Тарас Бульба: невыученные уроки истории

На модерации Отложенный

Почти 200 лет назад великий русский писатель предсказал и падение Януковича, и Майдан, и нового президента, и даже их бесславный конец. Не верите? А вы почитайте внимательно.

Под занавес революционно-достойного 2014-го года Государственное агентство Украины по вопросам кино запретило к показу российский фильм «Тарас Бульба», снятый легендарным режиссером Владимиром Бортко в 2008-м году, с формулировкой «дискредитирует национальную идею и вообще является вопиюще антиукраинским, ставит под сомнение само существование украинского народа». Следующим шагом, на который должно непременно решиться новосозданное Министерство правды, простите, информационной политики – запрет собственно произведения Николая Васильевича Гоголя. С формулировкой «дискредитирует идеи Майдана, развенчивает главных его участников и предрекает их трагическую судьбу».

Вслед за принятием такого патриотического решения нужно непременно собрать по всей стране гадкие советские переиздания «Тараса Бульбы» и, как в Средние века, публично сжечь их на Майдане – получится отличное празднование очередной годовщины «Революции гидности». Ну и, конечно, необходимо внести соответствующие изменения в законодательство. Нашли у тебя дома при обыске книжечку Гоголя – всё, значит ты террорист и российский шпион. 10 лет с конфискацией и сожжением крамольной антинародной пропаганды.

Разумеется, это всё было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Если бы каждый, кому среди горящих покрышек и коктейлей Молотова посчастливилось сохранить здравый разум, не понимал, что именно к такому вот тоталитарно-средневековому строю мы и идём, причём семимильными шагами, более того – уже наполовину пришли, было бы и вправду смешно. А так – не очень. Самое интересное, что книги про бравого казацкого полковника Тараса действительно есть за что сжечь – ну, по крайней мере, с точки зрения «свидомых патриотив». Без малого 200 лет назад Николай Васильевич, начитавшись летописей и наслушавшись народных дум, с удивительной точностью описал все ключевые события так называемого «Евромайдана» и даже предрёк печальный и бесславный конец его «очильныкив». Объяснить данный феномен можно при помощи как минимум трёх теорий, каждая из которых заслуживает если не докторской диссертации, то, по крайней мере, романа-бестселлера в суперолбложке.

Теория первая, конспирологическая: Гоголь всё знал заранее, он – посланец из параллельных миров, из космоса или из будущего, и его «Тарас Бульба» – зашифрованное послание потомкам, просто-таки потустронний учебник по истории развалин украинского государства в начале XXI столетия. Теория вторая, в стиле сатирика Михаила Задорнова: недальновидные и ограниченные украинские «политични диячи», не имея под руками чёткого плана революции, решили использовать в качестве таковой повесть «Тарас Бульба». Вполне возможно, Кличко нашел её на антресолях своей киевской квартиры, принёс на Майдан и стал толкать в массы, как собственное хитроумное сочинение, а остальным некогда было разбираться – спели гимн и давай бросаться камнями в «Беркут». «Ну, тупые!...». Теория третья, грустная: события украинской истории развиваются по спирали, пусть даже о некоторых её витках мы можем судить по художественному произведению, и разорвать эту порочную практику в обозримом будущем не представляется возможным. Всякого рода «майданы» имели место в нашей стране ещё лет эдак 400 назад, в абсолютном большинстве случаев ни к чему хорошему не приводили, но уроков этой трагической истории мы так и не выучили, и потому снова и снова наступаем на всё те же грабли. Как говорил Остап Бендер, грустно, девицы…

Обратимся к тексту повествования. Главный герой привозит своих сыновей на Запорожскую Сечь, предлагая им начисто забыть всё, чему они много лет учились в бурсе, и погружая их в пучину весёлого беспробудного пьянства, периодически разбавляемого лихими казацкими забавами. «Но старый Тарас готовил другую им деятельность. Ему не по душе была такая праздная жизнь – настоящего дела хотел он. Он всё придумывал, как бы поднять Сечь на отважное предприятие, где бы можно было разгуляться как следует рыцарю». Чувствуете, как запахло жареным? Да это ж просто вылитые мысли Яценюка, глядящего в окно на студенческий «майдан» образца ноября 2013-го года.

В один прекрасный день Тарас пошёл к кошевому атаману и предложил ему отправиться со всем запорожским войском на войну – на Турещину или в Татарву, всё равно, лишь бы «погулять». Кошевой отвечает, что войне не бывать, ссылаясь на ранее заключённые дипломатические договоренности:«Мы обещали султану мир. <…> Если б не клялись ещё нашею верою, то, может быть, и можно было бы; а теперь нет, не можно». По-моему, очень напоминает переговоры Януковича с лидерами оппозиции в начале конфликта: те кричат: «В Европу!». А он им: не можно сейчас в Европу, уж больно условия невыгодные, всю экономику обвалим. И потом, мы обещали Путину мир и дружбу, даже кредит под это дело получили, и скидки на газ.«Постой же ты, ч     ёртов кулак! – сказал Тягнибок Бульба про себя, – ты у меня будешь знать!» И положил тут же отмстить кошевому». Спорно? Допустим. Поехали дальше.

Бульба устраивает попойку и подговаривает несколько (!) хмельных казаков на бунт. Те прибегают на площадь, хватают палки и начинают бить в литавры. «…и скоро на площадь, как шмели, стали собираться чёрные кучи запорожцев». Да это же настоящий «майдан»!

«Клади палицу! Клади, чёртов сын, сей же час палицу! Не хотим тебя больше! – кричали из толпы козаки. Некоторые из трезвых куреней хотели, как казалось, противиться; но курени, и пьяные и трезвые, пошли на кулаки. Крик и шум сделались общими». Вот он, самый адский «замес» на майдане и в его окрестностях в феврале 2014-го: тут вам и «титушки», и «банду геть!». Мотивация переворота – чуть дальше по тексту: «… нам нужно было только прогнать кошевого, потому что он баба…». Железный аргумент, не правда ли? Обратите внимание: в свободной мини-республике, коей являлась в ту пору Запорожская Сечь, произошёл государственный переворот, организованный реестровым, то есть состоящим на официальной службе у Польши, казацким полковником, причём по совершенно банальной причине сугубо личного характера.

Что там у нас было дальше? Бегство Януковича? А вот и оно. «Кошевой хотел было говорить, но, зная, что разъярившаяся, своевольная толпа может за это прибить его насмерть, что всегда почти бывает в подобных случаях, поклонился очень низко, положил палицу и скрылся в толпе». Утверждение на «майдане» нового состава Кабинета министров? Пожалуйста.

– Прикажете, панове, и нам положить знаки достоинства? – сказали судья, писарь и есаул и готовились тут же положить чернильницу, войсковую печать и жезл.

– Нет, вы оставайтесь! – закричали из толпы…

Затем в тексте повести следует описание выборов нового кошевого: выкрики различных фамилий и прозвищ, обсуждение «достоинств» различных кандидатов. «Что он за козак, когда проворовался, собачий сын, как татарин?».

 Похоже, не правда ли? Тот же самый хитрый Тарас продолжает играть роль США – главного спонсора всех «демократических» переворотов. Он подговаривает казаков агитировать за нужного человека. И старый Кирдяга, который «… давно уже сидел в своём курене и как будто бы не ведал ни о чем происходившем», ну, то есть, не принимал достаточно активного участия в событиях на Майдане, таки-да становится новым кошевым атаманом. Началось всенародное гуляние. «И видно было, как то там, то в другом месте падал на землю козак». Пьяный, разумеется, а вы что подумали? Вспомнили инаугурацию Порошенко? Ой, ну это вы напрасно.

А вот дальше между текстом повести и событиями недавних дней идут серьёзные расхождения. У Гоголя новый кошевой раздумывает вместе с Тарасом, как бы сесть одной попой сразу на двух зайцев: и клятву не нарушить, и казаков на войну поднять. У нас было не так. Вот если бы Кирдяга вместе с Тарасом собрали бы вокруг себя самых отъявленных пропойц и мерзавцев среди старшин, а простым казакам объявили, что восточные и южные курени на Сечи захватили бусурмены, бить которых велит и Бог, и Святое писание, и пошли на них войной –  вот это было бы дело. Тут у Николая Васильевича явная пробуксовка. Зато он очень здорово описывает, как манипулировал своим народом новоизбранный президенткошевой атаман. В одной и той же речи перед казаками он сначала говорит одно: «Не думайте, панове, чтобы я, впрочем, говорил это для того, чтобы нарушить мир: сохрани бог!». А потом предлагает другое: «… пустить с челнами одних молодых, пусть немного пошарпают берега Натолии». Ну, совсем как наш главковерх, который пришёл к власти как миротворец, а между тем готов воевать по указке Запада за свои интересы до последнего украинца.

И в дальнейших своих публичных выступлениях хитрый кошевой ловко жонглирует своими полномочиями: то он выступает как слуга народной воли, то как неограниченный суровый диктатор. Обратите внимание: простодушным, честным, храбрым, работящим народом как много лет назад, так и теперь управляет и манипулирует в сугубо личных целях хитрый и расчётливый человек, причём народ вроде как сам его выбрал. Прискорбная традиция.

И молодые казаки уже начали готовиться к морскому походу на Турцию, но тут случилось такое! Вдруг, откуда ни возьмись, на Сечь приплыли несколько казаков в оборванных свитках, и огорошили запорожцев  страшными рассказами о том, что «уже церкви святые теперь не наши», и «ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках», причём «запрягают уже не коней, а просто православных христиан». Узнаете стиль подачи информации украинских СМИ? Все эти отрезанные «титушками» на Майдане патриотические головы от ТСН, и прочее? У Гоголя внезапно вспыхнувший народный гнев обращается против  «ляхов» и «жидов» — последних немедленно ловят по предместьям Сечи и топят в Днепре. В нашей же с вами суровой реальности агрессором, посягнувшим на священные земли «еуропейськой нации», оказывается Россия! А в роли «жидов» неожиданно выступили активисты «Антимайданов», заявивших «русской весной»-2014 решительный протест против фашиствующей политики Киева: их с особой яростью ловят и избивают до сих пор. Обратите внимание: и в книге, и в жизни наиболее «свидомая» часть общества уничтожает другую по национальному признаку, причём зачастую тех, с кем ещё вчера жили в мире и дружбе.

Что было дальше, думаю, многим известно из фабулы фильма и книги о Тарасе Бульбе. Запорожцы отправляются войной на Польшу, со страшной жестокостью разрушают всё на своём пути, мстя таким образом за поруганную веру, берут в осаду город Дубно (нынешняя Ровненская область), вдребезги напиваются, пропуская в голодающее местечко подкрепление, и терпят поражение в решающей битве с поляками. Примечательно, что официальная военная служба правительству Речи Посполитой отнюдь не мешает бравому полковнику Тарасу резать проклятых «ляхов» — ведь он, на секундочку, был реестровый казак, нанятый специально для охраны юга страны от татарских набегов, более того – получал за это деньги. Не рискуя оспаривать достоинство знаменитого гоголевского персонажа, скажу лишь, что различного рода предателей в нашей истории хватало – вспомнить хотя бы того же Мазепу.

А в наше время доблестно дышащая на волонтёрский ладан украинская армия, укомплектованная на деньги олигархов, отправилась защищать «едыну краину» на Донбасс, потерпела там уже несколько сокрушительных «котлов», но зато проявила чудеса стойкости и мужества в регулярных обстрелах мирных жителей Донецка. Только и разницы между войнами литературной и настоящей, что на украинских землях Речи Посполитой начала XVII века, когда фактически происходит действие повести (Гоголь упоминает восстание Остраницы и Гуни, а это 1638-й год), судя по всему, действительно царил беспредел польской католической шляхты по отношению к православному населению. А вот агрессия России на востоке Украины является придуманной «хероями АТО» и патриотическими СМИ. Никто на нас не нападал – в противном случае война закончилась бы уже через сутки разделом Украины по Днепру – как это было несколько столетий назад. Возможно, через пару десятков лет выяснится, что, как пел Борис Гребенщиков, «по новым данным разведки, мы воевали сами с собой». Но это будет уже совсем другая история.

«… Думаете, купили спокойствие и мир; думаете, пановать станете? Будете пановать другим панованьем: сдерут с твоей головы, гетьман, кожу, набьют её гречаною половою, и долго будут видеть ее по всем ярмаркам! Не удержите и вы, паны, голов своих! Пропадете в сырых погребах, замурованные в каменные стены, если вас, как баранов, не сварят всех живыми в котлах!». Такой неутешительный приговор выносит полковник Тарас своим вчерашним побратимам в конце повести. И слова его оказываются пророческими. «Недаром провещал Тарас: так всё и сбылось, как он провещал. Немного времени спустя, после вероломного поступка под Каневом, вздернута была голова гетьмана на кол вместе со многими из первейших сановников». Такими же словами хочется от всей души напутствовать и нынешних власть имущих – их наверняка ожидает не менее жалкая судьба. Проблема только в том, что у Николая Васильевича одних предателей — казацких старшин — казнили другие предатели, вероломные ляхи. А у нас будет, как у французских революционеров: «хероев майдана» сожрёт не кровавый диктатор Путин, а сама поднятая ими «еврореволюция» и строящийся ныне в стране тоталитарный строй. Жаль только, что многие киевские революционеры, скорее всего, сумеют вовремя сбежать от праведного народного гнева, как и их предшественники, и будут доживать свой предательский век на сытом Западе. Ну а тех, кого поймают, действительно ждёт если не лютая казнь, то, по крайней мере, сума да тюрьма.

Вот такие интересные параллели можно иногда обнаружить при внимательном прочтении знакомой с детства классики. Возможно, все вышеизложенные теории концептуальной аналогичности событий повести «Тарас Бульба» и современных политических коллизий ничего не стоят. Ну а вдруг нет, и Гоголь действительно все знал наперед?! Ведь, согласитесь, совпадения поистине удивительные…