Тендер на солдатских костях
На модерации
Отложенный
Совершенно секретно»: В Калининградской области в суд передано громкое уголовное дело в отношении заместителя главы города Гусева Кирилла Козлова, обвиняемого в «откате с памятника Победы». По первоначальной версии следствия, чиновник потребовал 10% за реставрацию к 70-летию Победы мемориала красноармейцам. При передаче взятки Козлова задержал с поличным спецназ.
Тогда эту новость растиражировали практически все федеральные СМИ. Однако в следственном изоляторе Козлов провёл не более полугода, а затем его по-тихому «отпустили» под домашний арест. Более того, в суд дело пришло переквалифицированное на более мягкую статью УК РФ. Корреспондент «Совершенно секретно» разбирался в этой истории.
10% С ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
30-летнего заместителя мэра города Гусева (малой родины нынешнего губернатора Николая Цуканова) Козлова задержали 19 мая 2015 года в ресторане «Усадьба» (семейный бизнес уже бывшего министра по туризму Калининградской области Марины Агеевой – Прим. ред.). Сюда на встречу молодой чиновник приехал на новом кроссовере БМВ Х5, которого, кстати, не оказалось в его декларации о доходах (зато на немецком джипе красовалась надпись «Спасибо деду за Победу!»).
Кирилла Козлова взяли по классической в таких случаях схеме, которую используют силовики. Выезжавшему с гостевой стоянки внедорожнику, за рулём которого и сидел вице-мэр Гусева, преградил дорогу «подвыпивший» гражданин. Водитель посигналил, а пешеход вдруг вскочил на капот дорогой иномарки! Чиновник с ором выскочил из машины и тут же был уложен спецназом на асфальт.
![]()
На кадрах видеозаписи видео, что за несколько минут до задержания Козлов получил от подрядчика из Нижнего Новгорода 335 тыс. рублей за право реставрировать братскую могилу в поселке Ольховатка. Получение взятки контролировали оперативники, поскольку нижегородские строители, выигравшие тендер, сами обратились в полицию.
Ремонт мемориала в Ольховатке был оценён в 6,35 млн. рублей. Деньги – из областного бюджета. По версии следствия, Кирилл Козлов, который возглавлял конкурсную комиссию, потребовал 10% от суммы контракта за подписание актов выполненных ремонтно-восстановительных работ (в джипе вместе с деньгами лежали и документы по мемориалу). Первая часть «отката» была переведена на счёт фонда под названием «Благоустройство и развитие Гусевского городского округа», созданного буквально месяц назад. Его директором стала Юлия Поторокина – главный бухгалтер администрации Гусева (она также была задержана, однако затем отпущена), а учредителем – начальник управления по организации деятельности аппарата администрации Гусева Татьяна Егорычева, она же — супруга брата главы аппарата правительства Калининградской области Александра Егорычева.
По решению суда, Кирилл Козлов был водворён в СИЗО до окончания следствия, которое за год неоднократно продлевалось. Санкция по уголовному делу, возбуждённому по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ («Получение взятки в крупном размере»), предусматривает до 12-ти лет лишения свободы со штрафом, в 60 раз превышающим суммы взятки. То есть 40 млн. рублей. На первых допросах свою вину вице-мэр не признал, отказавшись давать показания по ст. 51 Конституции РФ («Никто не обязан свидетельствовать против себя самого…»).
Когда информация о задержании стала достоянием общественности, газеты и порталы запестрели заголовками о святотатстве калининградских чиновников: «Откат» за память», «“Откат” с Победы», «Карьера Цуканова летит под “откат”» и т. д. Однако спустя несколько месяцев накал медиастрастей поостыл.
И минувшей поздней осенью уже никто из журналистов не заметил, что Кирилла Козлова отпустили под домашний арест. Вернее, соответствующие органы сделали всё, чтобы эти сведения не просочились в прессу. Дальше – больше. До суда уголовное дело № 1-81/2016 дошло переквалифицированное на более мягкую статью УК РФ — ч. 1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). Санкция за это преступление – втрое меньше, с 12 до 4 лет лишения свободы. Или, если постараться адвокатам, можно
добиться наказания в виде штрафа, максимальный размер которого достигает 80 тыс. рублей.
Официальные ведомства хранят молчание на вопрос о том, почему столь громкое уголовное дело завершается пшиком. «Бывает в следственной практике, что меняется правовая квалификация действий обвиняемого. Возбудили по одной статье, завершили по другой», — уклончиво сообщила «Совершенно секретно» официальный представитель регионального управления Следственного комитета России Марианна Андрюшина.
Адвокаты Кириллова Козлова во вторник, 19 апреля, просили суд отпустить их клиента под подписку о невыезде, мотивируя это тем, что ему переквалифицирована статья УК РФ на более мягкую и он не угрожает обществу. Но судья отказал в этом.
Стоит задаться вопросом: кому из власть предержащих выгодно замять такое резонансное дело о взятке, да ещё связанное с памятником Победы?
Напомним, что Президент России недавно утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2016-7017 годы, где особо говорится о взятках госчиновников.
«В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК»
Корреспондент «Совершенно секретно» побывал в Ольховатке, где высится «откатный» мемориал. Посёлок, расположенный в самом углу географической карты Калининградской области, буквально утонул в дремучем краснолесье. До Литвы – 20 км, до Польши и того меньше.
Любой местный скажет вам с гордостью, что здесь полвека назад снимался фильм о Великой Отечественной войне «Подвиг Фархада» с Вией Apтмaнe и Лaймoнacом Hopeйкой. До сих пор мост над речкой Красной в народе зовётся «мостом Фархада».
Именно здесь (и это уже не в кино) погиб артиллерист Алексей Колосков. Он посмертно награждён званием Героя Советского Союза, а его именем названы улицы в Калининграде и Туле, откуда он родом.
Алексей Колосков захоронен в братской могиле в Ольховатке. Сам же мемориал поражает своими масштабами в этой небольшой, растянутой вдоль одной улицы деревни. Он стоит на пригорке (к обелиску ведут три пролёта ступеней!), в окружении елочек, можжевельника и «городских» фонарей. Белоснежная скульптура четырёх воинов на фоне застывших языков пламени сливается с небом. И на мраморных плитах белеют около двух тысяч фамилий…
«Правда, красиво? – спрашивает меня Антон Урбанович, председатель ольховатовского хозяйства, также названного в честь Алексея Колоскова. – Когда поляки едут – а другой дороги, как через нас, нету – то сразу притормаживают. Восхищаются! Я тут рядом, часто это вижу (председательское окно выходит прямо на мемориал. – Прим. ред.). Так что это в какой-то степени политический памятник, особенно сейчас, когда на Западе хотят нашу историю исковеркать. Вот сейчас видеокамеры пробиваю, потому что, сами видите, в реставрацию вложены большие деньги. Дело дорогое, по сегодняшним меркам нужен контроль».
За посёлок Гроссвальтерсдорф (так у немцев называлась сегодняшняя Ольховатка) отдали жизни более 1700 красноармейцев. Причём, кровопролитные бои шли дважды – осенью 44-го и в январе 45-го года. Дело в том, что взятие Гроссвальтерсдорфа открывало Красной армии дорогу на Гумбиннен и далее на Кёнигсберг. В октябре 1944 года 11-я гвардейская армия с боями захватила Гроссвальтерсдорф, однако немецко-фашистские войска двумя мощными группировками с севера и юга окружили прорвавшиеся соединения наших войск. Ценой сотен и сотен солдатских жизней удалось сохранить узкий коридор для отхода…
Только в январе 1945 года Красная армия, ведя ожесточённые бои (старожилы рассказали, что посёлок несколько раз переходил из рук в руки), окончательно овладела населённым пунктом.
…Единственное, что задело меня в Ольховатском мемориале – мёртвая чаша Вечного огня. «Почему Вечный огонь не горит?» — спросил я у Урбановича.
«Так газа же нет. Обещали запитать в 2014 году, да, Михайловна? – гаркнул председатель женщине за стенкой. – Но на 9 Мая привозили баллон, зажигали на митинге. А потом сразу увезли».
80 РУБЛЕЙ С СОЛДАТА
Знает ли историю взятия Гроссвальтерсдорф подсудимый Кирилл Козлов? Вопрос риторический. Ольховатовцы рассказали мне, что этот чиновник не раз приезжал на мемориал, поскольку курировал ремонт всех памятников в районе к 70-летию Великой Победы. Корреспондент «Совершенно секретно» нашёл на одной из плит в Ольховатке однофамильца – младшего сержанта Козлова И.С., погибшего 26 октября 1944 года. Речь идёт о миномётчике Иване Козлове, призванном на фронт из Чкаловской (ныне Оренбургской) области. Парню было 26 лет.
![]()
Примерно столько же было Кириллу Козлову, когда он возглавил администрацию Знаменского сельского поселения, а затем был зачислен в резерв управленческих кадров правительства Калининградской области. Когда он стал членом регионального политсовета «Единой России» (самым молодым в политсовете!), его даже планировали выдвинуть на вакантную должность регионального замминистра промышленности.
«Случай – вопиющий, я, честно говоря, не ожидал. Молодой парень, перспективный, вроде неплохо отзывались о нём, — сказал корреспонденту «Совершенно секретно» руководитель калининградского регионального отделения «Единой России», депутат Госдумы Андрей Колесник (в интернете есть снимок, где Колесник и Козлов вместе сидят в президиум. – Прим. ред.). – Разные бывают случаю, кто-то попадает в силу обстоятельств, но брать с могилы «откаты», я даже не знаю, что сказать. Вообще, это говорит о колоссальном пробеле патриотического воспитания. Наверное, где-то мы недовоспитали его. А воспитание состоит не только в том, чтобы кричать «Ура» и соблюдать какие-то внешние атрибуты».
«Неприятно чертовски. Одно радует – это не наш, гусевский. Пришлый, из Калининграда. Для любого нормально человека – это святое, у меня это вот здесь, — сказал корреспонденту «Совершенно секретно» председатель колхоза Антон Урбанович, стукнув себя кулаком в грудь. – Сюда до сих пор родственники погибших приезжают. Со всей России, из года в год. Здесь даже хотели скамейки поставить, но я им говорю, это же не парк, можно и постоять».
Рядовые же ольховатовцы характеризовали чиновника одним словом, созвучного с его фамилией. «Сколько он запросил? 600 тысяч? Бог накажет!» — сказала «Совершенно секретно» продавщица в придорожном магазине.
«Наверняка, этот молодой чиновник участвовал в отдании воинских почестей солдатам, которые погибли, чтобы он жил, наверняка говорил какие-то хорошие слова оставшимся в живых участникам войны, а сам в это время обдумывал, на что же он потратит денежку, заработанную «на костях», — полагает глава калининградского Союза участников Великой Отечественной войны и ветеранов ВМФ Владимир Нижегородцев. — Большего цинизма трудно припомнить».
Нижегородцев рассказал история, произошедшую, когда в Калининграде хоронили участника Великой Отечественной войны полковник Николая Ивановича Агеева.
«Мы организовали похороны в соответствии со всеми воинскими уставами, на кладбище в посёлке Космодемьянского прибыл взвод почётного караула. Но караул на кладбище – секундочку, муниципальное – не допустили, потребовав по 80 рублей с каждого солдата. Конечно, командир взвода заплатил и выполнил задачу. Ветераны, провожавшие однополчанина в последний путь, плевались…»
Комментарии
с толчка все прет
Комментарий удален модератором