Что происходит с российскими заводами? Они утонули?

На модерации Отложенный

Согласно статистике, за последнею четверть века в России исчезли 78 тысяч промышленных и 48 тысяч аграрных предприятий.

С исчезновением большинства предприятий (многие из них были построены еще в 30-40-е годы прошлого века) исчезли целые отрасли. Так приказало долго жить производство телевизоров (Красноярский телевизорный завод закрылся в 2003 году), прекратилось производство отечественных велосипедов (в 2006-2007 годах перестали существовать велозаводы в Перми, Нижнем Новгороде и Йошкар-Оле) и т.д.

Больше всего пострадало производство сельхозтехники, судостроение, приборостроение, авиастроение, почти прекратился выпуск мотоциклов и тканей.

Бытует мнение, что импортные товары, хлынувшие в Россию после развала СССР, были лучше по качеству, чем советские. У нас все мечтали о японских телевизорах и магнитолах, о куртках из ГДР…

«На самом деле все не так однозначно, – говорит экономист Валерий Макаров. – Многие отечественные товары хоть и были примитивнее импортных, но зато проще в ремонте, а те же советские телевизоры и стиральные машины работали по 10-30 лет. То же самое можно сказать о тракторах и автомобилях».

Все изменилось в середине 90-х, когда качество резко упало и даже наручные часы стали ломаться на следующий день. Сегодня развал дошел и до высокотехнологичных отраслей: в 2010 году начали падать космические спутники, а космические корабли обросли дырками, которые, как уверяют руководители отрасли, на орбите просверливают сверлом злые американцы.

«Дело в отсутствии дисциплины во всех отраслях, включая не только производство, но и госуправление, – считает социолог Роман Заваришин. – Если в советское время был естественный отбор, места в вузах отдавали талантливой молодежи из регионов, а устроить кого-то по блату было нелегко, то теперь ситуация изменилась на 180 градусов. Сейчас талантливая молодежь отсеивается, а на места руководителей устраиваются по знакомству и по блату. В результате полнейшая деградация, ведь закон эволюции никто не отменял!»

Действительно, на хлебные места сегодня просто так не устроиться, будь ты хоть сто раз гений.

«В вуз сегодня, конечно, можно поступить и без блата, – продолжает Заваришин.

– Но проблема в том, что в годы СССР диплом открывал двери в профессию, а теперь новоиспеченные юристы и экономисты работают курьерами, да и качество нынешних дипломов сомнительно».

К слову, на Западе связи при устройстве на работу значат намного меньше. Свои правила диктует «капитализм». Мы же и от социалистического устройства отказались, и капитализм толком так и не построили, вместо него сразу попав в дремучий феодализм.

Так есть ли свет в конце тоннеля? По телевизору нам бодро сообщают, что санкции привели к импортозамещению и теперь мы снова можем делать «все свое».

Недавно состоялся ежегодный съезд руководителей и владельцев сельхозмашиностроителей России – Российский агротехнический форум. Именно в этой сфере, как нам говорят товарищи из правительства, импортозамещение шагает семимильными шагами.

В самом деле, по словам президента ассоциации «Росспецмаш» Константина Бабкина, начиная с 2014 года произошел серьезный рост – всего за четыре года производство сельхозтехники в России увеличилось почти вдвое! 

Но радоваться рано. Во-первых, это рост чуть не с нуля, а во-вторых он снова может смениться спадом. Причина – экономический кризис. В 2014 году Минпромторгом были запущены субсидии: покупателям российской сельхозтехники государство оплачивало 25% стоимости. «Со следующего года в бюджете выделено на эту программу 2 млрд. – вместо 15 млрд., как в этом году», – сказал Бабкин.

Аналогичная картина и в других импортозамещаемых отраслях.

«Жирок, накопленный за сытые годы, уже практически кончился, – считает Валерий Макаров. – Нам могут сколько угодно говорить о деньгах в различных фондах и в золотом запасе, о различных успехах во всём и вся, но если производство в стране будет сокращаться в разы, то никакими запасами спасти ситуацию уже не удастся».

России нужна новая индустриальная революция, полная смена нынешней ростовщической экономики. Отдельными потугами без капитальной перестройки производственной идеологии и общественно-экономической  формации уже не обойтись.