Россияне требуют серьезных изменений системы здравоохранения

На модерации Отложенный

Здоровье людей и здравоохранение как система – это не просто вопрос социальных гарантий и социальной справедливости. Это вопрос сохранения народа и страны. И после удара по всем социальным структурам и функциям государства в 1990-е годы эта тема стала особенно болезненной для нашего общества.

При этом вокруг системы здравоохранения, как недавно и вокруг системы МВД, создано множество мифов, предрассудков и предубеждений.

С одной стороны, понятно и неоспоримо, что здравоохранение находится в упадке. При этом часть общества постоянно убеждает других в том, что российские врачи недобросовестны, корыстны и не профессиональны. И лечиться в России, а тем более в системе бесплатного здравоохранения, – удел бедных, не адаптированных и ущербных людей.

Причем, даже лженищие в переходах и метро просят милостыню под обоснование: "Ребенок болен. Нужна операция за границей". А российские СМИ прозападной ориентации иначе как с пренебрежением и брезгливостью об отечественной медицине не говорят, и постоянно убеждают сделать ее по возможности платной, в крайнем случае бесплатными оставить лишь базовые виды медицинской помощи.

Недавний опрос Левада-центра интересен среди прочего тем, что показывает, как в сознании граждан в отношении медицины переплетены мифы и реальный опыт. И что мифы, упорно объявляющие отечественное здравоохранение несостоятельным, все же оказываются слабее, чем реальный повседневный опыт. Почти так, как это было с милицией: чуть ли не большинство общества говорило о своем недоверии ей, но на деле оказалось, что лишь у явного меньшинства из них это недоверие вызвано личным опытом, а у большинства – впечатлениями, навеянными СМИ.

Так, например, когда граждан спрашивают о том, доверяют ли они отечественной системе здравоохранения, 6 % говорят, что доверяют полностью, 18 % – что доверяют по большей мере, и 32 % – "в какой-то мере доверяю". Всего в той или иной степени доверяют 56%. То есть, большинство. "Очень мало доверяют" 22%, и совсем не доверяют – 19 %, всего – 41 %. Почти половина.

С другой стороны, когда вопрос задается о доверии врачам, 10 % говорят о своем полном доверии, 37 % – скорее о доверии, 33 % отчасти доверяют, отчасти нет, 15 % скорее не доверяют, 4 % совершенно не доверяют. Можно видеть, что два эти вопроса строились по разным схемам для ответов и их сложно сравнивать, но если вариант ответа "отчасти доверяю, отчасти – нет" рассмотреть условно как аналог ответа "в какой-то мере доверяю" в первом вопросе, то получается, что врачам так или иначе доверяет 80 % при 56 % доверяющих системе, и не доверяет 19 % при 41 % не доверяющих системе.

Людям верят больше, системе – меньше. В частности, потому что "система" – это нечто пропагандистки абстрактное и постоянно критикуемое. А люди – это те, кого видишь перед собой и кто реально оказывает тебе помощь.

Хотя, конечно, само соприкосновение с организацией и порядками в низовой медицине вызывает очень много вопросов. Поэтому лишь 24 % опрошенных считают, что система здравоохранения требует либо небольших изменений, либо не требует никаких. Тогда как 45 % полагают, что она требует больших изменений, и 26 % – что она требует полного изменения. 53 % считают, что система здравоохранения в России неэффективна или скорее неэффективна. И только 17 % – что она эффективна или в основном эффективна.

При этом мальтузианская идея рыночников о том, что государство несет ответственность лишь за оказание набора основных медицинских услуг, находит поддержку лишь у 17 %, против нее выступает 56 % граждан.

Интересен и очень показателен такой момент: 16 % граждан в той или иной форме согласны платить более высокие налоги, чтобы улучшить медицинское обслуживание, но 64 % выступают против этого.

Государственное финансирование профилактических медицинских осмотров, которые после падения советской власти проводиться перестали, поддерживает 85 % населения, против – 3 %. Государственное финансирование программ по профилактике ожирения поддерживает 54 % и не поддерживает 21 %.

Государственное финансирование операций по трансплантации органов поддерживает 76 % и не поддерживает 5 %.

Более того, 75 % российских граждан согласны с тем, что доступ к государственной медицинской помощи должны иметь даже те, кто не имеет российского гражданства. Просто на том основании, что они люди. И не согласны с этим 8 %. Для одних человек – всегда человек. А для других он только "налогоплательщик".

Люди, называющие себя либералами, будут утверждать, что это проявление патернализма и нахлебничества большей части общества. Только почему нужно платить больше за то, что положено бесплатно? Дело даже не в том, сколько россияне получают. И не в том, что они и так платят установленные налоги. А, во-первых, в том, что получать качественную и бесплатную медицинскую помощь – это их естественное конституционное право. И еще в том, что стране и государству иметь здоровое население нужно не меньше, чем самим гражданам быть здоровыми. Более того, даже имущим, гордящимся тем, что на медицинские осмотры летают в Лондон и Израиль, иметь здоровых работников и солдат тоже нужно не меньше. Вообще, если работодатель хочет иметь здорового работника – даже в рамках простой капиталистической логики, именно он должен платить за его здоровье. Если на то пошло, точно также, как он платит за ремонт сложного оборудования.

Но вернемся к теме удовлетворенности или неудовлетворенности граждан существующей системой здравоохранения. Отвечая на вопрос "Насколько вы удовлетворены или не удовлетворенны лечением, которое вы получили, когда вы последний раз посещали врача?", 50 % граждан ответили, что удовлетворены, и лишь 20 % – что не удовлетворены. При этом 17 % частью удовлетворены, а частью нет.

А на вопрос о том, насколько удовлетворены или не удовлетворены оказались люди тем лечением, которое получили, последний раз попав в больницу, 33 % сказали, что удовлетворены, и 11 % – что неудовлетворенны. 12 % – что ни удовлетворены, ни неудовлетворенны. А 31 % – что в больнице не лежали.

То есть 41 % системе здравоохранения не доверяют. 57 % считают, что она неэффективна. 71 % – что ее нужно чуть ли не полностью менять. Но неудовлетворенными от посещения врачей остались 20 %, а от последней госпитализации – 11 % против 33 % удовлетворенных, при 31 % туда не попадавших.

Кстати, 62 % опрошенных четко выделяют социальные и классовые корни нездоровья, утверждая, что люди страдают от серьезных проблем со здоровьем, потому что они бедны. Не согласны с этим 12 %.

И тут, конечно, есть две проблемы. Первая – это то, что слишком часто в современном обществе люди выносят оценки явлениям не на основании собственного опыта, а на основании того, что прочитали в каком-нибудь скандальном издании или услышали по радио.

Мы живем в условиях театрализованного политического и социального процесса, где оценки даются и тем более принимаются не на основании своего опыта, а на основании массированно вбрасываемой информации.

Как писал Владимир Ленин: "Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов".

Вторая проблема заключается в том, что хотя система здравоохранения России еще работает, и врачи ее еще профессиональны и гуманны, денег и ей, и им дают очень мало. Это сказки, будто врачи зарабатывают на уровне их западных коллег. В крупных медицинских центрах персонал подчас получает по 6 тыс. рублей, врачи – немногим больше. И из года в год сокращаются списки бесплатных лекарств. И на каждую операцию нужно получать "квоту" в органах управления здравоохранением. И руководит этой системой человек, не имеющий никакого отношения к медицине. И цена на лекарства измеряется подчас в тысячах рублей за препарат. И в аптеках в ответ на вопрос о том, как люди с небольшим достатком могут их оплачивать, говорят: "А куда им деваться"...