скромным подсчетам к концу года составило бы более $500 млн.! Как вы понимаете, эти средства принадлежат Газпрому, точнее, России. Газпром же не имеет планов выступать спонсором Лукашенко. Опять тупик. 

Была ли у белорусской стороны мотивация в газовом споре? Со слов высокопоставленного белорусского чиновника, они ожидали получить скидку в 2010 году. И действительно, Белоруссия направляла запросы на скидку, которые были отклонены Газпромом. Отпускная цена для белорусских потребителей самая низкая в Европе. Куда уже дешевле? Однако отсутствие скидки не помешало Лукашенко, прикидываясь дурачком, платить по $150, продолжая «ожидать» скидки. 

Впрочем, простой экономией на газе и обиранием собственного населения за счет дорожающего топлива не получается набрать искомые миллиарды на выборы, и Александр Григорьевич решился идти ва-банк – не только платить Газпрому меньше, но и попытаться получить с Газпрома больше за услуги транзита. 

Так, согласно имеющемуся соглашению, базовой ставкой транзита тысячи кубометров газа по территории Белоруссии составляет $1,45 за каждые 100 километров. Предусмотрена возможность повышения стоимости транзита, но только с одновременным повышением отпускной цены для белорусского потребителя. Лукашенко решил творчески трактовать условия подписанных соглашений. Газпром показался для него легкой добычей, и он потребовал увеличить ставку транзита до $1.85, при этом, отказываясь повышать увязанную с ценой транзита цену для внутреннего потребителя. Оригинально, не правда ли? 

Подобные схемы могут показаться абсурдными, но президент Белоруссии находится в состоянии перманентной истерики. Он срочно нуждается в деньгах, но у него не осталось ликвидных активов или прибыльных предприятий. У него не осталось партнеров, ему никто не верит. Белоруссия очередной год безуспешно пытается разместить евробонды, однако на них нет спроса. Никто не верит недоговороспособному президенту. Снова тупик. 

Последнее время, требуя денег, Лукашенко начинает шантажировать Москву сворачиванием военно-технического сотрудничества, выдворением с территории республики российских военных объектов и началом сотрудничества с НАТО. 

Впрочем, мы уже знаем бывшего постсоветского президента, пытавшегося продавать военные базы одновременно России и США. Кстати, этот бывший президент сейчас скрывается от правосудия на территории Белоруссии. Заставит ли судьба изгоя Бакиева задуматься о чем-то Лукашенко? Хочется в это верить, но логика уже давно говорит иное