Тема: допинг. Что нельзя России, то можно другим?

На модерации Отложенный

Для начала немного предыстории. 9 декабря для спортивной России — во многом судьбоносный день. Именно в понедельник в Лозанне (хотя изначально планировалось в Париже) пройдет заседание исполкома Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), на котором будет решаться вопрос о санкциях в отношении Российского антидопингового агентства (РУСАДА). 

Напомним, специальный комитет ВАДА рекомендовал отстранить Россию на четыре года от крупнейших турниров по всем видам спорта, включая Олимпийские игры и чемпионаты мира. Основной причиной для серьезных санкций называется манипуляция с базой данных из московской лаборатории. 

Но никто не хочет разбираться с тем, что эта база данных под названием ЛИМС (LIMS, Laboratory Information Management System — прим. АиФ.ru) изначально являлась собственной разработкой сотрудников лаборатории под руководством того самого Григория Родченкова. Это детище его рук. И создана она была исключительно с целью возможного искажения допинг-проб и дальнейшего шантажа спортсменов и их руководителей. 

Главное в этом вопросе — возможность внешне управлять системой и вносить в нее любые изменения. Это стало известно только после бегства из страны «осведомителей» и проведения расследования с российской стороны. Родченков сбежал из России в 2015 году, а базу передали ВАДА только в 2016 году. То есть около года он мог вносить любые изменения в данные. ВАДА прекрасно осведомлено об этих фактах, но упорно не хочет их замечать. 

 

В связи с этим стоит обратить внимание на реакцию ВАДА и мировых СМИ на проблемы с допингом у спортсменов из других стран. Если у России за любые нарушения сразу дисквалифицируют спортсменов, а у страны отбирают возможность выступать под своими флагом и гимном, то нарушения спортсменов из других стран просто замалчиваются, либо применяются минимальные санкции. АиФ.ru вспоминает подобные случаи за последние три года. 

Тереза Йохауг (биатлон) — крем для губ

Олимпийская чемпионка Ванкувера-2010 норвежская биатлонистка Тереза Йохауг попалась на допинге в 2016 году, когда в одной из проб обнаружили анаболический стероид клостебол, запрещенный ВАДА. Она рассказала, что вещество попало в организм через крем для губ. За это ей дали 13 месяцев дисквалификации, хотя Допинговый комитет Международной лыжной федерации настаивал на сроке до 20 месяцев. Все местные СМИ и общественность проявили сочувствие к спортсменке, которая вернулась после дисквалификации и выиграла еще три золотые медали чемпионата мира. 

Можно вспомнить, как примерно в те же сроки российская теннисистка Мария Шарапова сама созвала пресс-конференцию и призналась в употреблении мельдония, который содержался в препарате милдронат, применяемом ею в терапевтических целях. Шарапову дисквалифицировали на два года (позже сократили до 15 месяцев), но ее осудил практически весь мир.

Гил Робертс (бег), Шон Барбер (прыжки с шестом) — поцелуи 

Американский легкоатлет олимпийский чемпион в беге на 400 метров Гил Робертс и канадский прыгун с шестом Шон Барбер были оправданы после применения пробенецида (запрещено ВАДА) и кокаина соответственно. Оба спортсмена объяснили попадание в организм запрещенных веществ через поцелуи от возлюбленных. Инциденты произошли в 2016 и 2017 годах. Дисквалификации легкоатлетов не последовало.

Джарион Лоусон (прыжки в длину), Эджи Уилсон (бег) — мясо 

В июне 2017года два легкоатлета — Джарион Лоусон(серебряный призер чемпионата мира по прыжкам в длину) и Эджи Уилсон — были оправданы, несмотря на наличие стероидов в организме. Оба сослались на мясо, которое употребляли в пищу.

Количество препарата было ничтожно мало, однако Уилсон все же лишили рекорда мира в беге на 800 метров, но не дисквалифицировали. 

Мэдисон Кокс (плавание) — вода 

В феврале прошлого года допинг-проба американской пловчихи Мэдисон Кокс дала положительный результат на наличие запрещенного препарата триметазидина. Сначала она не могла дать внятных объяснений о природе попадания вещества в организм, после чего ее дисквалифицировали на два года. Но вскоре ее сторона выдвинула предположение — допинг попал через водопроводную воду. Срок дисквалификации сократили до полугода. 

Асбел Кипроп (бег) — подкуп допинг-офицеров

Кенийский бегун, чемпион мира и Олимпийских Игр Асбел Кипроп был дисквалифицирован на 4 года за махинации с допинг-пробами. Выяснилось, что он неоднократно платил допинг-офицерам за предупреждение о визите и мог избежать контроля.

В 2016 году ВАДА объявило, что антидопинговое агентство Кении не соответствует кодексу, поскольку за три года более 40 спортсменов были дисквалифицированы за допинг, однако на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро Кения выступила под своим флагом. 

Допинг в лыжных гонках 

Самый крупный и массовый скандал случился в лыжных гонках в марте 2019 года. В рамках спецоперации «Кровопускание» австрийская и немецкая полиции совершили рейды в Зеефельде во время чемпионата мира. В числе задержанных оказались призеры чемпионатов мира и олимпийских игр эстонец Андреас Веерпалу, казахстанец Алексей Полторанин, австрийцы Доминик Бальдауф и Мак Хауке, причем последнего взяли с поличным во время незаконной операции по переливанию крови. Выяснилось, что работает целая сеть, которую возглавляет немецкий врач Макс Шмидт. Всего его «пациентами» оказались около полусотни спортсменов из разных видов спорта. Пока их имена не разглашаются. 

О дисквалификации Полторанина и Веерпалу было объявлено только 29 ноября 2019 года. Бальдауф и Хауке в суде признались в применении допинга и были дисквалифицированы еще в июле. Хауке был условно осужден. Важно отметить, что его дисквалифицировала не ВАДА и не международная Федерация, а австрийская. 

 

При этом спортсмен три года успешно проходил допинг-контроль и откровенно рассказывал, как именно. Это, равно как и массовость аферы, лишний раз говорит о ВАДА как о политическом инструменте. Сама система выявления случаев допинга далеко не безупречна, и никакой «чистоты спорта» и «защиты чистых спортсменов» не обеспечивает. Несмотря на введение паспортов крови и проверки, под носом у ВАДА несколько лет работала целая сеть организованного применения допинга. 

Коллективных санкций не применялось. Нужно отметить, что официальные власти какой-либо страны не стояли за этой аферой. Напротив, именно полиция проводила расследования. Информационной волны этот скандал не вызвал. Через несколько недель писать о нем перестали. 

Никаких дополнительных расследований по делу о коррупции после дисквалификации Кипропа не было. ВАДА посчитало, что институциональный заговор отсутствует 

Норвегия — страна «астматиков»

Наконец, можно даже без фамилий вспомнить про огромное количество западных спортсменов, особенно норвежских, которые имеют так называемые «терапевтические исключения» по астме. Это позволяет им совершенно легально применять допинг для «лечения заболевания», которого, естественно, ни у кого нет. Самое интересное, некоторые спортсмены даже сами признавались в этом, как, например, все та же Тереза Йохауг.