«Изъяли — значит, можно»

На модерации Отложенный

В последний день марта в дежурную часть УВД по Ленинскому району поступило заявление от гражданина Игоря Пархоменко. Гражданин, занимающий пост первого зампреда Правительства Московской области, просит привлечь к уголовной ответственности по статьям «клевета» и «оскорбление представителя власти» лиц, которые издали и опубликовали книгу корреспондента Forbes Анны Соколовой «Корпорация Подмосковье: Как разорить самую богатую область России». Скан заявления можно посмотреть в заметке директора редакции деловой литературы издательства «Эксмо» Леонида Бершидского.

По словам источника в УВД, заявление от Пархоменко поступило вчера, ему был присвоен номер в КУСП (Книга учета сообщений о преступлениях). После материалы дела были отписаны начальнику отдела дознания УВД Валерию Набикову. Уголовное дело по статьям, о которых просит Пархоменко, на момент написания статьи еще не возбуждено. И верно – с момента обращения в полицию прошли всего сутки.

Господин Набиков весь первоапрельский день провел в гостях у прокурора, на работе появился только под вечер. Согласно легенде, которую озвучивали его подчиненные, он отчитывался о проделанной работе за март. Исполнителем по делу была назначена дознаватель Оксана Семенова, которой на рабочем месте также не было почти весь день. О том, что исполнитель – отсутствующая Семенова, рассказали ее коллеги. О существовании старшего лейтенанта с фамилией Криворот (по данным Бершидского, именно он изъял книги) в УВД по Ленинскому району почему-то не знают. «Может быть, это новенький», – сказал сотрудник дежурной части. 

Самое интересное, что о заявлении Пархоменко в УВД многие знают, но ничего говорить не хотят, а лишь «переводят стрелки» на сослуживцев. Однако факт есть факт: уголовное дело еще не возбуждено, но книги уже арестовали.

Я спросил у господина Набикова, насколько это соответствует букве закона. В ответ получил следующее: «Если изъяли – значит, можно». Ответ его подчиненной Семеновой не сильно отличался от мнения начальника: «Ну, фактически, арестовать все, что угодно, без уголовного дела можно. В рамках, например, проверки. Разные же случаи бывают».

Мнения юристов, которых я опросил, кардинальным образом отличаются от представлений господ полицейских. «Согласно новой редакции закона «О полиции», арест осуществляется только по поручению дознавателя в рамках возбужденного уголовного дела. Но поскольку нормы там еще сырые, закон будут вертеть», – говорит один. Мнение другого юриста: «Если нет возбужденного дела – на изъятие нет прав. Хотя, по нынешнему закону «О полиции», я и не в курсе, но по закону «Об оперативно-розыскной деятельности» – нельзя. Можно лишь провести проверку по заявлению. В этом случае достаточно одной книжки».

Полицейским вряд ли нужны все эти 3439 экземпляров книги, читать все равно не будут. Для проверки достаточно одной. Если все книги Соколовой были изъяты – значит, полицейским объяснили, что сделать нужно именно так. Где они сейчас и в каком статусе, непонятно. Один из сотрудников УВД предположил, что частично они могут оказаться у участкового, который обязан был приехать на подведомственный ему склад «Эксмо» из-за проводимого там «оперативного мероприятия». Однако, вполне возможно, что это очередной «перевод стрелок».

Очевидно другое: даже если какое-либо уголовное дело будет возбуждено, то выемку книг господа полицейские оформят задним числом. А это уже служебный подлог, возможно – и превышение должностных полномочий.

Привлечь кого-либо к ответственности по статье «клевета» – не такое уж и простое дело. Пархоменко может просить об этом, но в суде он должен будет доказать, что информация, опубликованная о нем и его коллегах, – ложь и наносит вред деловой репутации. Выйдет ли у него? И зачем ввязываться в судебное разбирательство, когда, вероятно, есть знакомые из числа высокопоставленных полицейских, а у тех – исполнительные подчиненные?

Бершидский уже рассказал, что в случае возбуждения уголовных дел издательство пойдет в суд, где намерено продемонстрировать свою невиновность, а после получить тираж назад. За историей будет интересно понаблюдать. А пока вывод простой: подмосковные чиновники активно поучаствовали в пиаре книги о своем регионе.