Двести лет назад

На модерации Отложенный

Заголовок «упущенная возможность» можно смело превращать в хэштег. Уголовное дело против лидеров политической оппозиции — это совершенно неправильно. Преследовать мирную оппозицию — то есть тех, кто борется за власть мирными средствами — это отсталость, какая-то предельная архаика в госуправлении. Разоблачение коррупции, критика, какая бы она ни была, тех, кто в данный конкретный момент находится у власти — это важнейший механизм современного госуправления. Преследовать тех, кто мирными и законными способами — пусть жестко, пусть непримиримо — борется за власть, это просто подрывать конкурентоспособность и безопасность собственной страны.

Первая фабрика туалетной бумаги появилась в России в 1968 году, на три десятилетия позже, чем в других странах. Было бы абсурдно и глупо утверждать, что это как-то заложено в российских ценностях или традициях — использовать газеты или тряпки вместо туалетной бумаги и что нужно этих традиций держаться. Пейджеры в России появились на двадцать лет позже чем в США, но это не значит, что проводные телефоны — это какая-то традиция или норма. В каких-то других областях в какие-то моменты наша страна, наоборот, опережала весь мир (искусственный спутник Земли, массовые вакцинации, участие женщин в труде). Даже сейчас, когда чаще всего задача состоит в сокращении отставания — есть области, в которых российский уровень — совершенно передовой. Например, детские площадки в Москве, на мой взгляд, в целом, лучшие в мире. И Госуслуги, и МФЦ, особенно для москвичей, — это очень передовой уровень. Как раз в той области, про которую идет речь — в госуправлении.

И вот, рядом с передовым уровнем или в чем-то небольшим или средним отставанием, появляется просто какая-то немыслимая архаика.

Важность политической оппозиции — тех, кто всерьез претендует, мирными средствами, на высшую власть в стране — была признана в Англии двести с лишним лет назад. Двести лет назад! В Америке оппозиция не просто существует, а выигрывает выборы, уже двести лет. Двести лет — это не тридцать лет туалетной бумаги или двадцать лет пейджера, это огромное, серьезное отставание. В этой ситуации супер-Госуслуги превращаются просто в новые покрышки, поставленную на телегу, запряженную лошадью.

Алексей Навальный, Любовь Соболь, Дмитрий Гудков, Илья Яшин и другие оппозиционные политики делали в точности то, что должна — по смыслу, по конституции, по всему — делать оппозиция. Убеждать граждан в том, что они были бы лучше на постах президента, премьера, мэра Москвы, спикера парламента. Главный способ убеждения — и так это и делается в странах с эффективным госуправлением — это отыскивать находить все плохое, коррупцию, неэффективность, профнепригодность у тех, кто сейчас занимает посты. Это и есть работа оппозиции, это и есть ее основная государственная функция. Двести пятьдесят лет назад британский премьер тоже пытался представить оппозицию врагами государства. Но это было двести пятьдесят лет назад. За прошедшие столетия десятки стран освоили механизмы борьбы с коррупцией и смены власти. Преследовать мирную оппозицию силовыми методами — это в точности заменять современные машины телегами, современное оружие — фузеями и мушкетами, портал Госуслуги — ящиком для челобитных на крыльце Дворцового приказа.