Объектно-ориентированная беременность

На модерации Отложенный

Существует, в общем-то, два взгляда на процесс вынашивания потомства у человека (в отношении животных этот вопрос даже не ставится по вполне понятным культурно-историческим причинам). Первый (он же может быть назван материалистическим) исходит из определения, что любое живое существо являет вещь в себе и не содержит никаких излишних сущностей вроде души, духа, астральных оболочек и т. д. Второй же утверждает (и потому его можно назвать метафизическим) наличие у человека неких образований неизвестной природы, которые уже были описаны выше. Если первый подход говорит о том, что вся сущность человека является следствием работы систем его организма и накопления опыта, то второй утверждает, что многие (если не все) индивидуальные особенности человека являются следствием наличия души и прочих образований. Речь идет, конечно же, о разуме.

Метафизики считают разум некоей трансцендентной категорией, суть которого лежит за пределами физического мира. Среди этих «метафизиков» наблюдается настоящий разброд мнений. Ведь сюда лезут и псевдоученые, и верующие разных конфесий, и разнообразные агностики, для которых мир представляется в виде непознаваемого не весть чего. Отсюда выводится, что мозг и вообще центральная нервная система не может быть достаточным источником разума. Что-то должно дано быть свыше. А именно — душа или дух. Но на деле никто не знает, когда именно происходит это внедрение духа или души в физическую оболочку. Да это и не важно.

Материалистический, он же — научный взгляд говорит о том, что нервная система является носителем разума, который развивается по мере развития самой нервной системы (прежде всего - центральной) и накопления опыта. Нам всем известно, что человек — это самообучающаяся система. Опыт способствует организации мыслительной деятельности, как произвольной, так и непроизвольной, позволяет начать мыслить абстрактно и категорично. В том, что именно развитое абстрактное мышление является признаком наличия разума сомневаться не приходится. И все, что связано с высшей нервной деятельностью и разумом, неразрывно связано с функционированием нервной системы, которая, в итоге, и позволяет развиваться самой себе.

Из этих двух диаметрально противоположных взглядов исходят идеологи пренатальной психологии, например. И если второй взгляд определяет эмбрион и плод, как живой организм, зависимый от материнского и находящийся с ним в непрерывной взаимосвязи, то первый требует определять этот же объект, как высокодуховное живое существо, практически равное взрослому человеку. Потому следует разобраться, что же и как имеет место быть. Оставляя в стороне вопросы о местоположении души в организме и наличии у него эфемерных оболочек, наличие которых в принципе не может быть доказано никакими инструментальными или логическими методами, остановимся на совершенно стороннем процессе - формировании организма в онтогенезе (т. е. в процессе индивидуального развития). Но для начала определимся с положением человека в системе животного мира. Это весьма полезно, т. к. дает понять, что человек — это животное.

Человек разумный или неоантроп — Homo sapiens sapiens принадлежит к роду Люди в семействе гоминид, находящихся в отряде приматов, который в свою очередь принадлежит классу млекопитающих, а те являются частью типа хордовых. Есть и более подробная систематика, ее можно найти в учебниках, например, по теории эволюции и антропогенезу. Размножается человек, как и все млекопитающие, спариванием двух особей и рождением потомства. Как и у всех плацентарных, у человека при вынашивании потомства формируется специальное образование — плацента, служащая для прикрепления зародыша к стенке матки и образования связей с материнским организмом. Зародыш получает от матери растворенные в крови питательные вещества и отдает обратно продукты обмена. Таким образом, формально он может рассматриваться как эндопаразит, т. к. питается за счет организма хозяина.

С момента оплодотворения яицеклетка человека (как частного случая млекопитающих) после периода покоя яицеклетка начинает делиться. На третьем делении включаются гены зародыша и начинается обычный для всех млекопитающих процесс эмбриогенеза, который включает в себя стадии морулы, бластулы, гаструлы. На стадии гаструлы зародыш состоит уже из трех зародышевых листков — эктодермы, мезодермы и энтодермы (по порядку расположения снаружи внутрь). Здесь происходит окончательное разделение. Дальше их этих трех листков будут сформированы все органы будущего организма. А то, что нас интересует - нервная система - образуется из самого верхнего зародышевого листка - эктодермы. Она-то и развивается в первую очередь. Зародыш все еще представляет собой практически не дифференцированный на органы объект, а нервная система уже существует. Конечно, в самом примитивном виде, практически — в виде простейшей пластинки. С этого момента в ней уже идут простые процессы восприятия и обработки. Нейроны выполняют свою функцию. И чем дальше продвигается зародыш в своем развитии, тем сложнее оказывается устройство нервной системы, тем более активно и разнообразно она управляет растущим организмом.

Не секрет, что основное отличие человека от остальных животных в плане высшей нервной деятельности заключается в наличии у человека т. н. коры головного мозга или серого вещества, или неокортекса (новой коры). Именно она отвечает, в итоге, за разнообразие проявлений высшей нервной деятельности - речевую активность, восприятие, моторные команды, абстрактное и произвольное мышление.

Некортекс, образуясь в первые месяцы (на 2-й месяц развития зародыша), растет сравнительно долго. В среднем увеличение тел нейоронов некортекса заканчивается к 18 годам, хотя сама кора уже сформирована (этот момент приходится в среднем на семилетний возраст). Как правило, к 6 месяцу внутриутробного развития в мозге плода имеются все зоны коры, которые имеются у взрослого человека. Таким образом можно считать, что к возрасту 6 месяцев плод уже потенциально готов к активной мыслительной деятельности.

Но значит ли это, что плод нужно считать полноценным человеком? Совершенно не обязательно. И здесь опять, как и во многих других случаях, сплетаются две точки зрения — этическая и биологическая. Этика требует считать еще нерожденный плод полноценным человеком и относиться к нему соответствующе, никак, однако, не раскрывая причин такой позиции. Биологическая точка зрения вполне обоснованно требует считать нерожденного биологическим объектом, которому, конечно же, свойственны многие признаки взрослого человека, но совокупность этих признаков, количество отсутствующих и полнота выраженности имеющихся не позволяет называть плод полноценным человеком. Если мы берем за точку отсчета системы определения организма, как человека, разум, то вынуждены будем признать, что плод человеком не является. Ведь плод не имеет жизненного опыта, который он бы мог осознавать, у плода присутствуют исключительно безусловные рефлексы, направленные лишь на обеспечение его жизнедеятельности внутри материнского организма, все его действия непроизвольны и неконтролируемы им (потому что диктуются безусловными рефлексами). Плод и новорожденный способен проявлять лишь аналоги эмоций (говоря о том, что новорожденные, например, умеют улыбаться, мы забываем, что улыбка сама по себе не является произвольной или приобретаемой реакцией, а улыбаться умеют даже животные), которые вызываются исключительно внешними факторами без осмысления.

Плод и новорожденный не могут осознавать речь и воспринимать сложные звуковые конструкции, например, музыку, в полной мере. Реакция плода и новорожденного на эти раздражители носит общий характер (по принципу «нравится - не нравится»). Отсутствие определенных стереотипов и знаний не позволяет ему адекватно оценивать окружающую среду. К моменту рождения ребенок несет уже определенный опыт, связанный, прежде всего, с «исследованием» среды своего существования и сформированный на основе внешних воздействий. Поэтому плод на поздних стадиях внутриутробного развития и новорожденный (после некоторого привыкания) определенно реагируют на знакомые уже раздражители: знакомые звуки, голоса и т. д. Однако произвольных реакций (и это нужно подчеркнуть) ни у плода, ни у новорожденного нет. Он не способен к логическому мышлению, к волевым поступкам, к категоризации и абстракции. Все это приходит со временем, в процессе обучения. Поэтому всякие гипотезы, говорящие, что эмбрион уже с первых дней развития должен восприниматься как полноценный человек, носят исключительно умозрительный характер и не основаны на чем либо, кроме собственных убеждений.

Конечно, написанное выше не означает, что нужно бросить на самотек внутриутробное развитие. Тем более, это не означает, что нужно относиться к плоду, как механизму. Но нужно понимать, что мать и плод - это двухкомпонентная система, в которой воздействие на один компонент через регуляторные циклы передается на другой. Исключительно физиологически. Например, повышенный уровень адреналина в крови матери будет влиять и на плод, выделение в кровь матери эндорфинов окажет и вполне благоприятное воздействие на зародыш. Взаимодействие матери и будущего ребенка завязано на десятках таких регуляторных механизмов и потому все перемены в жизни и состоянии матери немедленно отражаются ее физиологическом состоянии и далее передаются плоду. С этой точки зрения волне разумно создать вокруг матери доброжелательную и спокойную атмосферу, дающую ощущение надежности и защищенности, снижающую тревожности и устраняющую состояние постоянной готовности. Опосредованно это будет благоприятно влиять на развивающийся организм. Однако это означает, что за точку отсчета необходимо брать именно мать, но никак не плод.

Почему? Да потому что для плода, являющегося, как уже было сказано, формально паразитом, наиболее выгодны условия, в которых он будет получать питательные вещества без ограничений, в полном требуемом объеме и, что было бы еще лучше, самостоятельно контролировать их поступление. А это будет опасно для матери. Поэтому плод ВСЕГДА является ведомым компонентом в системе мать-плод и не способен (к счастью) сколь-нибудь сильно влиять на носителя. Именно для матери нужно создавать условия, но не для плода, для которого все необходимые условия уже созданы. Именно поэтому я считаю все разговоры о том, что эмбрион или плод нужно называть человеком или высокодуховным живым существом, домыслами.

Новорожденный в самом деле являет собой чистую доску (tabula rasa), на которой пока можно увидеть только отдельные штрихи, которые неумелой рукой, не понимающей сути рисования и письма, не умеющей верно держать мел и никак не координирующей свои движения были набросаны во время внутриутробного развития. Конечно, эти штрихи потом лягут в общую картину или общий текст, но определять они будут, разве что, некоторые детали, но не композицию в целом.