Ложь, помноженная на цинизм: Инициативы Кудрина ведут к социальному взрыву

На модерации Отложенный

Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин резко активизировался в публичном пространстве.

Бывший министр финансов, а ныне глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин резко увеличил свою активность и присутствие в публичном пространстве. Причина – желание стать "серым кардиналом" нового Кабинета министров, формирование которого вступило в заключительную стадию.

Чуть ли не в ежедневном режиме господин Кудрин раздает интервью, участвует вместе с господином Грефом в совещаниях, проходящих в кабинетах уходящего правительства. В комфортных условиях (без оппонентов) он сообщает гражданам страны о неизбежности повышения пенсионного возраста и масштабной распродажи ("прихватизации") государственного имущества.

Можно было бы просто отмахнуться от "назойливой мухи", которая жужжит, надоедает, разбрасывает свои интеллектуальные "бациллы", но речь идет о формировании программы государственного управления на среднесрочную и долгосрочную перспективы, которая будет иметь колоссальное влияние на страну, ее экономику и российских граждан.

Если суммировать новеллы господина Кудрина, можно сделать один, но очень важный вывод: если они будут реализованы на практике, мы получим масштабное недовольство со стороны соотечественников и, как следствие, социальный взрыв.

Вот небольшой перечень т.н. реформ, которые предлагает "коллективный Кудрин-Греф" (последний также активно принимает участие в экспертных "посиделках"):

-отмена льготного НДС на социально значимые товары (лекарства, продукты питания, детские товары);

-повышение НДФЛ с 13% до 15%;

-повышение НДС до 22%;

-возвращение налога с продаж;

-повышение пенсионного возраста (сейчас 40% мужского населения России не доживает до нынешнего пенсионного возраста);

-софинансирование населением страны затрат на образование и здравоохранение (более 20 миллионов живут на доходы ниже прожиточного минимума);

-ежегодное повышение акцизов на топливо и налога на имущество; и т.д. и т.п.

Господин Кудрин уже договорился до того, что заявил: "Единственное спасение пенсионеров – это масштабная приватизация госактивов". Дескать, чтобы сбалансированность пенсионную систему, необходимо пойти "на спасительные меры", например, сократить объемы помощи пенсионерам.

Здесь просматриваются два принципиально противоположных варианта: "кудринский" и "норвежский". Первый подразумевает частичный отказ от выплаты пенсий, сокращение численности получателей выплат, повышение пенсионного возраста. Второй - создание Фонда будущих поколений (ФБП), доходы от инвестиций которого идут на выплату текущих пенсий. В скандинавской стране подобный фонд наполняют доходами от экспорта углеводородов. Правда, и в этом варианте имеется "капля Кудрина", который считает, что в России ФБП можно было бы наполнить за счет масштабной приватизации государственных активов.

В народе подобный способ социальной реформации получил более точное определение – "прихватизация лакомых кусков" отечественной экономики. Аналогия с лихими 90-ми имеет под собой не столько эмоциональную оценку, сколько фактологическую основу.

Еще 2007 году "гуру либералов" господин Гайдар писал, что "устойчивость пенсионной системы, которую можно обеспечить на основе неспешной, приуроченной к благоприятной рыночной конъюнктуре приватизации активов государственных компаний, – задача, от решения которой отмахнуться трудно. Выбор этого направления экономической политики позволит мобилизовать ресурсы, необходимые для финансирования пенсионной системы страны в ХХI веке" ("НГ").

Через небольшой промежуток времени эту новеллу подхватил господин Кудрин: "Еще Гайдар предлагал создать стабилизационный пенсионный фонд за счет дальнейшего аккумулирования и передачи туда крупных государственных пакетов акций, диверсифицируя при этом вложения для повышения стабильности. Я считаю это абсолютно правильным. Это серьезный резерв для того, чтобы не повышать налоги" ("НГ").

Интересный кульбит – сейчас глава ЦСР предлагает повысить пенсионный возраст и… провести масштабную приватизацию. Первая инициатива, по своей сути, цинична. Ведь господин Кудрин прекрасно осведомлен о том, что до 40% мужского населения России сейчас не доживает до ныне действующего "низкого" возрастного порога, когда человек может претендовать на пенсию.

Вторая составляющая имеет не только этический (основная часть российского населения не признает итогов варварской "залоговой" приватизации 90-х), но и экономический характер – в настоящее время государство получает сотни миллиардов рублей ежегодно в виде дивидендов от госкомпаний, госкорпораций, госбанков. По всей видимости, кто-то очень хочет прибрать эти миллиарды в свои кошельки. Возникает резонный вопрос: кто собственно может купить госактивы? Ответ - олигархи и западные спекулянты, которые уже владеют 50% минус одна акция того же Сбербанка.

Очевидно, что эффект от повышения пенсионного возраста сильно переоценен. Экономия бюджетных средств составит не более 100 млрд руб. в год, а массовая приватизация в моменте может дать краткосрочный эффект, но в дальнейшем лишит государство механизмов влияния на экономическую ситуацию.

Есть ли механизмы, которые позволили бы решить вопрос сбалансированности пенсионной системы без предложений Кудрина? Да, есть. Это резкое сокращение неэффективных государственных расходов, введение прогрессивной шкалы налогообложения, адресная помощь малоимущим семьям, введение т.н. "продовольственных талонов" для тех, кто испытывает материальные трудности, повышение уровня медицинского обслуживания и т.д.

Приватизация и повышение пенсионного возраста, введение новых налогов и поборов, о которых постоянно говорят в правительстве и "экспертном сообществе" Кудрина-Грефа – путь в тупик, когда основной массе населения уже нечего будет терять. Это ведет к патернализму в сознании граждан, как следствие, - маргинализации общества. Одним словом, к социальному взрыву.

Ложь, помноженная на цинизм, никогда не найдет поддержки в обществе. Имеются иные, реальные способы нивелирование тех проблем, которые копились в "кубышке Кудрина" все последние десятилетия.