Российская держава не нуждается в приставке "сверх"

На модерации Отложенный

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил, что Россия не претендует на роль сверхдержавы и, таким образом, не стремится доминировать в мире.

Патрушев отметил, что Россия – это только часть бывшего СССР, поэтому наша страна не собирается брать на себя роль, какая была у Советского Союза. Между тем, Россия оставляет за собой право отстаивать свои национальные интересы за счет эффективной внешней политики.

Кроме того, нужно отметить, что Патрушев, по сути, повторил заявление российского президента Владимира Путина, который также недавно категорично высказался, что наша страна не имеет амбиций сверхдержавы.

Директор Института политики, права и социального развития МГГУ имени Шолохова Владимир Шаповалов считает, что эти заявления российских лидеров можно в какой-то степени рассматривать как скрытую полемику с политиками других государств, в частности с президентом США Бараком Обамой, который, например, в своих заявлениях неоднократно подчеркивал, что Россия является региональной державой.

«В данном случае, слова Патрушева и Путина в контексте заявлений американского президента нужно рассматривать в том плане, что США не правы, Россия не является региональной державой, а ее интересы, роль и положение в мире – существенно выше, чем то, что обычно понимается под этим термином», — резюмирует Шаповалов.

Можно здесь вспомнить недавние слова Путина о том, что если Россия – региональная держава, то тогда о каком регионе идет речь.

«В этом смысле здесь обозначены крайние точки – с одной стороны, Россия не является региональной державой, с другой стороны, мы не претендуем на статус сверхдержавы. Кроме того, Россия не является региональной державой, потому что Россия – одна из ведущих стран мира по своему политическому, экономическому и военному потенциалу и статусу, хотя бы по тому же членству в Совбезе ООН», — считает Шаповалов.

В то же самое время, по мнению Шаповалова, Россия не претендует на статус сверхдержавы в том смысле, что мы не пытаемся диктовать свою волю всем остальным странам, благо уже есть негативный пример государства, которое везде пытается совать свой нос и, тем самым, навязывать свою линию международному сообществу.

«В этом смысле Россия, конечно, не стремится быть сверхдержавой, а желает быть страной, которая защищает свои интересы и интересы своих граждан, и хочет проводить мирную политику, не имея какого-либо интереса к подавлению других государств», — резюмирует Шаповалов.

Между тем, не надо забывать, что само понятие сверхдержавы – устарело, оно пришло к нам из времен Холодной войны, когда существовало два военно-политических блока – один под руководством США, а второй под руководством СССР.

Теперь в мире совершенно иная конфигурация сил, где даже Вашингтон больше не имеет тотального контроля над своими союзниками. К тому же, добавился Китай в качестве нового фактора силы и который, например, не проявляет какой-либо военной или политической активности за пределами своих границ, что еще больше размыло смысл этого понятия, ведь китайцев также часто называют сверхдержавой.

«Сам термин «сверхдержава» относится к временам Холодной войны и к тому статусу, который тогда имели СССР и США, соответственно закономерно, что современная Россия не претендует на такую роль в международных отношениях», — констатирует Шаповалов.

По мнению Шаповалова, в этом контексте не нужно забывать и про тот факт, что те же лидеры США постоянно подчеркивают тезис об исключительности американских государства, народа, права и т.д.

«Это своего рода атавизм времен Холодной войны – США стремятся стать в позицию над международным правом и над суверенными правами других государств. Естественно, Россия не желает такой роли в международных взаимоотношениях, а хочет справедливого мирового устройства», — заключает Шаповалов.