Общество в замешательстве

На модерации Отложенный

Особенности текущего момента:

Многие сосредоточены на кремленологии: изучают расклад политического влияния внутри «башен» Кремля.

Другие исследуют политический процесс: законодательство и конкретные факты изменений внутри политикума.

Третьи вангуют по поводу «нарастания протестных настроений» и эрозии проекта: транзит 2024.

В свою очередь, я хочу обратить внимание интересующихся политикой на серьезные изменения в структуре российского общества.

Очень конспективно, не вдаваясь в детали.

1. Бюджетники из регионов представляют собой неконсолидированные социально профессиональные группы, испытывающие наибольшее разочарование в социальной политике Москвы. Среди них начинают образовываться ситуативные «пузыри» спонтанного протеста: увольнение врачей, забастовки учителей и т. д.

2. Бюджетники в регионах 2.0. Это все, кто обживают пространство вокруг региональных администраций, но не входят в круг выгодополучателей режима (т.н. областные элиты, числом, примерно, в 300-700 человек, в зависимости от потенциала региона).

Эти люди в замешательстве, пытаются угадать, куда ведет их федеральная и региональная власть.

3. Семьи военных и полицейских в регионах. Ощущают растущий дискомфорт, немного волнуются за свое будущее (работа, зарплата, спокойная жизнь). Сохраняют пассивную лояльность Путину, одобряют политику борьбы с западным влиянием.

4. Прекариат в широком смысле (все сообщества: от гуманитариев до инженеров и малых предпринимателей). Депрессивное состояние, иногда случаются вспышки слабой протестной активности без выраженной политической позиции: участие в митингах, голосование ногами на местных выборах, кухонные сердитые речи против начальства.

5. Столичная (жители мегаполисов) либеральная публика. Ведет себя, как и положено публике: шумит, любит яркие публичные жесты — открытые письма вождям, письма поддержки, разрешенные митинги, войны за «Украину» и за все прогрессивное против всего косного в соцсетях. Влияния на политику практически не оказывают, но уверяют, что они здесь власть.